Конспект поурочного плана предназначен для учащихся ДМШ и ДШИ 5 класса (выпускники), I четверть. В плане урока даны теоретические сведения, практические задания, слушание музыкальных произведений, список литературы, использование ЭОР, домашнее задание, музыкальные примеры. В конспекте дан подробный разбор данной темы.Синкопа - ритмическая группа: внутритактовая и междутактовая.
Триоль - ритмическая группа, состоящая из 3-х нот, и равная по длительности одной четверти.
Конспект поурочного плана по УП «Элементарная теория музыки»
для учащихся 5 класса (5) ДПОП
в области музыкального искусства «Народные инструменты»
разработчик: преподаватель МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Синкопа. Триоль.
Цель: познакомить обучающихся с ритмическими группами синкопа и триоль
Задачи: 1. Образовательная:
Проверка Д/з.
Устный и письменный опрос по темам прошлого урока: Ритм. Метр. Размер.
Дать понятие синкопа (внутритактовая, междутактовая и внутридолевая), практические
задания.
Дать понятие ритмической группы триоль (практические задания).
Дать различные сочетания ритмических групп с шестнадцатыми.
Ритмические задания с использованием всех пройденных длительностей.
Определить размеры, ритмические группы триоль и синкопы в музыкальных
произведениях.
2.Воспитательная: воспитание чувства метроритма.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно
иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: учебники, карандаши, ластики.
Музыкальный материал: А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е.
Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая
синкопа), В. Моцарт. Соната № 14, III часть (фрагмент) из уч. Варламовой А.А., Семченко
Л.В. Сольфеджио: 5 класс, с. 45 (междутактовая синкопа); П.И. Чайковский «Декабрь»
(фрагмент), Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент).
Использование ЭОР: Синкопа в музыке и ее разновидности [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://muzteoretik.ru/sinkopavmuzyke/ (дата обращения 03.09.2017)
Триоли, квинтоли, и другие необычные длительности нот [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
(дата обращения
03.09.2017)
Название ресурса: учебнометодический и дидактический материалы.
http://muzteoretik.ru/trioliineobychnyedlitelnostinot/
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1. Белобородова В.В. Программа учебного предмета В.03.УП.03. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ вариативной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные
инструменты», для учащихся 5 классов / В.В. Белобородова, Л.В. Дмитриева. –
Срок реализации 1 год. – УстьОрдынский, 2015.2. Варламова А.А. Сольфеджио: 5 кл.: Учеб. пособие для учся ДМШ и ДШИ:
Пятилетний курс обучения / А.А. Варламова, Семченко Л.В. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.: ноты. – «Бка детской музыкальной школы».
3. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ / Е. Давыдова. – 3е изд. – М.:
Музыка, 1981.
4. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.I. Одноголосие / Б. Калмыков, Г.
Фридкин. – М.: Музыка, 1985.
5. Способин И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Кифара, 1998.
Перечень учебнометодических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках элементарной теории музыки: пособия с
ритмическими группами триоль, синкопа, шестнадцатые в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8.
2.Карточки с ритмами: синкопа и триоль.
Ход урока
Проверка Д/з
I.Устный и письменный опрос по темам прошлого урока:
1. Что такое ритм?
2.Назовите основные нотные знаки длительностей звуков?
3.Что такое метр?
4.Что такое метрический акцент?
5.Назовите простые метры?
6.Какие метры и размеры называются сложными?
7.Что такое смешанный размер?
8.Что такое переменный размер?
9.Приведите пример переменного размера: запишите в тетради ритмическое упражнение в
объеме 8 тактов, с использованием пройденных длительностей нот.
10.Простучите ритмическую партитуру № 346 (I ч.) двумя руками.
11.Простучать ритмическое упражнение № 676 (I ч.).
Теоретические сведения
Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую.В целом синкопы
разделяются на внутритактовые и междутактовые.
Внутритактовые синкопы – это те, которые по времени не выходят за пределы
одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые.
Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова
шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной
четвертью). Междудолевые охватывают несколько долей в одном такте (например:
восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).
Выразительные свойства синкоп
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают
на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или
более энергично, или более напевно.
Междутактовые синкопы – это синкопы, которые бывают между тактами.
Например: четверть на 2 доле первого такта слигованная с четвертью на 1 доле следующего
такта.Триоль – это ритмическая группа, состоящая из 3х нот и равная по длительности
одной четверти.
Триоли образуются при делении какойнибудь длительности не на две части, а на
три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они,
конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную
ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.
Восьмыетриоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно
ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный
способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные
длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами,
тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в
этом случае – также обязательный атрибут.
Практические задания
1.Простучать ритмическое упражнение в размере ¾, с использованием ритмических групп
синкоп, шестнадцатых (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с.18 № 1 б)
2.Простучать ритмическое упражнение в размере 4/4, с использованием ритмической
группы триоль двумя руками (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с. 51 №
2 б)
Анализ на слух
Определить на слух в музыкальных произведениях размеры и ритмические группы: триоли,
синкопы:
1.А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е. Сольфеджио для 5го
класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая синкопа).
2.В.А. Моцарт. Соната № 14, III часть.3.П.И. Чайковский «Декабрь» («Святки») из цикла «Времена года» (фрагмент):
4.Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент):
Обобщение урока1.Какие бывают синкопы?
2.Чем отличается ритмическая группа синкопа от ритмической группы триоль?
Д/з
1.Сочинить ритмическую партитуру и записать ее в тетради. К № 465 (I ч.) Калмыков Б.,
Фридкин Г. Сольфеджио I ч. сочинить левую руку, используя ритмическую группу синкопа.
2.№ 463 (I ч.) – стучать ритм, № 480 (I ч.) – переписать и стучать ритм.