конспект по теме "Народы севера. Ороки".

  • Семинары
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект к презентации по теме " Народы севера. Ороки ". В данном конспекте рассматривается как народы севера приспособились к суровым условиям : их образ жизни , место обитания , тип питания , происхождение , обычаи , адаптация на гипотоламогипофизарнонейроэндокрийном уровне. стадии адаптации.конспект к презентации
Иконка файла материала Адаптация народов севера.docx
Адаптация народов севера Численность ­ 350 ­ 360 человек. Язык — тунгусо­маньчжурская группа алтайской семьи языков. Расселение — Сахалинская область. Ульта — народ на Сахалине. Самоназвание­ ульта, ульча, ольча (возможно, от ула — олень). В  настоящее время ороки зовут себя ульта. С середины XIX в., а возможно и ранее, в языке существовал южный говор, отличный от северного. Создается письменность на основе кириллицы. В 1989 г. орокский язык считали родным лишь 44,7%. К середине XIX в. сформировались две территориальные группы. Северная заселяла срединную часть  Северного Сахалина, южная — включала 12 селений ороков, проживающих вместе с айнами в южной  части острова от залива Терпения до залива Анива. В формировании культур южной и северной групп многое зависело от контактов с другими  аборигенными народами ­нивхами, айнами, амурскими народами. Начиная с середины XIX в. для  добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура,  поддерживавшиес ороками давние связи. Некоторые амурские охотники женились на орокских  женщинах и оставались на Сахалине. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район  расселения ульчей. Хозяйство носило комплексный характер. Северные занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Оленеводство имело в  основном транспортное направление, оленей доили. Каждая семья держала 20 — 30 голов вьючных,  верховых или запрягаемых в нарты оленей, на которых зимой отправлялись на промысел в тайгу.  Охотились с луками, копьями, позже­ с огнестрельным оружием­ на медведя, северного оленя, с  петлями — на соболя, с давящими ловушками­ на других мелких зверей, с самострелом­ на лисиц. С  наступлением весны перебирались на восточное побережье Сахалина и жили здесь до осени.  Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, а также рыбу, прежде всего лососевых.  С конца XIX в. в морском промысле стали широко применять огнестрельное оружие. Для ловли рыбы  пользовались разнообразными сетями (адули), неводами (кэрэку), удочкам (лочо, умбу) и острогами  (падари, дэгбо), строили запоры­заездки (пинди). На зиму запасали вяленую рыбу (юколу), рыбий жир, мясо лесных и морских зверей. Жир последних употребляли зимой для освещения, а шкуры — для  пошива одежды и обуви. Занимались собирательством. Поначалу южные ороки имели небольшое  количество оленей, но со временем они их лишились и стали безоленными. Основными их занятиями  были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота в тайге с ручной нартой и одной­двумя собаками. В обмен на пушнину они получали муку, крупы, ткани, металлические  инструменты (ножи, пилы, копья), огнестрельное оружие и боеприпасы. Средством передвижения  служили нарты.  По воде передвигались на лодках­долбленках, купленных у нивхов, или плоскодонках,  приобретенных у айнов.  В течение многих лет жили в небольших летних и зимних поселениях. Когда­то зимой ороки обитали в землянках, при передвижениях возводя временные конические жилища из жердей и коры (аундау).  Летние жилища (каура) двускатной формы сооружали из крупных хвойных деревьев. Вокруг  сооружали хозяйственные постройки­ амбары на сваях (далу), лабазы­ помосты на сваях, вешала.  Зимними жилищами служили конические чумы (каундау). Сверху чум устилали покрышками (гуйдэ)  оленьих шкур, рыбьих кож, бересты. В центре ставили очаг. В самые суровые зимние месяцы северные ороки перебирались с оленями в верховья горных незамерзающих рек, перевозили туда и свои чумы. В конце зимнего сезона их разбирали, жерди складировали в лесу, а покрышки сворачивали и увозили с  собой. Комплект одежды ороков состоял из летнего тканевого халата (покто), коротких штанов  (пэру) из ткани, рыбьей кожи или шкуры и ноговиц (гару) на пояске (тэлэги).Женские халаты из  рыбьей кожи (вэлтэли, уттэури)сохранились лишь в памяти стариков, поскольку одежду стали  приобретать на ярмарках. В начале ХХ в. начали носить мужские рубахи русского покроя из ткани,  якутские суконные халаты на подкладке (ульбаху). Промысловая одежда — куртки (пэтэгэ), юбки до колен (хоссэ) из нерпичьих шкур, нагрудники (ауту, даллу) из оленьей шкуры. Зимняя верхняяодежда — мужские шубы (сун) из осенних шкур диких оленей, а женские — из лапок соболя, лисицы  и оленьего меха. Мужские и женские головные уборы имели форму капора, по­разному скроенного.  Непременной частью свадебной и праздничной женской одежды были нагрудники из сукна (нэллу)  эвенкийского типа, украшенные бисером и вышивкой (иногда их использовали также как элемент  погребального комплекта). В начале ХХ в. у северных ороков появились фартуки, украшенные  пуговицами, бисером, подпоясанные поясом. Женщины носили серебряные украшения: нагрудные  (сэлтэ), накосники (узи), ушные и носовые серьги, ручные и ножные браслеты. Обувь поршневидная  (амурская) и башмаковидная (тунгусская).Для обозначения видов обуви существовало много  терминов (эмтирэ, монд, доки, муру, хосома утта). Традиционная пища — сырая, вяленая (юкола),  мороженая, вареная, копченая и соленая рыба; мясо сухопутных и морских животных; ягоды, орехи,  съедобные растения, морская капуста и др. Ритуальным блюдом считалось мясо собаки, которое  отваривали и ели перед уходом на промысел. Брюшко и наиболее жирные куски рыбы ели, обжарив на углях и обмакивая их в рыбий или нерпичий  жир. Из юколы варили суп, заправляя крапивой, стеблями кувшинок, морской капустой и сдабривая  рыбьим жиром. Из мяса нерпы, оленя, диких животных и раковин готовили бульон, добавляя в него  листья молодой полыни, крапивы, борщевика. Морскую капусту разваривали до получения  студенистой массы и ели с вареной рыбой. Делали рыбный или мясной шашлык, рыбный паштет,  который ели с ягодами, черемшой, диким чесноком. Варили кишки кеты и толстые кишки оленей  (мипу,) наполненные кровью. Во время медвежьего праздника кроме отварного медвежьего мяса  готовили из кожи горбуши и кеты студень (мось), а также варили супы, жидкие и густые каши,  растительные блюда (отварные папоротник, борщевик, полынь, стебли и корни кувшинок, корни  лопуха, черемшу, дикие чеснок и лук), ели также морошку, голубику, чернику, шикшу, бруснику,  шиповник, кедровые и стланиковые орехи. В большом количестве употребляли рыбий и нерпичий  жир, медвежье сало и масло, сбитое из молока оленей. Из ягод черемухи пекли лепешки. Стараниями  православной миссии в конце XIX в. ороки были обращены в христианство. Они посещали церкви,  крестили детей, имели иконы, но сохраняли при этом прежние анимистические представления,  промысловый культ: почитали духов­покровителей, духов­хозяев зверей, рек, тайги, сопок,  обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. Существовал культ морских  животных. Согласно обряду черепа добытых животных бросали в море, как бы возвращая их главному хозяину ­духу Тэуму. Ему же приносили жертвы весной и осенью, опуская в воду пищу из особой ритуальной  посуды. Перед началом охоты на пушного зверя приносили в жертву собаку, мясо которой съедали, а  кости помещали в сруб около места, где собирались охотиться.  Из жанров фольклора можно выделить космогонические сюжеты о происхождении Вселенной, Земли,  людей; то темические­ о происхождении орокских родов от животных (медведя, нерпы и пр.), а также  героический эпос (нинма(н) о богатыре с оленьим копытом, о небесных женщинах­богатырках.  Имеются бытовые, волшебные, детские сказки (нинма(н) о животных (хитрой лисе­ обманщице,  жадной, злой вороне, о красных волках); сказки с заимствованным сюжетом (сахури); устные рассказы (турпин); предания, мифологические рассказы (тэлуну) — легенды о межродовой борьбе,  переселении, родовой мести, сильных людях и выдающихся личностях рода, о тотемных животных;  календарные, лирические, свадебные, колыбельные, ритуальные песни (яя(н), хэхэ­хэ­хеккэ);  частушки (яята); пословицы, поговорки, шутки, дразнилки, приметы, загадки (гайаво), запреты  (эннэв­ри­эннэури, папу(н). Главный персонаж космогонического сюжета­ герой Хадау. Он творит  Землю, спасает жизнь на Земле, создает культурные ценности и шаманские ритуалы. В разнообразной  по жанру музыке центральное место занимают песенные импровизации (хээгэ).Общий термин для  обозначения музыкальных инструментов­ тэккэрэ. Известны койо — свисток из тальника (либо из  кости), пупа — пищалка­манок из бересты, буриккэ — охотничий лук, хули ­тетива, а также два типа  варгана: кунга — деревянный пластинчатый и мухан’е — металлический дуговой. Шаманский бубен  (дали) относится к амурскому типу. В число погремушек шамана входил и бронзовый зеркальный  диск (толи), согласно преданию, отражающий стрелы злых духов. Сейчас традиционная культура  ороков находится на грани исчезновения. Живут они в основном в с. Вал и пос. Ноглики, южная  группа — в г. Поронайске и на о­ве Южный. Готовится к изданию букварь орокского языка.Адаптация к жизни в северных широтах протекает по особенному. Здесь воздействия на  организм всегда комплексные: попав в условия Севера, человек подвергается действию не  только низкой температуры, но и измененного режима освещенности и уровня радиации.  Первая острая адаптация при попадании на Север знаменуется несбалансированным  сочетанием теплопродукции и теплоотдачи. Под влиянием регуляторных механизмов развиваются стойкие изменения теплопродукции­  усиливается липидный обмен. У людей, живущих на Севере, повышено содержание в крови  жирных кислот, уровень сахара в крови несколько снижается. За счет усиления “глубинного”  кровотока при сужении периферических сосудов жирные кислоты более активно вымываются  из жировой ткани. Митохондрии в клетках людей, адаптированных к жизни на Севере, также  включают в себя жирные кислоты. Это приводит к тому, что митохондрии способствуют  изменению характера окислительных реакций — разобщению фосфорилирования и свободного окисления. Из этих двух процессов доминирующим становится свободное окисление. В тканях  жителей Севера относительно много свободных радикалов. Становлению специфических изменений тканевых процессов, характерных для адаптации,  способствуют нервные и гуморальные механизмы. В частности, хорошо изучены проявления  повышенной активности в условиях холода щитовидной железы (тироксин обеспечивает  повышение теплопродукции) и надпочечника (катехоламины дают катаболический эффект).  Эти гормоны, кроме того, стимулируют и липолитические реакции. Считают, что в условиях  Севера гормоны гипофиза и надпочечников вырабатываются особенно активно, обусловливая  мобилизацию механизмов адаптации В случае холодовой адаптации патогенным раздражителем является нетипичная для  человеческого организма температура окружающей среды Любая адаптация, в том числе и холодовая, имеет последовательно развивающиеся  Стадии развития стрессовой реакции: 1. Стадия тревоги, сопровождается дискомфортом и резким "протестом" всего организма  против неблагоприятных условий внешней среды 2. Стадия резистентности, возникает восстановление нарушенного равновесия, организм  становится более устойчивым к любым раздражающим стрессовым воздействиям  окружающей, социальной и биологической среды. Он легче переносит психические и  физические травмы, конфликтные ситуации на работе и в семье. При холодовой  адаптации полностью меняются и ощущения 3. Стадия истощения, когда адаптивные возможности исчерпываются, и синдром приобретает  патогенный характер В Северных регионах края среди населения преобладают люди типа "стайер", что явилось, по­ видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к  местным условиям Для коренных жителей Севера характерен ­ арктический адаптивный тип (независимо от  этнической принадлежности ­ якуты, эвенки, долганы, нганасаны): плотность тела, большое  развитие костно ­ мышечной массы, прочный скелет, высокая вентиляционная способность  легких, повышенное содержание гемоглобина в крови

Посмотрите также