Тема: Анализ повести «Бэла» (по роману М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Цели: в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера; развить навыки анализа текста; воспитать уважение к культуре другого народа.
Оборудование: портрет писателя.
Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вопросы на повторение.
1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Предисловии» к роману? (О цели написания своего произведения.)
3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»? («... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)
4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»? («Довольно людей кормили сластями,..»)
5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом? (На нравственные болезни современного ему общества.)
III. Вступительное слово учителя.
«Бэла» — первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказ». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабс-капитану. Максим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Санкт-Петербурга и служившего под его началом.
V. Анализ повести.
1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» (развитие связной устной речи). Каковы же персонажи первой главы?
Основные ее герои следующие: рассказчик, Максим Максимыч – штабс-капитан, Печорин, Бэла - княжна, Казбич - разбойник, Азамат - сын князя
На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец – человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.
Образ Печорина впервые предстает именно в главе «Бэла» Лермонтова. Максим Максимыч и штабс-капитан Печорина едут на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома – Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.
Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня. Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом
Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя. Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на крепостной вал. Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы. Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел – причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.
Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом. Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.
2) От какого лица ведется повествование в повести? (От лица штабс-капитана Максим Максимыча.)
3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин при первом знакомстве Максим Максимычу? (<... молодой человек лет двадцати пяти... Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно»,)
4) Что привлекло Печорина в Бэле? (Красота, новизна впечатлений,)
5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:
- воспитание (семья горцев);
- роль традиций в ее жизни (велика);
- внешность (необыкновенно красива);
- характер (дикарка);
- отношение к Печорину (влюбилась в Печорина).
Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе. Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!» Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.
6) Охарактеризуйте жизнь горцев. (Сильна роль традиций, гордые люди, склонные к военным набегам, почитание родителей и др.)
7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? (Печорин — светский человек, без определенного уклада жизни, Казбич и Азамат — люди гор, живущие по законам горцев)
8) Почему Печорин разлюбил Бэлу? («Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», «мне с нею скучно».)
9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч? («Только немножко странен»,)
10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил? (Гибель Бэлы тяжело воспринимается Печориным, для него смерть девушки — незаживающая рана.)
Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства. Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства. Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.
Лермонтов не дает однозначной оценки своим героям. «Герой нашего времени»– роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам. История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии. Вывод. Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.
Анализ автохарактеристики Печорина (чтение фрагмента повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).
Вопросы для анализа
1. Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».
Роль пейзажа в повести.
Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести? Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина.
Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.
IV. Обобщение.
В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Лермонтов использует целый ряд приемов для обрисовки образа героя: характеристика Печорина рассказчиком; действия и поступки Печорина; автохарактеристика героя; сопоставление Печорина с другими персонажами повести; пейзаж.
V. Домашнее задание. Прочитать главу «Максим Максимыч» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
VI. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.