Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
31.03.2018
Конспект урока
урок русского языка в 3 классе. Тема урока : "Сложные слова". Урок для ознакомления открытия нового способа образования слов – сложение основ; научить умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;• Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.урок русского языка в 3 классе тема: "Сложные слова"
Урок русского языка в 3.docx
План­конспект урока Предмет,  класс.   Русский язык  3 класс                         Тема  :    Сложные слова Программа        «Школа России» Учебник          Русский язык  Учеб. для 3 кл.  В.П.Канакина,В.Г.Горецкий – М.:  Просвещение, 2017 г. Тип урока:     Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся  . Жмаева Галина  Семёновна,                                                                                         учитель  начальных классов Цели:        создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования  слов – сложение основ; развивать речь, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы; воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому  языку, внимание. Умения работать сообща и дружно с одноклассниками; Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; Развивать умение следовать заданным  инструкциям учителя; Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие,  внимание, эмоции. Оборудование:  карточки со сложными словами, плакат с кроссвордом, индивидуальные  карточки, эпиграф к уроку на плакате «Грамоте учиться – всегда пригодится», рисунок  самолёта, сказочные герои, название остановочных пунктов, слова «физическая культура»  и «физминутка»,запись сложных слов с пропущенными орфограммами на  индивидуальных  карточках. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну­ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое сегодня число? Прочитайте  запись числа. Что вы заметили? Какое это слово? Из каких основ состоит это слово? Какие орфограммы есть в слове шестнадцатое? Прежде, чем записать число, подготовим  пальчики к работе. Гимнастика для пальцев. Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные  пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт. Поочередной массаж пальцев от  основания к ногтю по внешней стороне: …Один, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять – массаж правого большого пальца; Этот пальчик самый сильный, – массаж левого большого пальца; Самый толстый и большой, – массаж правого указательного пальца; Этот пальчик для того, – массаж левого указательного пальца; Чтоб показывать его – массаж правого среднего пальца; И стоит он в середине – массаж правого безымянного пальца; Этот пальчик безымянный – массаж левого безымянного пальца; Он избалованный самый, – массаж правого мизинца; А мизинчик хоть и мал, – массаж левого мизинца; Очень ловок и удал. – Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма – наш девиз. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вместе со  сказочными героями вот на этом самолёте. (Показ рисунка.) Мы в путь за наукой  Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём Дорогой с пути никуда не свернём! – Итак, в путь! II. Словарная работа. Первая остановка “Словаринка”. – Поиграем в игру “Перекрёсток”. Заменим предложения одним словом и запишем по  горизонтали в кроссворд. Один ученик работает у доски, а остальные – записывают в  тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную. 1с     2 а   3   м   в   4     5   р   л   6 а       з   о           ё     о 7 п           т 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез) Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход) Большой чайник на ножках. (Самовар) Русская народная игра – пляска. (Хоровод) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк) Огнестрельное оружие. (Пулемёт) – Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова  получились? (Сложные) – Почему эти слова сложные? Докажите. III. Актуализация знаний. Вторая остановка “Повторяйка”. – Что такое сложные слова? – Как соединяются два корня в сложных словах? – После каких звуков пишется соединительная гласная о? – После каких звуков пишется соединительная гласная е? – Образуйте сложное слово от слов “птица” и “фабрика”. – Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего городу нужна птицефабрика? – Какую соединительную гласную запишем в этом слове? Покажите карточкой. Запишите  слово и его схему. Какая схема подошла к этому слову? – Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему  урока. Сообщение целей урока. IV. Постановка проблемного вопроса. Третья остановка “Вопросительная”. – Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная? V. Решение проблемного вопроса. – Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово  “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая  культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к  части “физ”.) – Есть ли в этом слове соединительная гласная? – А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным? Работа в проблемных группах и подготовка ответов. – А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей  и т. д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о  происхождении слов спасибо, медведь, пароход, велосипед, чародей, злодей, ротозей,  парикмахер, спортсмен, бизнесмен) – Прочитайте слова: диван­кровать, ковёр­самолёт, стенгазета, горицвет, мышка­ норушка, Новгород. – Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в них соединительные гласные? – Так как ещё могут соединяться основы в сложных словах? Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них. VI. Закрепление изученного. Четвёртая остановка “Закрепляйка”. а)– С основой “душа” существует много слов. Подберите сложные слова с основой “душа”. На доске запись: Просто­ Равно­ Велико­ Мало­ Тще­ Благо­ Двое­ Прямо­ Едино­ ­ щипательный – Как вы понимаете значение слов – малодушный, тщедушный, единодушный,  душещипательный? – Есть ли в словах соединительные гласные? Какие? – Запишите 5 слов по выбору в тетрадь. Разберите по составу первое слово. Взаимопроверка. б) Самостоятельная работа. – Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1­й вариант: Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка. 2­й вариант: Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока. – Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные. Самопроверка по таблице на доске. в) Упражнение 140, с. 78. – Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделив корни,  подчеркните соединительные гласные. Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой Фронтальная проверка. VII. Итог урока. – Наше путешествие подошло к концу. Итак, что же такое сложные слова? Незнайка  ответил на этот вопрос так: “Все непонятные слова называются сложными”. Буратино  сказал: “Все длинные слова – это сложные”. Домовой Афанасий ответил: “Слова, в  которых сложены две основы, называются сложными”. Кто из них прав? – Как соединяются основы в сложных словах? VIII. Домашнее задание. – Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова,  обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название  транспорта или техники. IX. Рефлексия. – Что больше всего понравилось на уроке? – За что можете себя похвалить? – У вас на партах лежат кружочки  красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает,  что работал на “отлично”– покажите красный кружочек, кто работал на “хорошо” –  покажите зелёный кружочек, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите  синий кружочек.

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018