Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака (10 ч)
Дата: 23.03.18
Урок 102.
Тема: Слушание и работа с книгами С.Маршака.
С.Маршак «Ледяной остров»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• обобщить знания четвероклассников о жанровом разнообразии творчества С.Я.Маршака (стихи,
загадки, сказки, пьесы, повести);
• дать представление о С.Я.Маршаке как поэте, переводчике, драматурге, сказочнике; познакомить с
литературоведческими понятиями «пьеса», «пьесасказка», «сцена», «действие», «картина»,
«действующие лица», «реплика», «ремарка»;
• учить выразительному чтению стихов, диалогов, сцен;
• учить инсценированию отдельных эпизодов;
• учить пользоваться справочным материалом об авторе.
Учебные умения:
• называть произведения С.Я. Маршака, жанры и темы;
• приводить примеры произведений поэта разных жанров;
• читать наизусть произведения С.Я. Маршака;
• сочинять небольшие произведения (загадку, сказку, стихотворение).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Участвовать в подготовке выставки книг С.Я. Маршака (книги разных годов издания). Творческая
работа: составлять аннотацию к выбранной книге (памятка 7), готовить презентацию книги.
Конкурс «Я знаю стихи С.Я. Маршака»: выразительно читать стихотворения С.Я. Маршака (в
группах). Читать, слушать новое произведение (повесть в стихах С.Я. Маршака «Ледяной остров»).
Выполнять задания в тетради. Выполнять творческую работу («Остров Удрест»), минипроект.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст] оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
1. Слушание стихотворной повести С.Я. Маршака «Ледяной остров» ПОВЕСТЬ В
Ход урока:
СТИХАХ (читают учитель и дети).
2. Беседа.
— В чём заключается главная мысль повести?
— Можно ли героев повести назвать богатырями?
— Чем привлекает сказочный остров Удрест людей?
— Сравните острова Буян и Удрест.
3. Словарная работа: чтение словаря и строф со словарными словами.
4. Выполнение заданий в тетради.
5. Работа с книгами и произведениями С.Я.Маршака:
рассматривание книг,
представление своей книги по схеме (см. учебник, ч. 1);
чтение наизусть стихотворений поэта.
6. Обобщение по разделу: работа со схемами.
Учащиеся, заполняя схемы, подтверждают ответы примерами (называют произведения, читают
отрывки).
7. Задание на дом: познакомиться с книгами С.Я.Маршака и справочной литературой о писателе.