Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака (10 ч)
Дата: 23.03.18
Урок 101.
Тема: Р.Бёрнс «В горах моё сердце…» (перевод С.Маршака»)
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух
и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Образовательные:
• обобщить знания четвероклассников о жанровом разнообразии творчества С.Я. Маршака (стихи, загадки,
сказки, пьесы, повести);
• дать представление о С.Я.Маршаке как поэте, переводчике, драматурге, сказочнике; познакомить с
литературоведческими понятиями «пьеса», «пьесасказка», «сцена», «действие», «картина», «действующие
лица», «реплика», «ремарка»;
• учить выразительному чтению стихов, диалогов, сцен;
• учить инсценированию отдельных эпизодов;
• учить пользоваться справочным материалом об авторе.
Учебные умения:
• называть произведения С.Я. Маршака, жанры и темы;
• приводить примеры произведений поэта разных жанров;
• читать наизусть произведения С.Я. Маршака;
• сочинять небольшие произведения (загадку, сказку, стихотворение).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с произведением до чтения: читать фамилию автора и заголовок, фамилию переводчика.
Читать справку о С.Я. Маршаке в энциклопедии. Слушать чтение учителя и следить по тексту, наблюдать
за интонационным рисунком. Моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать автора и
заголовок, фамилию переводчика). Работать со словарём: объяснять значение слов. Читать выразительно с
соблюдением знаков препинания. Осваивать литературоведческие понятия и использовать их при анализе.
Писать литературный диктант (литературоведческий)
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1. Продолжение работы с произведениями С.Я. Маршака.
•
Рассматривание книг С.Я. Маршака.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]•
Выполнение заданий в тетради.
Бёрнс (Перевод
С.Я. Маршака)
2. Работа со стихотворением Роберта Бёрнса «В горах моё сердце» в переводе С.Я.
Маршака.
• Первичное восприятие (читает учитель).
• Моделирование обложки: указать тему и жанр, название (фамилию автора и заголовок),
подзаголовок (фамилию переводчика).
В горах
моё сердце
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]• Повторное чтение, выполнение заданий к тексту в учебнике.
• Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя.
3. Выполнение заданий в тетради.
4.Проверка выполнения заданий в тетради.
Обратите внимание. Прокомментируем задания.
1.Точное слово. С каким чувством говорит поэт о родине? Выберите ответ или напишите свой.
с гордостью и грустью
с радостью и восхищением
с восхищением или печалью
Дети могут выбрать первый или третий вариант ответа (они в целом синонимичны) или дополнить
предложенные варианты, написав свой. Это задание на развитие целостного восприятия текста: учащиеся
должны вникнуть, вслушаться в звучание стихотворения и понять его суть (автор прощается с горячо любимой
родиной, которой он гордится, восхищается, и ему очень грустно и больно расставаться с ней). Кроме того,
задание развивает речь: чем больше синонимов дети смогут подобрать для описания состояния лирического
героя, тем лучше.
2.Точное слово. Как поэт обращается к родине? Кем называет себя? Подчеркните эти слова. Укажите рифмы.
Прощай, моя Родина! Север, прощай, —
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Каждый ученик перечитывает строфу, выделяет обращения (моя родина, север, отечество славы и
доблести край) и слова, которыми называет поэт себя (сыном твоим).
Дополнительно можно предложить задания на повторение: определите вид рифмы (парная);
определите вид строфы (четверостишие).
3*. Проталинки. Впишите пропущенные слова. С чем прощается поэт? Подчеркните обращения.
Дата: 23.03.18.........................................................1
Урок 101...............................................................1
Тема: Р.Бёрнс «В горах моё сердце…» (перевод С.Маршака»)...............1
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами
устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь
свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события)........1
Прощайте, ______________________ .
Дополнительное задание на повторение: выделите логические ударения, укажите паузы (/ короткая, // —
длинная, /// — очень длинная).
5. Д/з : выучить наизусть стихотворение Р. Бёрнса «В горах моё сердце» в переводе С.Я. Маршака.