конспект поурочного плана по УП "Сольфеджио" ДПОП на тему "Регистр" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конспекте разработан поурочный план по УП "Сольфеджио" ДПОП для 1 класса (5-летний курс обучения). В плане урока отражены все разделы урока: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, теоретические сведения, воспитание чувства метроритма, диктант, анализ на слух, домашнее задание.
Иконка файла материала конспект урока по УП Сольфеджио 1 класс тема Регистр.docx
Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»  1 класс (5­летний курс обучения) ДПОП преподаватель МУДО «Усть­Ордынская ДШИ» Белобородова Виктория Викторовна Тема: Регистр Цель: Познакомить обучающихся с разными регистрами на инструменте Задачи: 1. Образовательная: Дать понятие высокие и низкие звуки, клавиатура, регистр. Разучить правило пения, сидя и стоя Л. Абелян «Если хочешь сидя петь». Разучить стихотворение О. Вациеса «Что у кого внутри?» (изображать голосом каждую фразу). Упражнение «Звуки разной высоты» (изобразить голосом и показать руками). Разучить песенки­упражнения «Я иду и пою», «Курочка в серёжках», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» (пение с движением руки вверх и вниз, с прохлапыванием ритма). Слушание музыки на разные регистры: Ф. Шуберт Марш – низкий регистр (Ю. Фролова, с. 105), Обр. В. Ребикова «Аннушка» ­ средний регистр (Ю. Фролова, с. 105), Э. Беттольф «В ожидании весны» ­ высокий регистр (Ю. Фролова, с. 104) Разучить Русскую песню «А мы просо сеяли» (М. Картавцева, с. 24) с прохлапыванием ритма, с движением руки. Разучить р.н.п. «Я гуляю во дворе» со словами и с прохлопыванием ритма (М. Картавцева, с. 24). Музыкальный диктант: работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха (М. Картавцева, с. 31, упражнение 1 а). 2.Воспитательная: осознанное отношение учащихся к интонации. 3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление. Методы: словесный, наглядный, перспективы, сравнения, музыкального обобщения. Список литературы и средств обучения Учебная и методическая литература 1.И.А.   Лазарева,   И.В.   Казанцева.   Программа   учебного   предмета  ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области   музыкального   искусства   «Народные   инструменты»   для   учащихся   1­5   классов. Срок реализации – 5 лет. – Усть­Ордынский, 2012. 2.Абелян   Л.   Как   рыжик   научился   петь.   Учебное   пособие   для   детей   дошкольного   и младшего школьного возраста. – М., 1989. 3.Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Ч. 1. – Минск: Книжный Дом, 1999. 4.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975. 5.Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века. – М.: Кифара, 1999. 6.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. Перечень учебно­методических материалов 1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура.  2.Карточки музыкальных обозначений: регистр, высокие и низкие звуки. Ход урока Вокально­интонационные навыки 1. Разучить правило пения, сидя и стоя Л. Абелян «Если хочешь сидя петь»: Если, хочешь сидя петь,     Не садись ты, как медведь. Спину выпрями скорей,  Ноги в пол упри смелей.Руки, плечи всё свободно  Петь приятно и удобно. Если, хочешь стоя петь,                                                           Головою не вертеть.       Встань красиво, подтянись,                                                          И спокойно улыбнись.     Руки, плечи всё свободно  2. Разучить стихотворение О. Вациеса «Что у кого внутри?» Петь приятно и удобно. Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» Что у кого внутри? Ответ в стихах. А как оно звучит? Слушайте стихи, и в конце каждой фразы изображайте голосом, как кто говорит. Что у кого внутри? У одуванчиков белых – взлеталка (легко дуть на ладонь) У мотоцикла –  рычалка (трр – трр…) У часов – спешилка (тик­так, тик­так) У девчонок – смешинка (ха­ха­ха) У мышки – пищалка (пи­пи­пи…) У лошадки – ржалка (и­го­го…) У ветра – задувалка (долгий выдох) У каблучков – стучалка (цокать язычком) У носа – сопелка (тихонько шмыгать носом) У ежика – пыхтелка (пых­пых­пых…) А у солнца – светилка (каждый ребенок свободно поет один звук, показывая его высоту). 3. Упражнение «Звуки разной высоты» (изобразить голосом и показать руками). В музыке бывают звуки разной высоты: низкие, средние, высокие.  Кто же говорит низким звуком? Дети отвечают: «Медведь». А средним звуком? Ответ: «Лиса, зайчик». Ну, а кто говорит высоким звуком? Ответ: «Мышка, птичка». А давайте мы   с   вами   попробуем   изобразить   голосом   звуки   разной   высоты.   Дети   говорят   низким голосом, средним и высоким, при этом показывая руками высоту звука. 4.Разучить   песенки­упражнения  «Я   иду   и   пою»   («до­ре­ми­ми­ре­до»),   «Курочка   в серёжках, петушок в сапожках, утка в сарафане, селезень в кафтане», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» («до­ре­ми­фа­соль­соль­фа­ми­ре­до») пение с движением руки вверх и вниз. Теоретические сведения Дать понятие высокие и низкие звуки, клавиатура, регистр. Нас окружает множество звуков: дома, на улице, в лесу и в поле. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. А   звучать   они   начинают   тогда,   когда   на   них   играют   музыканты.   Посмотрим,   как располагаются   звуки   на   инструменте   (фортепиано   или   рояле).   Вы,   наверное,   заметили, белые   и   черные   клавиши   расположены   друг   за   другом   в   одном   большом   ряду.   Это   – клавиатура.  Каждая клавиша –  звук. Слева – низкие звуки, в середине – звуки средней высоты,   а   справа   –   высокие   звуки.   Эти   три   отрезка   звучания   по   высоте   называются регистрами. Регистр бывает: низкий, средний и высокий. Анализ на слух Слушание музыки на разные регистры:  Ф. Шуберт Марш – низкий регистр (Ю. Фролова, с. 105).  Обр. В. Ребикова «Аннушка» ­ средний регистр (Ю. Фролова, с. 105).  Э. Беттольф «В ожидании весны» ­ высокий регистр (Ю. Фролова, с. 104).Разучить Русскую песню «А мы просо сеяли» (М. Картавцева, с. 24) с движением руки по лесенке вверх и вниз. Сольфеджирование и пение с листа Разучить р.н.п. «Я гуляю во дворе» со словами и с прохлопыванием ритма (М. Картавцева, с. 24). Воспитание чувства метроритма Прохлопать ритмический рисунок русской песни «А мы просо сеяли», р.н.п. «Я гуляю во дворе». Прохлопать   ритмический   рисунок   песенок­упражнений   «Я   иду   и   пою»,   «Курочка   в серёжках», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз». Музыкальный диктант Работа над развитием памяти и внутреннего слуха: М. Картавцева с. 31, упражнение № 1 а) Д/з 1.Сделать карточку «Регистр»: низкий, средний, высокий. 2.Выучить наизусть слова песни «Курочка в серёжках». 3.Нарисовать рисунок к песне «Курочка в серёжках»