Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака (10 ч)
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Дата: 1417.03.18
Урок 9799.
Тема:
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Образовательные:
• обобщить знания четвероклассников о жанровом разнообразии творчества С .Я. Маршака (стихи, загадки, сказки,
пьесы, повести);
• дать представление о С.Я. Маршаке как поэте, переводчике, драматурге, сказочнике; познакомить с
литературоведческими понятиями «пьеса», «пьесасказка», «сцена», «действие», «картина», «действующие
лица», «реплика», «ремарка»;
• учить выразительному чтению стихов, диалогов, сцен;
• учить инсценированию отдельных эпизодов;
• учить пользоваться справочным материалом об авторе.
Учебные умения:
• называть произведения С.Я. Маршака, жанры и темы;
• приводить примеры произведений поэта разных жанров;
• читать наизусть произведения С.Я. Маршака;
• сочинять небольшие произведения (загадку, сказку, стихотворение).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новыми литературным жанром (пьеса – сказка): рассматривать оформление текста, осваивать
литературоведческие понятия «пьеса», «действие», «картины», «действующие лица», «диалог», «реплика»,
«ремарка». Читать пьесусказку по действиям и картинам. Обсуждать образы героев, распределять роли. Читать
по ролям, оценивать чтение своё и одноклассников. Рассказывать о героях пьесысказки. Инсценировать отдельные
картины (работать в группах). Писать литературный диктант (литературоведческий).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с произведением до чтения: чтение заголовка, подзаголовка; знакомство с действующими
лицами, репликами, ремарками, действиями, картинами.
3. Ознакомительное чтение текста пьесысказки по учебнику.
Обратите внимание. Если есть возможность, прочитайте полный текст пьесысказки. Также необходимо
повторить словацкую сказку «Двенадцать месяцев» в пересказе С.Я. Маршака, вспомнить сюжет, героев,
главную мысль. Важно, чтобы учащиеся поняли, что пьеса сказка это произведение драматургического
жанра для постановки в театре.
4. Чтение отдельных картин: распределение ролей (ремарки от автора читает ведущий); чтение текста.
Ремарка (франц. remarque) 1) замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или
дополняющее какиелибо детали.
5. Работа с картиной третьей из первого действия и картиной первой из второго действия: чтение и сравнение
текстов картин (содержание, поведение героев, их поступки); выделение ремарок и реплик, объяснение их роли в
пьесе.
6. Словарная работа, упражнение в поисковом чтении предложений со словарными словами.
7. Выполнение заданий в учебнике к тексту пьесысказки, чтение статьи «Обратите внимание».
8. Работа с образами героев: поисковое чтение (что говорит о героях действующих лицах автор в ремарках,
какими предстают они в своей речи и поступках, как изображены месяцы); выразительное чтение описаний
месяцев, передача их характеров интонацией.
9. Задание на дом (по выбору): выполнить задания в тетради; сочинить свою пьесусказку о детях и их
забавах.