Конспект С.Михалков. «Зеркало" (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 118.docx
Произведения С.В.Михалкова  (3 ч) Дата: 20.04.18 Урок 118.  Тема:                                                С.Михалков. «Зеркало» Цели урока: развитие читательских  умений (овладение основными видами устной и письменной литературной   речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и   слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать   эмоциональное   отношение);   воссоздавать   в   своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события). Задачи: Образовательные: • познакомить учащихся с разножанровыми произведениями писателя С.В. Михалкова (стихи, басни, повести, сказки); • учить определять виды строф и рифм; • учить выразительному чтению и умению выражать своё отношение к героям произведений; • развивать внимание к художественному слову, выделять эпитеты, сравнения; • учить работать с книгами С.В. Михалкова. Учебные умения: • называть произведения С.В. Михалкова; • различать темы и жанры произведений; • сравнивать строфы и рифмы в стихах поэта; • готовить выразительное чтение стихов С.В. Михалкова; • читать наизусть стихи поэта; • отбирать книги на предложенные темы и работать с книгами С.В. Михалкова для детей. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники  чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Выбирать  книги по теме,  рассматривать, работать  с аппаратом выбранной книги,  составлять аннотацию. Читать и слушать (читают учащиеся по частям) литературное, участвовать в беседе после  чтения,  отвечать  на вопросы.  Самостоятельно  выполнять  задания  в  тетради,  проверять работу вместе с одноклассниками, исправлять ошибки Универсальные учебные действия: Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока: Совет   коллегам.  Нужно   не   только   показать   жанровое   разнообразие   произведений   С.В. Михалкова   и   повторить   изученные   басни,   но   и   вспомнить,   что   басни   могут   быть   как   в стихотворной, так и в прозаической форме. Сравнение басен с бродячими сюжетами поможет учащимся понять общую художественную задачу произведений этого жанра у всех народов во все века — осудить и высмеять пороки людей. В ходе работы учащиеся сами находят ответы на вопросы: почему похожие сюжеты привлекают разных баснописцев? Что они хотят сказать своим читателям?   Советуем  вначале  поработать   с  баснями  С.В.   Михалкова,   а   потом   повторить изученные басни других баснописцев. 1. Проверка домашнего задания. • Выразительное чтение подготовленного стихотворения С.В. Михалкова (работа в группах). • Индивидуальный опрос: чтение наизусть одного из стихотворений учащимися из каждой группы и ответы на вопросы одноклассников. • Проверка выполнения заданий творческого характера: слушание монологов о книге и конкурс «Пословицы и загадки о книге». • Знакомство с книгой Г. Бичер­Стоу «Хижина дяди Тома». Совет коллегам. Принесите на этот урок книгу Г. Бичер­Стоу «Хижина дяди Тома» и зачитайте эпизод   торгов.   Учащиеся   объясняют   слова   «Когда   в   порыве   против   зла   добро   сильнее,   чем валюта!..».   Это   важный   момент   для   их   нравственного   воспитания   и   формирования гуманистических   ценностей:   человек,   жизнь,   добро,   любовь.   Если   дети   прочитали   книгу   Г. Бичер­Стоу   «Хижина   дяди   Тома»,   можно   сравнить   главную   мысль   двух   произведений   — написанного в XIX в. и созданного в XX в. — и понять, что волновало авторов этих произ­ ведений. Очень важно, чтобы дети увидели, как именно говорят писатели об этом, вычитать эти слова. 2. Работа с баснями С.В. Михалкова. • Самостоятельная работа с басней «Зеркало» (чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради). • Проверка самостоятельной работы: чтение вслух, объяснение заголовка, выделение и объяснение морали, повторение литературоведческих понятий (басня, мораль, ирония). • Слушание басен «Чужая беда», «Любитель книг». Выполнение заданий в хрестоматии и тетради. Обратите внимание. При чтении басни «Чужая беда» важно не только понять её содержание и мораль, но и через выразительное чтение показать своё отношение к героям басни, их действиям и словам. Следует выделить слова, в которых слышится ирония  (скрытая насмешка) баснописца. Сюжет   басни   ­   бродячий   (И.А.   Крылов.   «Крестьянин   в   беде»,   И.И.   Хемницер.   «Друзья»). Сравнивая   эти  басни,   учащиеся   выделяют   сходство   (сюжет,   мораль,   стихотворная   форма)   и различия   (авторская   принадлежность,   развитие   сюжета,   построение,   герои,   заголовки,   время написания, язык), 3. Сравнение басен С.В. Михалкова, И.А. Крылова, И.И. Хем­ ницера, Л.Н. Толстого. Совет   коллегам.  Для   сравнения   басен   можно   использовать   таблицу.  Учащиеся   работают   на листочках, учитель ­ на доске. Ниже дан образец уже заполненной таблицы. Перед заполнением таблицы   проведите  с   детьми   поисковую   и   исследовательскую   работу   по   учебнику   и   учебной хрестоматии.   Эта   работа   покажет   сформированность   умения   работать   с   книгой:   находить информацию,   обращаясь   к   нужным   разделам   («Басни.   Русские   баснописцы»,   ч.   1   учебника, [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]«Произведения   писателей­классиков   XIX   в.»   и   «Крупицы   народной   мудрости»   в   учебной хрестоматии) и используя разные виды чтения, в том числе чтение молча. Название  басни С. В.  «Зеркало» Михалков. Герои Форма Мораль Животные Прозаическая «Не лучше ль на бя, кума, оборо се титься?» (И.А. Крылов. кало и Обезьяна») Люди С. В.  «Чужая беда» Михалков. И.А. Крылов. Люди «Крестьянин в беде» И. И.  «Друзья» Хемницер. Люди Стихотворная Друг познаётся в беде Стихотворная Речи, как мёд, а дела, как полынь Стихотворная Нё торопись языком, а делом Справка.  Иван Андреевич Крылов  (1769—1844) ­ русский баснописец­ классик, написал боле 200 басен.  Иван Иванович Хемницер  (1745— 1784) ­ русский поэт­баснописец.  Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) ­ русский писатель, поэт и баснописец. 4.Задание на дом (по выбору): выучить наизусть одну из басен С.В. Михалкова; выполнить задания в тетради к басне; повторить очерк С.В. Михалкова «Слово о Крылове» в учебной хрестоматии. [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]• [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]