конспект урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок русского языка в 3 классе. Тема урока : "Сложные слова". Урок для ознакомления открытия нового способа образования слов – сложение основ; научить умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;• Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.урок русского языка в 3 классе тема: "Сложные слова"
Иконка файла материала Урок русского языка в 3.docx
План­конспект урока Предмет,  класс.   Русский язык  3 класс                         Тема  :    Сложные слова Программа        «Школа России» Учебник          Русский язык  Учеб. для 3 кл.  В.П.Канакина,В.Г.Горецкий – М.:  Просвещение, 2017 г. Тип урока:     Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся  . Жмаева Галина  Семёновна,                                                                                         учитель  начальных классов Цели:        создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования  слов – сложение основ; развивать речь, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы; воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому  языку, внимание. Умения работать сообща и дружно с одноклассниками; Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; Развивать умение следовать заданным  инструкциям учителя; Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие,  внимание, эмоции. Оборудование:  карточки со сложными словами, плакат с кроссвордом, индивидуальные  карточки, эпиграф к уроку на плакате «Грамоте учиться – всегда пригодится», рисунок  самолёта, сказочные герои, название остановочных пунктов, слова «физическая культура»  и «физминутка»,запись сложных слов с пропущенными орфограммами на  индивидуальных  карточках. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну­ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем,Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое сегодня число? Прочитайте  запись числа. Что вы заметили? Какое это слово? Из каких основ состоит это слово? Какие орфограммы есть в слове шестнадцатое? Прежде, чем записать число, подготовим  пальчики к работе. Гимнастика для пальцев. Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные  пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт. Поочередной массаж пальцев от  основания к ногтю по внешней стороне: …Один, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять – массаж правого большого пальца; Этот пальчик самый сильный, – массаж левого большого пальца; Самый толстый и большой, – массаж правого указательного пальца; Этот пальчик для того, – массаж левого указательного пальца; Чтоб показывать его – массаж правого среднего пальца; И стоит он в середине – массаж правого безымянного пальца; Этот пальчик безымянный – массаж левого безымянного пальца; Он избалованный самый, – массаж правого мизинца; А мизинчик хоть и мал, – массаж левого мизинца; Очень ловок и удал. – Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма – наш девиз. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вместе со  сказочными героями вот на этом самолёте. (Показ рисунка.) Мы в путь за наукой  Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём Дорогой с пути никуда не свернём! – Итак, в путь! II. Словарная работа. Первая остановка “Словаринка”. – Поиграем в игру “Перекрёсток”. Заменим предложения одним словом и запишем по  горизонтали в кроссворд. Один ученик работает у доски, а остальные – записывают в  тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную. 1с     2 а   3   м   в   4     5   р   л   6 а       з   о           ё     о7 п           т 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез) Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход) Большой чайник на ножках. (Самовар) Русская народная игра – пляска. (Хоровод) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк) Огнестрельное оружие. (Пулемёт) – Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова  получились? (Сложные) – Почему эти слова сложные? Докажите. III. Актуализация знаний. Вторая остановка “Повторяйка”. – Что такое сложные слова? – Как соединяются два корня в сложных словах? – После каких звуков пишется соединительная гласная о? – После каких звуков пишется соединительная гласная е? – Образуйте сложное слово от слов “птица” и “фабрика”. – Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего городу нужна птицефабрика? – Какую соединительную гласную запишем в этом слове? Покажите карточкой. Запишите  слово и его схему. Какая схема подошла к этому слову? – Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему  урока. Сообщение целей урока. IV. Постановка проблемного вопроса. Третья остановка “Вопросительная”. – Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная? V. Решение проблемного вопроса. – Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово  “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая  культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к  части “физ”.) – Есть ли в этом слове соединительная гласная? – А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным? Работа в проблемных группах и подготовка ответов.– А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей  и т. д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о  происхождении слов спасибо, медведь, пароход, велосипед, чародей, злодей, ротозей,  парикмахер, спортсмен, бизнесмен) – Прочитайте слова: диван­кровать, ковёр­самолёт, стенгазета, горицвет, мышка­ норушка, Новгород. – Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в них соединительные гласные? – Так как ещё могут соединяться основы в сложных словах? Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них. VI. Закрепление изученного. Четвёртая остановка “Закрепляйка”. а)– С основой “душа” существует много слов. Подберите сложные слова с основой “душа”. На доске запись: Просто­ Равно­ Велико­ Мало­ Тще­ Благо­ Двое­ Прямо­ Едино­ ­ щипательный – Как вы понимаете значение слов – малодушный, тщедушный, единодушный,  душещипательный? – Есть ли в словах соединительные гласные? Какие? – Запишите 5 слов по выбору в тетрадь. Разберите по составу первое слово. Взаимопроверка. б) Самостоятельная работа. – Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1­й вариант: Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка. 2­й вариант: Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока. – Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные. Самопроверка по таблице на доске. в) Упражнение 140, с. 78. – Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделив корни,  подчеркните соединительные гласные. Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловойФронтальная проверка. VII. Итог урока. – Наше путешествие подошло к концу. Итак, что же такое сложные слова? Незнайка  ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино  сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в  которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав? – Как соединяются основы в сложных словах? VIII. Домашнее задание. – Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова,  обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название  транспорта или техники. IX. Рефлексия. – Что больше всего понравилось на уроке? – За что можете себя похвалить? – У вас на партах лежат кружочки  красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает,  что работал на “отлично”– покажите красный кружочек, кто работал на “хорошо” –  покажите зелёный кружочек, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите  синий кружочек.