Конспект «Поучение Владимира Мономаха детям» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 64.docx
В мире книг (7 ч) Книги Древней Руси (3 ч) Дата: 25.12.18 Урок 64.  Тема:                                  «Поучение Владимира Мономаха детям» Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,   понимать   читаемое   на   уровне   не   только   фактов,   но   и   смысла   (иметь  свои   суждения,   выражать эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём   воображении   прочитанное   (представлять   мысленно   героев, события). Задачи: Учебные задачи: • познакомить с книгами летописей Древней Руси ­ письменными литературными памятниками; • дать понятия о летописях и летописных жанрах: «повесть», «житие», «похвала», «слово», «наставление», «поучение»; • показать фольклорные корни произведений, вошедших в книги Древней Руси; • учить наблюдать за развитием письменной речи, познакомить с первой русской азбукой ­ кириллицей; • учить выделять особенности первых книг, героев и их подвиги; • учить   сравнивать   произведения   фольклора   и   книги   Древней   Руси   (выделять   нравственные   понятия, основные темы и главную мысль); • познакомить с первыми «авторами» древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир и т. д.). Учебные умения: • называть жанры литературы Древней Руси; • читать, выделять сходство и различия летописи, летописных жанров и произведений фольклора; • называть имена авторов произведений, включённых в летописные книги Древней Руси; • выполнять   творческие   работы   в   жанре   поучений   и   наставлений   для   себя   и   других   людей   (например, одноклассников). Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Выражение   личного   отношения   к   героям   произведения,   аргументация   позиции   с   привлечением   текста произведения. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя. Уметь: ­ понимать содержания литературного произведения; ­ определять главную мысль Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану.Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока 1. Обобщение по разделу. • Проверка творческих работ «Наказ для себя» или «Наставление для себя». • Сравнение языка летописи и современных книг. 2. Работа с книгами­сборниками легенд, мифов, сказок. • Выбор книги (работа по рубрике «Книжная полка»). • Беседа. (Чем интересен текст? О чём говорит заголовок? И т. д.) 3. Коллективная работа: составление словаря древнерусских слов. Каждый ученик выбирает два древнерусских слова, объясняет их и записывает на листе (1/4 машинописного листа), который оформляет как летописную страницу   (по­своему).   Из   этих   страниц   изготовляется   книжка­самоделка   «Древнерусские   слова»   или «Летописные слова». 4. Задание на дом (по выбору): подготовить аннотацию  к   выбранной   книге;   познакомиться   с   древнерусскими книгами в библиотеке. 5. Работа по рубрике «Проверьте себя» в тетради. На заметку учителю.  В рубрике «Проверьте себя» даются вопросы по разделу «В мире книг». Эта работа позволяет увидеть приобретённый читательский опыт, а также умение использовать информацию и делать выводы.   Например,   задание   4*   («Эрудит»)   ставит   вопрос:   «Что   такое   летопись?»   Учащиеся   должны обратиться к вступительной статье раздела «Книги Древней Руси», прочитать её и сделать вывод: «Летопись ­ это повествование о событиях, записанных по годам (летам), когда они происходили». Учащиеся должны пользоваться учебником, учебной хрестоматией, справками и подсказками в тетради. 6. Самопроверка  по  готовому   образцу  с   одной   ошибкой.   Учитель   даёт   образец   выполнения   задания   5 («Книгочей») в тетради: примеры произведений из «Повести временных лет»: 1. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам»', 2. «Повесть о Константине и Мефодии»; 3. «Легенда о граде Китеже»; 4. «Повесть о Никите Кожемяке». При   проверке   дети   должны   отметить,   что   «Легенда   о   граде   Китеже»   включена   ошибочно,   так   как   это произведение фольклора. 7. Работа со схемой.