Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
06.09.2017
Конспект урока
Урок по теме "Жизненные проблемы в рассказе А.С. Грина "Зелёная лампа". Направлен на формирование метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Обсуждая сюжет рассказа и героев, их поступки, обучающиеся подбирают варианты ответов на проблемный вопрос. Таким образом, учатся спорить, искать смыслы в тексте, работать в команде.Документ содержит конспект урока литературы в 8 классе по теме "Жизненные проблемы в рассказе А.С. Грина "Зелёная лампа"
План урока. Литература. Зелёная лампа, 8 класс.doc
(Заключительный урок по рассказу  А. Грина «Зелёная лампа») Литература    ,   8 класс Стратегия урока Тема: Жизненно важные проблемы в рассказе А. Грина  «Зелёная лампа» Концептуальная цель: Воспитание целостного отношения к жизни Стратегическая цель:  Учить старшеклассников в каждом эпизоде жизни видеть важное, не упускать возможности самосовершенствоваться Задачи: 1. Учить определять основную идею произведения               2. Обратить внимание на роль художественных средств в создании образа                   героя произведения.               3. Совершенствовать навыки проблемной технологии. Проблемный вопрос:  ­ Как жить так, чтобы «зелёная лампа» никогда не гасла? Варианты решения: 1. Поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. 2. Иметь в жизни цель и стремиться к её осуществлению. 3. Много работать не покладая рук. 4. Совершать добрые дела. 5. Помнить о добре, которое совершили для тебя. 6. Быть честным. 7. Не сметь (даже мысленно!) смеяться над другим. Оптимальный вариант: Чтобы   жизнь   имела   смысл,   нужно   иметь   чёткую   цель;   стремясь   к   её осуществлению,   много   работать,   и   всегда   поступать   с   другими   так,   как   тебе хотелось бы чтоб поступали с тобой. Тезис   к   уроку:  (В   ходе   урока   учащиеся   подбирают   тезис   из   энциклопедии афоризмов или используют свой жизненный опыт). Тезисы на выбор:  «Каждый   милосердный   поступок   –   это   ступень   лестницы,   ведущей   к небесам» (Г. Бичер)  «Труд   –   это   не   наказание;   это   награда   и   сила,   слава   и   наслаждение» (Ж.Санд)  «Терять время – это постепенно совершать самоубийство» (Э. Ионг)  «Личность   творится   не   тем,   что   человек   слышит   и   говорит,   а   трудом   и деятельностью» (А. Эйнштейн)  «Каждый человек – творец своего счастья» (Пословица)  «Не думай легкомысленно о добре: «Оно не придёт ко мне». Ведь и кувшин наполняется   от   падения   капель.   Умный   наполняется   добром,   даже понемногу накапливая его» (Из писаний Буддизма)  «Будьте живительной водой для тех, кто жаждет, заботливым проводником для сбившихся с пути»  (Из писания религии Бахаи)  «Добро и зло воздаются по­разному: за добро человек получает счастье, за зло – бедствия. Это непреложная истина. Притом каждый получает то, что заслуживает за свои деяния» (Из писаний Буддизма) I. Приветствие. Примерный ход урока Сообщение темы урока:  II. ­ Сегодня будем размышлять над произведением А. Грина «Зелёная лампа» ­ Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? ­ Какой эпизод особенно запомнился? Почему? (Чтение учениками понравившегося эпизода вслух + диалог, с. 357)     Ш.     Анализ рассказа.             ­­Назовите завязку в рассказе.             ­ Как развивается сюжет?             ­ Где кульминация?             ­ Назовите развязку. (Учащиеся   работают   над   выделением   художественных   средств,   обращая   внимание   на   авторское   стремление   подчеркнуть   характерные   черты   героев, внешние и внутренние)  IV. Обобщающая беседа  ­ Для чего писатель использует образ зелёной лампы? (Это метафора. «Зелёная лампа» ­ это не что иное, как мечта человека, которая ведёт его за собой; как в рассказе В.Г. Короленко «Огоньки», там далёкие огоньки в ночи зовут за собой и не дают человеку потерять веру в себя). ­ В чём главная идея произведения? (Заставляет задуматься о смысле жизни, о выборе, который человек делает сам и сам несёт за него ответственность. В рассказе Грина оба героя делают свой единственный выбор, и мы наблюдаем последствия этого выбора).  V. Деловая игра. Далее работа проходит в форме деловой игры. Класс делится на группы, каждая из которых   выбирает   своих   генераторов   идей,   оппонентов,   секретаря,   хранителя времени, выступающего. В сильной группе ребята могут самостоятельно выделить проблему для исследования прочитанного рассказа, поставить проблемный вопрос, коллективно подобрать варианты ответов на него, сформулировать оптимальный (наиболее подходящий) вариант, отбрасывая повторяющиеся или похожие. Затем группа   подбирает   тезис   и   готовит   выступающего   от   группы   с   защитой   своего видения   проблемы,   заложенной   в   произведении.   Учитель   выполняет   функции наблюдателя и консультанта. Затем игра вступает  в новый этап. Выступающий выходит   на   середину   класса   и   предлагает   всем   свою   проблему   и   её   решение. Начинается   полемика,   где,   по   законам   жанра,   оппоненты   из   других   групп   в корректной форме задают вопросы на уточнение отдельных фактов. Выступающий отвечает; оппонент, задавший вопрос, благодарит за ответ. И так до тех пор, пока не закончатся вопросы представителей других групп. Затем в корректной форме оппоненты   высказывают   суждения.   За   урок   каждая   группа   успевает   поменять роли,   то   есть   её   представители   успевают   побывать   в   роли   выступающего   и оппонента. По ходу игры учащиеся корректируют свои записи в тетрадях, может быть, меняя отдельные варианты или дополняя их. В слабой группе учитель может дать   сформулированную   в  виде   вопроса   проблему,   а   группа   только   подбирает варианты   её   решения.   Такая   работа   развивает   важные   надпредметные компетенции: речь, внимание, умение слушать и слышать, навыки конструктивного общения,   толерантность,   навык   ведения   полемики,   навыки   оратора,   смелость, организованность и другие. Причём, работая в разных группах, учащиеся могут оформить в тетрадях разные записи, так как проблемы у них могут быть названы разные. Так, при проблемном анализе   рассказа  «Зелёная лампа» запись может быть оформлена в виде представленной выше стратегии.  VI. Рефлексия.   На   доске   большой   рисунок   зелёной   настольной   лампы, выполненный заранее на ватмане; лампа отбрасывает лучи во все стороны. Ученикам предлагается написать на этих лучах фломастером то, что они сейчас ощущают. Лампа превращается в «копилку чувств». Вот надписи восьмиклассников: «С сегодняшнего дня – всё начну сначала», «Я люблю жизнь!», «Надо верить в себя!», «Здорово!», «Люблю работать над проблемой!», «Буду читать Грина». Примечание:   так   как   дети   готовы   к   выражению   своих   чувств,   можно предложить им спеть любимую песню. (У нас это – песня «Перевал») Просто нечего нам больше терять, Всё нам вспомнится на страшном суде. Эта ночь легла, как тот перевал, За которым исполненье надежд! Просто прожитое прожито зря­незря, Но не в этом, понимаешь ли, соль, Тихо падают дожди октября, Видишь, старый дом стоит средь лесов! Мы затопим в Боме печь, в доме печь,  Мы гитару позовём со стены. Просто нечего там больше беречь, Ведь за нами все мосты сожжены! Все мосты, все перекрёстки дорог,  Все прошёптанные тайны в ночи… Каждый сделал всё, что мог, всё, что мог, Но об этом помолчим, помолчим. И луна взойдёт оплывшей свечой,  Скрипнут ставни на ветру, на ветру… Как же  я тебя люблю горячо,  Годы это не сотрут, не сотрут! Мы оставшихся друзей соберём, Мы набьём картошкой старый рюкзак. Люди спросят, что за шум, что за гам,  Мы ответим: «Просто так, просто так».

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2017