Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака (10 ч)
Дата: 19.03.18
Урок 100.
Тема: Слушание и работа с книгами С.Маршака.
С.Маршак «Сказка про козла»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• обобщить знания четвероклассников о жанровом разнообразии творчества С.Я. Маршака (стихи,
загадки, сказки, пьесы, повести);
• дать представление о С.Я.Маршаке как поэте, переводчике, драматурге, сказочнике; познакомить с
литературоведческими понятиями «пьеса», «пьесасказка», «сцена», «действие», «картина»,
«действующие лица», «реплика», «ремарка»;
• учить выразительному чтению стихов, диалогов, сцен;
• учить инсценированию отдельных эпизодов;
• учить пользоваться справочным материалом об авторе.
Учебные умения:
• называть произведения С.Я. Маршака, жанры и темы;
• приводить примеры произведений поэта разных жанров;
• читать наизусть произведения С.Я. Маршака;
• сочинять небольшие произведения (загадку, сказку, стихотворение).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Находить в учебнике информацию об авторе, называть имя, отчество и фамилию поэта. Писать
литературный диктант (литературоведческий).
Выражать своё отношение к произведению,
аргументировать свой ответ. Читать пьесусказку по ролям (работа в группах)
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
1. Проверка выполнения заданий в тетради; выразительное чтение картины первой из второго
Ход урока:
действия.
2. Слушание и анализ творческих работ.
Можно предложить детям готовую творческую работу (см. статью «Работа с пьесой» в
данном пособии). Учащиеся читают и анализируют текст, закрепляют понятия «сцена»,
«действие», «ремарка», «картина», «диалог», «реплика».
3. Работа с пьесойсказкой С.Я.Маршака «Сказка про козла» (учащиеся работают по группам).
• Ознакомительное чтение (учащиеся слушают одного ученика или читают друг за другом).
• Обсуждение содержания пьесы и образов героев.
• Чтение в лицах картин, подготовленных каждой группой.
4. Задание на дом (по выбору): повторить стихи С.Я. Маршака; выполнить задания в тетради.
5. Повторение: самостоятельная работа со схемой «Сказки С.Я. Маршака».
Обратите внимание. Учащиеся, заполняя схему, работают с книгами С.Я. Маршака,
рассматривают их, вспоминают сказки и записывают заголовки. Многие сказки С.Я. Маршака дети
помнят с раннего детства и знают наизусть. В 1 классе учащиеся работали с «Тихой сказкой» С.Я.
Маршака.