Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
30.09.2017
Конспект поурочного плана предназначен для учащихся ДМШ и ДШИ 5 класса (выпускники), I четверть. В плане урока даны теоретические сведения, практические задания, слушание музыкальных произведений, список литературы, использование ЭОР, домашнее задание, музыкальные примеры. В конспекте дан подробный разбор данной темы.Синкопа - ритмическая группа: внутритактовая и междутактовая.
Триоль - ритмическая группа, состоящая из 3-х нот, и равная по длительности одной четверти.
конспект поурочного плана по ЭТМ для 5 класса ДПОП.docx
Конспект поурочного плана по УП «Элементарная теория музыки»
для учащихся 5 класса (5) ДПОП
в области музыкального искусства «Народные инструменты»
разработчик: преподаватель МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Синкопа. Триоль.
Цель: познакомить обучающихся с ритмическими группами синкопа и триоль
Задачи: 1. Образовательная:
Проверка Д/з.
Устный и письменный опрос по темам прошлого урока: Ритм. Метр. Размер.
Дать понятие синкопа (внутритактовая, междутактовая и внутридолевая), практические
задания.
Дать понятие ритмической группы триоль (практические задания).
Дать различные сочетания ритмических групп с шестнадцатыми.
Ритмические задания с использованием всех пройденных длительностей.
Определить размеры, ритмические группы триоль и синкопы в музыкальных
произведениях.
2.Воспитательная: воспитание чувства метроритма.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно
иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: учебники, карандаши, ластики.
Музыкальный материал: А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е.
Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая
синкопа), В. Моцарт. Соната № 14, III часть (фрагмент) из уч. Варламовой А.А., Семченко
Л.В. Сольфеджио: 5 класс, с. 45 (междутактовая синкопа); П.И. Чайковский «Декабрь»
(фрагмент), Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент).
Использование ЭОР: Синкопа в музыке и ее разновидности [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://muzteoretik.ru/sinkopavmuzyke/ (дата обращения 03.09.2017)
Триоли, квинтоли, и другие необычные длительности нот [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
(дата обращения
03.09.2017)
Название ресурса: учебнометодический и дидактический материалы.
http://muzteoretik.ru/trioliineobychnyedlitelnostinot/
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1. Белобородова В.В. Программа учебного предмета В.03.УП.03. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ вариативной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные
инструменты», для учащихся 5 классов / В.В. Белобородова, Л.В. Дмитриева. –
Срок реализации 1 год. – УстьОрдынский, 2015. 2. Варламова А.А. Сольфеджио: 5 кл.: Учеб. пособие для учся ДМШ и ДШИ:
Пятилетний курс обучения / А.А. Варламова, Семченко Л.В. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.: ноты. – «Бка детской музыкальной школы».
3. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ / Е. Давыдова. – 3е изд. – М.:
Музыка, 1981.
4. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.I. Одноголосие / Б. Калмыков, Г.
Фридкин. – М.: Музыка, 1985.
5. Способин И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Кифара, 1998.
Перечень учебнометодических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках элементарной теории музыки: пособия с
ритмическими группами триоль, синкопа, шестнадцатые в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8.
2.Карточки с ритмами: синкопа и триоль.
Ход урока
Проверка Д/з
I.Устный и письменный опрос по темам прошлого урока:
1. Что такое ритм?
2.Назовите основные нотные знаки длительностей звуков?
3.Что такое метр?
4.Что такое метрический акцент?
5.Назовите простые метры?
6.Какие метры и размеры называются сложными?
7.Что такое смешанный размер?
8.Что такое переменный размер?
9.Приведите пример переменного размера: запишите в тетради ритмическое упражнение в
объеме 8 тактов, с использованием пройденных длительностей нот.
10.Простучите ритмическую партитуру № 346 (I ч.) двумя руками.
11.Простучать ритмическое упражнение № 676 (I ч.).
Теоретические сведения
Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую.В целом синкопы
разделяются на внутритактовые и междутактовые.
Внутритактовые синкопы – это те, которые по времени не выходят за пределы
одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые.
Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова
шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной
четвертью). Междудолевые охватывают несколько долей в одном такте (например:
восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).
Выразительные свойства синкоп
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают
на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или
более энергично, или более напевно.
Междутактовые синкопы – это синкопы, которые бывают между тактами.
Например: четверть на 2 доле первого такта слигованная с четвертью на 1 доле следующего
такта. Триоль – это ритмическая группа, состоящая из 3х нот и равная по длительности
одной четверти.
Триоли образуются при делении какойнибудь длительности не на две части, а на
три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они,
конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную
ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.
Восьмыетриоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно
ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный
способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные
длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами,
тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в
этом случае – также обязательный атрибут.
Практические задания
1.Простучать ритмическое упражнение в размере ¾, с использованием ритмических групп
синкоп, шестнадцатых (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с.18 № 1 б)
2.Простучать ритмическое упражнение в размере 4/4, с использованием ритмической
группы триоль двумя руками (уч. Давыдова Е. Сольфеджио для 5го класса ДМШ, с. 51 №
2 б)
Анализ на слух
Определить на слух в музыкальных произведениях размеры и ритмические группы: триоли,
синкопы:
1.А. Арутюнян «Кантата о Родине» (фрагмент) из уч. Давыдовой Е. Сольфеджио для 5го
класса ДМШ, с. 91 (ритмическая группа триоль, междутактовая синкопа).
2.В.А. Моцарт. Соната № 14, III часть. 3.П.И. Чайковский «Декабрь» («Святки») из цикла «Времена года» (фрагмент):
4.Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная», I часть (фрагмент):
Обобщение урока 1.Какие бывают синкопы?
2.Чем отличается ритмическая группа синкопа от ритмической группы триоль?
Д/з
1.Сочинить ритмическую партитуру и записать ее в тетради. К № 465 (I ч.) Калмыков Б.,
Фридкин Г. Сольфеджио I ч. сочинить левую руку, используя ритмическую группу синкопа.
2.№ 463 (I ч.) – стучать ритм, № 480 (I ч.) – переписать и стучать ритм.
Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Конспект по УП Элементарная теория музыки на тему "Синкопа. Триоль" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.