Конспект по теме "Народы севера. Ороки".
Оценка 4.6

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Оценка 4.6
Семинары
docx
биология +1
8 кл—11 кл +1
07.11.2017
Конспект по теме "Народы севера. Ороки".
конспект к презентации по теме " Народы севера. Ороки ". В данном конспекте рассматривается как народы севера приспособились к суровым условиям : их образ жизни , место обитания , тип питания , происхождение , обычаи , адаптация на гипотоламогипофизарнонейроэндокрийном уровне. стадии адаптации.конспект к презентации
Адаптация народов севера.docx
Адаптация народов севера Численность ­ 350 ­ 360 человек. Язык — тунгусо­маньчжурская группа алтайской семьи языков. Расселение — Сахалинская область. Ульта — народ на Сахалине. Самоназвание­ ульта, ульча, ольча (возможно, от ула — олень). В  настоящее время ороки зовут себя ульта. С середины XIX в., а возможно и ранее, в языке существовал южный говор, отличный от северного. Создается письменность на основе кириллицы. В 1989 г. орокский язык считали родным лишь 44,7%. К середине XIX в. сформировались две территориальные группы. Северная заселяла срединную часть  Северного Сахалина, южная — включала 12 селений ороков, проживающих вместе с айнами в южной  части острова от залива Терпения до залива Анива. В формировании культур южной и северной групп многое зависело от контактов с другими  аборигенными народами ­нивхами, айнами, амурскими народами. Начиная с середины XIX в. для  добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура,  поддерживавшиес ороками давние связи. Некоторые амурские охотники женились на орокских  женщинах и оставались на Сахалине. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район  расселения ульчей. Хозяйство носило комплексный характер. Северные занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Оленеводство имело в  основном транспортное направление, оленей доили. Каждая семья держала 20 — 30 голов вьючных,  верховых или запрягаемых в нарты оленей, на которых зимой отправлялись на промысел в тайгу.  Охотились с луками, копьями, позже­ с огнестрельным оружием­ на медведя, северного оленя, с  петлями — на соболя, с давящими ловушками­ на других мелких зверей, с самострелом­ на лисиц. С  наступлением весны перебирались на восточное побережье Сахалина и жили здесь до осени.  Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, а также рыбу, прежде всего лососевых.  С конца XIX в. в морском промысле стали широко применять огнестрельное оружие. Для ловли рыбы  пользовались разнообразными сетями (адули), неводами (кэрэку), удочкам (лочо, умбу) и острогами  (падари, дэгбо), строили запоры­заездки (пинди). На зиму запасали вяленую рыбу (юколу), рыбий жир, мясо лесных и морских зверей. Жир последних употребляли зимой для освещения, а шкуры — для  пошива одежды и обуви. Занимались собирательством. Поначалу южные ороки имели небольшое  количество оленей, но со временем они их лишились и стали безоленными. Основными их занятиями  были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота в тайге с ручной нартой и одной­двумя собаками. В обмен на пушнину они получали муку, крупы, ткани, металлические  инструменты (ножи, пилы, копья), огнестрельное оружие и боеприпасы. Средством передвижения  служили нарты.  По воде передвигались на лодках­долбленках, купленных у нивхов, или плоскодонках,  приобретенных у айнов.  В течение многих лет жили в небольших летних и зимних поселениях. Когда­то зимой ороки обитали в землянках, при передвижениях возводя временные конические жилища из жердей и коры (аундау).  Летние жилища (каура) двускатной формы сооружали из крупных хвойных деревьев. Вокруг  сооружали хозяйственные постройки­ амбары на сваях (далу), лабазы­ помосты на сваях, вешала.  Зимними жилищами служили конические чумы (каундау). Сверху чум устилали покрышками (гуйдэ)  оленьих шкур, рыбьих кож, бересты. В центре ставили очаг. В самые суровые зимние месяцы северные ороки перебирались с оленями в верховья горных незамерзающих рек, перевозили туда и свои чумы. В конце зимнего сезона их разбирали, жерди складировали в лесу, а покрышки сворачивали и увозили с  собой. Комплект одежды ороков состоял из летнего тканевого халата (покто), коротких штанов  (пэру) из ткани, рыбьей кожи или шкуры и ноговиц (гару) на пояске (тэлэги).Женские халаты из  рыбьей кожи (вэлтэли, уттэури)сохранились лишь в памяти стариков, поскольку одежду стали  приобретать на ярмарках. В начале ХХ в. начали носить мужские рубахи русского покроя из ткани,  якутские суконные халаты на подкладке (ульбаху). Промысловая одежда — куртки (пэтэгэ), юбки до колен (хоссэ) из нерпичьих шкур, нагрудники (ауту, даллу) из оленьей шкуры. Зимняя верхняя одежда — мужские шубы (сун) из осенних шкур диких оленей, а женские — из лапок соболя, лисицы  и оленьего меха. Мужские и женские головные уборы имели форму капора, по­разному скроенного.  Непременной частью свадебной и праздничной женской одежды были нагрудники из сукна (нэллу)  эвенкийского типа, украшенные бисером и вышивкой (иногда их использовали также как элемент  погребального комплекта). В начале ХХ в. у северных ороков появились фартуки, украшенные  пуговицами, бисером, подпоясанные поясом. Женщины носили серебряные украшения: нагрудные  (сэлтэ), накосники (узи), ушные и носовые серьги, ручные и ножные браслеты. Обувь поршневидная  (амурская) и башмаковидная (тунгусская).Для обозначения видов обуви существовало много  терминов (эмтирэ, монд, доки, муру, хосома утта). Традиционная пища — сырая, вяленая (юкола),  мороженая, вареная, копченая и соленая рыба; мясо сухопутных и морских животных; ягоды, орехи,  съедобные растения, морская капуста и др. Ритуальным блюдом считалось мясо собаки, которое  отваривали и ели перед уходом на промысел. Брюшко и наиболее жирные куски рыбы ели, обжарив на углях и обмакивая их в рыбий или нерпичий  жир. Из юколы варили суп, заправляя крапивой, стеблями кувшинок, морской капустой и сдабривая  рыбьим жиром. Из мяса нерпы, оленя, диких животных и раковин готовили бульон, добавляя в него  листья молодой полыни, крапивы, борщевика. Морскую капусту разваривали до получения  студенистой массы и ели с вареной рыбой. Делали рыбный или мясной шашлык, рыбный паштет,  который ели с ягодами, черемшой, диким чесноком. Варили кишки кеты и толстые кишки оленей  (мипу,) наполненные кровью. Во время медвежьего праздника кроме отварного медвежьего мяса  готовили из кожи горбуши и кеты студень (мось), а также варили супы, жидкие и густые каши,  растительные блюда (отварные папоротник, борщевик, полынь, стебли и корни кувшинок, корни  лопуха, черемшу, дикие чеснок и лук), ели также морошку, голубику, чернику, шикшу, бруснику,  шиповник, кедровые и стланиковые орехи. В большом количестве употребляли рыбий и нерпичий  жир, медвежье сало и масло, сбитое из молока оленей. Из ягод черемухи пекли лепешки. Стараниями  православной миссии в конце XIX в. ороки были обращены в христианство. Они посещали церкви,  крестили детей, имели иконы, но сохраняли при этом прежние анимистические представления,  промысловый культ: почитали духов­покровителей, духов­хозяев зверей, рек, тайги, сопок,  обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. Существовал культ морских  животных. Согласно обряду черепа добытых животных бросали в море, как бы возвращая их главному хозяину ­духу Тэуму. Ему же приносили жертвы весной и осенью, опуская в воду пищу из особой ритуальной  посуды. Перед началом охоты на пушного зверя приносили в жертву собаку, мясо которой съедали, а  кости помещали в сруб около места, где собирались охотиться.  Из жанров фольклора можно выделить космогонические сюжеты о происхождении Вселенной, Земли,  людей; то темические­ о происхождении орокских родов от животных (медведя, нерпы и пр.), а также  героический эпос (нинма(н) о богатыре с оленьим копытом, о небесных женщинах­богатырках.  Имеются бытовые, волшебные, детские сказки (нинма(н) о животных (хитрой лисе­ обманщице,  жадной, злой вороне, о красных волках); сказки с заимствованным сюжетом (сахури); устные рассказы (турпин); предания, мифологические рассказы (тэлуну) — легенды о межродовой борьбе,  переселении, родовой мести, сильных людях и выдающихся личностях рода, о тотемных животных;  календарные, лирические, свадебные, колыбельные, ритуальные песни (яя(н), хэхэ­хэ­хеккэ);  частушки (яята); пословицы, поговорки, шутки, дразнилки, приметы, загадки (гайаво), запреты  (эннэв­ри­эннэури, папу(н). Главный персонаж космогонического сюжета­ герой Хадау. Он творит  Землю, спасает жизнь на Земле, создает культурные ценности и шаманские ритуалы. В разнообразной  по жанру музыке центральное место занимают песенные импровизации (хээгэ).Общий термин для  обозначения музыкальных инструментов­ тэккэрэ. Известны койо — свисток из тальника (либо из  кости), пупа — пищалка­манок из бересты, буриккэ — охотничий лук, хули ­тетива, а также два типа  варгана: кунга — деревянный пластинчатый и мухан’е — металлический дуговой. Шаманский бубен  (дали) относится к амурскому типу. В число погремушек шамана входил и бронзовый зеркальный  диск (толи), согласно преданию, отражающий стрелы злых духов. Сейчас традиционная культура  ороков находится на грани исчезновения. Живут они в основном в с. Вал и пос. Ноглики, южная  группа — в г. Поронайске и на о­ве Южный. Готовится к изданию букварь орокского языка. Адаптация к жизни в северных широтах протекает по особенному. Здесь воздействия на  организм всегда комплексные: попав в условия Севера, человек подвергается действию не  только низкой температуры, но и измененного режима освещенности и уровня радиации.  Первая острая адаптация при попадании на Север знаменуется несбалансированным  сочетанием теплопродукции и теплоотдачи. Под влиянием регуляторных механизмов развиваются стойкие изменения теплопродукции­  усиливается липидный обмен. У людей, живущих на Севере, повышено содержание в крови  жирных кислот, уровень сахара в крови несколько снижается. За счет усиления “глубинного”  кровотока при сужении периферических сосудов жирные кислоты более активно вымываются  из жировой ткани. Митохондрии в клетках людей, адаптированных к жизни на Севере, также  включают в себя жирные кислоты. Это приводит к тому, что митохондрии способствуют  изменению характера окислительных реакций — разобщению фосфорилирования и свободного окисления. Из этих двух процессов доминирующим становится свободное окисление. В тканях  жителей Севера относительно много свободных радикалов. Становлению специфических изменений тканевых процессов, характерных для адаптации,  способствуют нервные и гуморальные механизмы. В частности, хорошо изучены проявления  повышенной активности в условиях холода щитовидной железы (тироксин обеспечивает  повышение теплопродукции) и надпочечника (катехоламины дают катаболический эффект).  Эти гормоны, кроме того, стимулируют и липолитические реакции. Считают, что в условиях  Севера гормоны гипофиза и надпочечников вырабатываются особенно активно, обусловливая  мобилизацию механизмов адаптации В случае холодовой адаптации патогенным раздражителем является нетипичная для  человеческого организма температура окружающей среды Любая адаптация, в том числе и холодовая, имеет последовательно развивающиеся  Стадии развития стрессовой реакции: 1. Стадия тревоги, сопровождается дискомфортом и резким "протестом" всего организма  против неблагоприятных условий внешней среды 2. Стадия резистентности, возникает восстановление нарушенного равновесия, организм  становится более устойчивым к любым раздражающим стрессовым воздействиям  окружающей, социальной и биологической среды. Он легче переносит психические и  физические травмы, конфликтные ситуации на работе и в семье. При холодовой  адаптации полностью меняются и ощущения 3. Стадия истощения, когда адаптивные возможности исчерпываются, и синдром приобретает  патогенный характер В Северных регионах края среди населения преобладают люди типа "стайер", что явилось, по­ видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к  местным условиям Для коренных жителей Севера характерен ­ арктический адаптивный тип (независимо от  этнической принадлежности ­ якуты, эвенки, долганы, нганасаны): плотность тела, большое  развитие костно ­ мышечной массы, прочный скелет, высокая вентиляционная способность  легких, повышенное содержание гемоглобина в крови

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".

Конспект по теме "Народы севера. Ороки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017