Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
русских писателей о детях (6 ч)
Дата: 25.11.18
Урок 46.
Тема: Проверочная работа
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов,
но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения произведения русских писателей о детях;
• повторить изученные произведения о детях;
• закрепить понятие «художественный рассказ»;
• учить работать с текстом произведения: делить текст на смысловые части, составлять план,
пересказывать по плану подробно и кратко;
• учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;
• учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
• отрабатывать навык чтения молча и вслух.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные умения:
• называть произведения отечественных и зарубежных писателей о детях;
• самостоятельно работать с текстом: читать, разделять на смысловые части, составлять план;
• пересказывать по плану (подробно и кратко);
• различать героев главных и второстепенных, создавать их образы (внешний вид, поступки,
отношение автора);
• работать с книгами из библиотечного фонда (художественными, справочными);
• читать не менее 80 слов в минуту вслух и не менее 100 слов молча.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения
намеченного результата; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; осуществлять самоконтроль работы. Понимать значение границ
собственного знания и «незнания»; осознавать необходимость самосовершенствования;
адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с проявленными
усилиями, трудолюбием; стремиться к достижению положительных результатов труда.
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
1.Обобщение по теме.
Ход урока.
Совет коллегам. Урокобобщение проводится по нескольким разделам, поэтому важно
построить работу так, чтобы учащиеся смогли повторить все произведения. Любое задание
требует не только знания названия произведения, но и умения найти его в учебнике, учебной
хрестоматии, в детской книге. Поощряйте учащихся, которые самостоятельно прочитали
книги из «Книжной полки», присвойте им звание «Книгочей класса» и поместите в уголке
чтения список любителей чтения. Задание 7 можно выполнить в виде конкурса «Лучший
чтец». Напоминаем, что учащиеся выразительно читают только подготовленные
произведения или отрывки, в данном случае свои любимые произведения. Цель такой
работы проверка и самопроверка уровня начитанности, развитие интереса к чтению и
книге, использование чтения как средства познания.
2. Самопроверка по готовому образцу (на школьной или интерактивной доске).
3. Чтение минисочинений о своём друге (подруге). Сравнение реального человека
с героем литературного произведения.
4. Задание на дом: подготовить по 35 вопросов по изученным произведениям.
1.Прочитай. Отметь загадку - вопрос.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Что милее всего на свете?
Пятеро волов одной сохой пашут.
2.Отметь заголовки стихотворений М.Ю.Лермонтов.
- "Парус"
- "Утёс"
- "Осень"
3.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
- "Вечер"
- "Зимняя дорога"
Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом:
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.- из сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна"
- из сказки П.П.Ершова "Конёк-горбунок"
- из "Сказки о золотом петушке" А.С.Пушкина
4.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды
"Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала
коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
она. - Какое это наслаждение - жить на свете!"
- В.М.Гаршин. "Сказка о жабе и розе"
- М.Ю.лермонтов. "Ашик -Кериб"
- В.М.Гаршин. "Лягушка-путешественница"
5.Какое произведение начинается словами "Давно тому
назад…". Отметь ответ.
- И.И.Хемницер "Друзья"
- М.Ю.лермонтов. "Ашик -Кериб"
- В.М.Гаршин. "Лягушка-путешественница"
6.Отметь жанр фольклора.
- рассказ
- сказка
- басня
7.Отметь имя и отчество Гаршина.
- Пётр Павлович
- Всеволод Михайлович
- Николай Георгиевич
8.Как называется художественное определение.
- аллегория
- эпитет
9. В каком словаре можно найти значение слова. Отметь ответ.
- в орфографическом
- в толковом
- в энциклопедическом
10.Укажи, в каком жанре написано произведение.
А.С.Пушкин "Зимнее утро" __________________________
- метафора
- мораль
- ирония