Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект поурочного плана предназначен для учащихся ДМШ и ДШИ 5 класса (выпускники), I четверть. В плане урока даны теоретические сведения, практические задания, слушание музыкальных произведений, список литературы, использование ЭОР, домашнее задание, музыкальные примеры. В конспекте дан подробный разбор данной темы.Синкопа - ритмическая группа: внутритактовая и междутактовая. Триоль - ритмическая группа, состоящая из 3-х нот, и равная по длительности одной четверти.
Иконка файла материала конспект поурочного плана по ЭТМ для 5 класса ДПОП.docx
Конспект поурочного плана по УП «Элементарная теория музыки»  для учащихся 5 класса (5) ДПОП  в области музыкального искусства «Народные инструменты» разработчик: преподаватель МУДО «Усть­Ордынская ДШИ» Белобородова Виктория Викторовна Тема: Синкопа. Триоль.  Цель: познакомить обучающихся с ритмическими группами синкопа и триоль Задачи: 1. Образовательная: Проверка Д/з. Устный и письменный опрос по темам прошлого урока: Ритм. Метр. Размер. Дать понятие синкопа (внутритактовая, междутактовая и внутридолевая), практические задания. Дать понятие ритмической группы триоль (практические задания). Дать различные сочетания ритмических групп с шестнадцатыми. Ритмические задания с использованием всех пройденных длительностей. Определить   размеры,   ритмические   группы   триоль   и   синкопы   в   музыкальных произведениях. 2.Воспитательная: воспитание чувства метроритма. 3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление. Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно­ иллюстративный, музыкального обобщения. Оборудование: фортепиано, доска, мелки. Раздаточный материал: учебники, карандаши, ластики. Музыкальный материал: А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е. Сольфеджио для 5­го класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая синкопа), В. Моцарт. Соната № 14, III часть (фрагмент) из уч. Варламовой А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио: 5 класс, с. 45 (междутактовая синкопа); П.И. Чайковский «Декабрь» (фрагмент), Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент). Использование ЭОР: Синкопа в музыке и ее разновидности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muz­teoretik.ru/sinkopa­v­muzyke/ (дата обращения 03.09.2017) Триоли, квинтоли, и другие необычные длительности нот [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата   обращения 03.09.2017) Название ресурса: учебно­методический и дидактический материалы. http://muz­teoretik.ru/trioli­i­neobychnye­dlitelnosti­not/  Список литературы и средств обучения Учебная и методическая литература 1. Белобородова В.В. Программа учебного предмета В.03.УП.03. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ   МУЗЫКИ  вариативной   части   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   музыкального   искусства   «Народные инструменты», для учащихся   5 классов / В.В. Белобородова, Л.В. Дмитриева. – Срок реализации ­ 1 год. – Усть­Ордынский, 2015.2. Варламова   А.А.   Сольфеджио:   5   кл.:   Учеб.   пособие   для   уч­ся   ДМШ   и   ДШИ: Пятилетний курс обучения / А.А. Варламова, Семченко Л.В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.: ноты. – «Б­ка детской музыкальной школы». 3. Давыдова Е. Сольфеджио для 5­го класса ДМШ / Е. Давыдова. – 3­е изд. – М.: Музыка, 1981. 4. Калмыков   Б.,     Фридкин   Г.   Сольфеджио.   Ч.I.   Одноголосие   /   Б.   Калмыков,   Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1985. 5. Способин И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Кифара, 1998. Перечень учебно­методических материалов 1.Наглядные   пособия   для   работы   на   уроках   элементарной   теории   музыки:   пособия   с ритмическими группами триоль, синкопа, шестнадцатые в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8. 2.Карточки с ритмами: синкопа и триоль. Ход урока Проверка Д/з I.Устный и письменный опрос по темам прошлого урока: 1. Что такое ритм? 2.Назовите основные нотные знаки длительностей звуков? 3.Что такое метр? 4.Что такое метрический акцент? 5.Назовите простые метры? 6.Какие метры и размеры называются сложными? 7.Что такое смешанный размер? 8.Что такое переменный размер? 9.Приведите пример переменного размера: запишите в тетради ритмическое упражнение в объеме 8 тактов, с использованием пройденных длительностей нот. 10.Простучите ритмическую партитуру № 346 (I ч.) двумя руками. 11.Простучать ритмическое упражнение № 676 (I ч.). Теоретические сведения Синкопа  –   это   смещение   акцента   с   сильной   доли   на   слабую.В   целом   синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Внутритактовые синкопы  – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые   –   в   пределах   одной   доли   (например:   шестнадцатая,   восьмая   и   снова шестнадцатая   нота   –   вместе   не   превышают   доли   музыкального   размера,   выраженной четвертью).   Междудолевые   охватывают   несколько   долей   в   одном   такте   (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4). Выразительные свойства синкоп Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.   Междутактовые   синкопы  –   это   синкопы,   которые   бывают   между   тактами. Например: четверть на 2 доле первого такта слигованная с четвертью на 1 доле следующего такта.Триоль – это ритмическая группа, состоящая из 3­х нот и равная по длительности одной четверти. Триоли образуются при делении какой­нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных. Восьмые­триоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный способ   деления.   Также   оформляются   и   шестнадцатые   ноты   триоли.   А   более   крупные длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами, тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в этом случае – также обязательный атрибут. Практические задания 1.Простучать ритмическое упражнение в размере ¾, с использованием ритмических групп синкоп, шестнадцатых (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5­го класса ДМШ, с.18 № 1 б) 2.Простучать   ритмическое   упражнение   в   размере   4/4,   с   использованием   ритмической группы триоль двумя руками (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5­го класса ДМШ, с. 51 № 2 б) Анализ на слух Определить на слух в музыкальных произведениях размеры и ритмические группы: триоли, синкопы: 1.А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е. Сольфеджио для 5­го класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая синкопа). 2.В.А. Моцарт. Соната № 14, III часть.3.П.И. Чайковский «Декабрь» («Святки») из цикла «Времена года» (фрагмент): 4.Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент): Обобщение урока1.Какие бывают синкопы? 2.Чем отличается ритмическая группа синкопа от ритмической группы триоль? Д/з 1.Сочинить ритмическую партитуру и записать ее в тетради. К № 465 (I ч.) Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио I ч. сочинить левую руку, используя ритмическую группу синкопа. 2.№ 463 (I ч.) – стучать ритм, № 480 (I ч.) – переписать и стучать ритм.