Урок окружающего мира по теме: «Путешествие по карте» является 5 уроком в системе уроков раздела «Путешествие», планировался в тесной взаимосвязи с предыдущими уроками.
Урок проведён во 2 В классе. При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности класса. С учётом данных факторов на уроке были созданы условия для демонстрации учащимся их продвижений к поставленной цели, учтена способность учеников к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному оцениванию выполняемых заданий. Учтены уровни актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
Цели и задачи урока выбраны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель: формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли, первоначальных знаний о флоре и фауне континентов, умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с новыми понятиями «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями; способствовать расширению кругозора учащихся; развитию речи детей, точности, последовательности и содержательности в ответах;
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес;
- развивать умение работать с картой , глобусом, учебным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Урок.docx
Тема: Путешествие по карте.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к
совместной учебнопознавательной деятельности при ознакомлении с
новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
развивать пространственное воображение, познавательный интерес,
кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической
литературы;
развивать умение работать с картой , глобусом, учебным текстом;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы
в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать
потребности и мотивы узнавать «новое»;
способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и
слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и
отстаивать свое мнение);
формировать эмоциональноположительное отношение к предмету,
показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные
формирование
целостного,
социально
ориентирован
ного взгляда
Метапредметные
Регулятивные УУД:
совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
после предварительного
обсуждения самостоятельно
Предметные
уметь объяснять
значение терминов
«материк», «океан»;
работать с готовыми
моделями (глобусом,
физической картой); находить на
физической карте и
глобусе материки и
океаны, географические
объекты и их названия;
расширить знания о
материках и водных
пространствах нашей
планеты.
формулировать тему урока и цель
урока;
прогнозировать предстоящую
работу: определение цели учебной
деятельности, выбор темы,
составление плана;
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
сверять свои действия с целью,
учиться давать оценку
результатов учебной
деятельности;
выполнять самопроверку по
эталону и корректировку своей
деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей
системе знаний;
извлекать и перерабатывать
информацию для открытия новых
знаний;
на мир в его
органичном
единстве;
уметь
выполнять
самооценку на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности;
формировать
мотивацию к
обучению и
целенаправлен
ной
познавательно
й
деятельности;
воспринимать
одноклассник
ов как членов
своей
команды
(группы);
вносить свой
вклад в работу
для
достижения
общих
результатов;
быть
толерантным к
чужим и
собственным
ошибкам,
другому
мнению и
извлекать
информацию,
представленную в разных формах
(текст,диаграмма, таблица, карта,
иллюстрация);
перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
оформлять свои мысли в
речевой форме и доносить свою
позицию до других; проявлять
готовность к
их
обсуждению.
слушать других,
пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения;
совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий
качественной оценки работы
группы.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология
проблемнодиалогического обучения, здоровьесберегающая технология,
проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебнометодическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Плешаков «Окружающий мир»; компьютер, проектор,
мультимедийная презентация;
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая. Ход урока
(Видео фрагмент)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Школу видят наяву.
Всех сегодня видеть рад очень дружный второй класс.
Учитель: Ой, вы гости, господа!
Вы откуда и куда?
Ладно за морем, иль худо?
И какое в мире чудо?
1путешественник:
Мы объездили весь свет.
За морем житье не худо.
В мире очень много чуда.
2 путешественник:
Всё, что видели в пути, мы на карту нанесли.
1путешественник:
Не спеши, мой друг, смотри
Перед нами малыши.
Они читать умеют сказки, а не карты.
2путешественник: Слышал я, что дети эти читают не только сказки, но и карты.
1путешественник:
Это диво! Точно диво!
Учитель:
Что, не верите? Смотрите!
Расскажите, ребята, что обозначено на карте таким цветом? ( суша)
Синим ? (вода)
2путешественник:
Вы ребята – молодцы!
Учитель:
Покажите карту нам, чтоб узнать, где вы бывали?
И что в мире повидали?
1путешественник:
Вот – смотрите!
( показывает свиток – карту, но она контурная)
Ой, беда, беда! Смыла всё соленая вода, Что же делать? Как нам быть?
Как маршрут путешествия на карте восстановить?
2путешественник:
Будем у ребят и их учительницы помощи просить.
Учитель.
Чтобы маршрут на карте проложить , надо тему урока определить
( на доске запись Тема: Путешествие по карте)
Ребята, посмотрите внимательно на карту. На какие две группы можно
разделить большие объекты на карте, используя условные обозначения ?
( суша и вода).
(Слайд)
Определим задачи урока.
Узнать как называются участки … ( суши и воды) Научимся находить их на … ( карте)
Продолжим учиться работать с … ( книгой и картой)
Результаты каждого открытия будем фиксировать на листе наблюдений
суша
вода
Знаю
определение
123
123
Знаю
названия
123
123
все
Могу показать
на карте
123
123
(показываю)
18 15 баллов – «5»
1412 баллов – «4»
116 баллов –«3»
Мой результат __________ баллов. Оценка __________
Откуда начнем наше путешествие? (с суши ).
Может, кто то знает, как называют эти участки суши?
Где проверим правильность утверждения? (в учебнике)
Откройте учебник на стр. 115, прочитайте правило в учебнике.
Что такое материк?
Как по другому называют материк? (континент)
Посмотрите на карту, сколько на планете материков? (6)
Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое материк поставьте
3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
Какую задачу решаем следующую? (название материков)
Прочитайте текст на зеленом листе (у каждого ученика дополнительный
раздаточный материал)
Подчеркивайте в тексте названия материков и отличительные признаки
каждого материка.
Евразия – самый большой по площади материк. Именно в Евразии находится
наша Родина – Россия.
Африка – Это самый жаркий континент. Поверхность земли нагревается до
+ 70*С.
Северная Америка – третий по величине материк.
Южная Америка – самый влажный, а потому и самый зелёный континент.
Австралия – самый сухой и самый маленький материк. Самый холодный материк расположен на южно полюсе Земли. Это
Антарктида – самый холодный материк Земли.
Проверим, кто из вас был внимательным при чтении.
Сколько материков описано в тексте?
Самый большой материк?
Самый жаркий континент?
Самый холодный материк?
Самый сухой и маленький континент?
Самый влажный и зеленый материк?
Какой материк остался ?
Веселая песенка поможет запомнить названия материков.
Подпевайте (презентация)
Самооценка: Если теперь вы знаете названия всех материков,
поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
Перед вами такая же карта, как у наших путешественников.
Прочитайте слова на зеленых карточках.
Евразия — 54 миллиона квадратных километра
Африка — 29 миллиона квадратных километра
Северная Америка —20 миллионов квадратных километра
Южная Америка — 18 миллионов квадратных километра
Антарктида — 14 миллиона квадратных километра
Австралия — 8 миллионов квадратных километра
Рядом с названием материков указана площадь каждого из них. Площадь
выражена в миллионах квадратных километров.
Расположите карточки в порядке уменьшения площади материков.
Проверяем:
Площадь какого материка самая большая? Самая маленькая?
Какой материк третий по величине?
Сравните с информацией в тексте (информация одинаковая) Приклейте на контур материка его название.
Одна группа у доски восстанавливают карту путешественников.
Остальные работают в индивидуальных контурных картах.
Проверьте результат работы.
Если вы правильно определили на карте расположение материков,
поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
1 путешественник:
Это диво! Просто диво!
Сушу снова мы открыли!
2 путешественник:
Ну а как же быть с водой? Да с водою непростой! Что же это? Отгадайте!
Шириною он широк,
Глубиною он глубок.
День и ночь о берег бьется,
Из нег вода не пьется.
По размерам великан
Он зовется…. океан
Правильно, это океан.
Учитель:
Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по
поверхности Земли, то толщина этого слоя будет 150 метров!
Объясните своему соседу по парте, что такое «Океан».
Одна группа найдет определение «Океан» в толковом словаре
Вторая группа найдет определение в учебнике
Что такое океан? Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое океан поставьте
3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
Всего на Земле 5 океанов.
Попробуем дать названия океанам. Выполняем задание на голубых
листах( индивидуальный раздаточный дополнительный материал)
Каждая группа обсуждает название одного материка.
Результат работы записать с обратной стороны листа и лист
прикрепить на доске
Он самый большой и самый глубокий. Когда экспедиция Фернанда Магеллана
пересекала это водное пространство, то все 3 месяца их ласкала тихая океанская вода.
Это ___________________________ океан.
Второй по величине океан простирается с севера на юг широкой полосой. Своё
название он получил от мифологического титана Атланта. (Титан великан, гигант,
богатырь)
Это ___________________________ океан.
Этот океан расположен на Северном полюсе. Он самый холодный и самый
мелкий. Океан весь покрыт льдами.
Это ______________________ _____________________ океан.
В этом океане вода ка парное молоко и достигает температуры +37 *С. Он омывает
берега Индии.
Это ___________________________ океан.
Этот океан окружает материк Антарктиду на Южном полюсе.
Это ___________________________ океан.
Давайте прочитаем, какие названия вы придумали океанам.
Веселая песенка поможет запомнить названия океанов.
Слушайте. Запоминайте и повторяйте (презентация)
Самооценка: Если вы теперь знаете названия всех океанов,
3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
Какую следующую задачу надо решить? ( найти на карте океаны)
Прочитайте слова на голубых карточках.
Что обозначают эти слова? (название океанов) Какая проблема возникает? (Почему океанов 5, а карточек 6?)
Что такое глобус?
Найдем на глобусе Тихий океан.
Развернем изображение Земли с глобуса.
Что получили? ( карту)
Что такое карта?
Как на карте изображен Тихий океан?
Теперь вы сможете показать на карте Тихий океан?
Приклейте карточки с названиями океанов на карту.
Если вы правильно определили на карте расположение океанов, то
поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились 1
1 путешественник:
Это просто чудеса! Наша карта спасена!
Учитель:
Посчитайте количество баллов
18 15 баллов – «5»
1412 баллов – «4»
116 баллов –«3»
Мой результат __________ баллов. Оценка __________
2 путешественник:
Вот теперь мы расскажем про наш путь, и вы сможете проложить на
карте маршрут красным карандашом.
В пути нам помогала песня , мы сделали много фотографий.
Наш фотоотчет разместим на карте.
1 путешественник:
Из Тынды наш путь лежит на восток. Здесь суша встречается с океаном. По
какому океану продолжим путешествие? (Тихий океан) В самом большом океане обитает самое большое млекопитающее Земли
голубой кит. Длина его тела достигает 33 м, а вес достигает 200 т. Чтобы
представить себе такую массу, можно привести одно сравнение – один язык
животного имеет такой же вес, как индийский слон целиком.
2 путешественник:
Наш корабль двигается на юг к материку. Где сделали остановку?
(Материк Австралия)
Здесь нас встретили сумчатые кенгуру.
1 путешественник:
Очень холодно! Куда мы доплыли?
Песня «В Антарктиде льдины».
(Материк Антарктида)
И только здесь живут необычные птицы пингвины.
2 путешественник:
Мы очень замерзли и отправились на самый жаркий материк.
Песня Красной шапочки.
Куда мы прибыли? (Материк Африка)
Африка – родной дом для львов, леопардов, гепардов и гиен.
1 путешественник:
Далее наше путешествие продолжили на запад по океану. Какому?
(Атлантический океан)
Нам с трудом удалось спастись от Большой белой акулы. В пасти белой
акулы три сотни зубов треугольной формы, расположенных в 3 ряда.
Ими они разрывают свою добычу на куски.
2 путешественник:
И вот мы услышали Музыку индейцев.
К какому материку мы приплыли?
( Это материк Южная Америка)
Только здесь живут удивительные млекопитающие броненосцы.
1 путешественник:
Из Южной Америки мы дошли до другого материка. Назовите этот материк? (Северная Америка).
Удивительное животное обитает здесь. Обладая способностью удерживать в
лапах различные предметы, имеет привычку поласкать еду, пойманную им,
за что и получил своё название Енот – полоскун
2 путешественник:
С каждым днем становилось холоднее, потому что мы двигались на север.
«Где то на белом свете, там, где всегда мороз»
Как называется этот океан? (Северный Ледовитый)
Здесь на льдах нас встретил белый медведь – царь северных морей.
1 путешественник:
В гостях интересно, но дома лучше. Нас встречает Родина.
Куда мы прибыли? (Материк Евразия)
Нас встречает большая и дружная школьная семья.
Песня Я, ты, он, она.
2 путешественник:
Мы совершили кругосветное путешествие.
Учитель: А вы, ребята, сможете отправиться в кругосветное путешествие по
карте?
Проанализируем выполненные задачи(презентация):
Узнать ЗНАЮ как называются большие участки … ( суши и воды)
Научимся МОГУ находить их на … ( карте)
Продолжим УМЕЮ учиться работать с … ( книгой и картой)
Кто считает, что сможет сам путешествовать по карте – отправляйте ваш
кораблик по океану.
Кто не решил поставленных задач урока (не знает названий материков и
океанов и не может показать на карте) – оставляйте кораблик пока на
материке.
В добрый путь вам, господа! По материкам и океанам.
Возвращайтесь домой с новыми открытиями! Путешественники:
До свидания, друзья!
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.