Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
7 кл
28.03.2019
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: УМК Макарычева Ю.Н., Миндюка Н.Г., Нешкова К.И., Суворовой С.Б. (издательство М.: Просвещение), презентация, компьютер, проектор, доска, мел, карточки с самостоятельной работой, листы рефлексии. Ведущий метод: проблемный диалог.
конспект урока сравнение дробей с разными знаменателями.doc
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Разработала: учитель математики
Галицкая Анжела Ивановна
МБОУ ООШ №6 г. Вичуга Ивановской области Тема урока: «Умножение и деление степеней»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Предметные:
формирование способов и приёмов умножения и деления степеней с
одинаковыми основаниями.
Метапредметные:
познавательные УУД:
анализ и осмысливание текста задания,
извлечение необходимой информации,
осуществление выбора наиболее эффективного способа решения;
регулятивные УУД:
обнаружение и формулирование учебной проблемы,
определение цели,
осуществление самоконтроля;
коммуникативные УУД:
осуществление взаимного контроля,
оказание необходимой помощи при сотрудничестве,
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности,
отображение в речи содержания совершаемых действий;
Личностные:
формирование:
устойчивого познавательного интереса,
уважения личности и ее достоинства,
стремления достигать поставленную цель,
чувства ответственности и уверенности в себе,
умения работать в коллективе, развивать внимание и логическое
мышление.
Задачи урока:
2 в предметном направлении:
вывести правила умножения и деления степеней с одинаковыми
основаниями,
научить умножать и делить степени с одинаковыми основаниями,
научить упрощать выражения со степенями с разными основаниями,
применяя ранее изученные правила.
в метапредметном направлении:
научить самостоятельно формулировать учебную задачу урока,
развивать логическое мышление (сравнение, сопоставление, обобщение),
формировать элементы исследовательской деятельности (умения
делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать
гипотезы).
в личностном направлении:
обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых
понятий и определений,
провести рефлексию деятельности после проделанной работы,
Оборудование: УМК Макарычева Ю.Н., Миндюка Н.Г., Нешкова К.И.,
Суворовой С.Б. (издательство М.: Просвещение), презентация, компьютер,
проектор, доска, мел, карточки с самостоятельной работой, листы рефлексии.
Ведущий метод: проблемный диалог.
3 Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас приветствовать на уроке. Думаю,
что все пришли на урок с хорошим настроением.
Девизом сегодняшнего урока служат следующие слова немецкого поэта,
просветителя, учёного и философа Иоганна Вольфганга Гёте: СЛАЙД 1
«Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и
тем самым приближается к учителю» Иоганн Вольфганг Гёте
Ребята, а как вы понимаете данные слова? (мы будем изучать неизвестное
с помощью уже известного нам и поэтому будем похожи на учителя).
2. Актуализация знаний
На прошлых уроках вы познакомились со степенями и учились с ними
работать. Посмотрим, чему вы научились. Обратите внимание на слайд.
СЛАЙД 2
1.
62 ,
33 ,
45
,
52
назовите основания и показатели данных степеней (учащиеся отвечают),
найдите значения данных степеней (отвечают устно),
какие числа получаются при возведении положительных и отрицательных
чисел в четную степень (при возведении в степень положительного числа
получается положительное число)
какие числа получаются при возведении положительных и отрицательных
чисел в нечетную степень (при возведении в чётную степень отрицательного
числа получается положительное число; при возведении в нечётную
степень отрицательного числа получается отрицательное число)
Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. СЛАЙД 3
4 2.
0, 2 0,3
2
,
2
0, 2
0,3
2
,
5
3 : 3 ,
2
2 2
2
4
найдите значения данных выражений
Внимание на следующий слайд. СЛАЙД 4
3.
62
64
,
33
27
,
45
625
,
52
32
,
0, 2 0,3
2
0,01
,
2
0, 2
2
0,3
0,05
,
5
2
3 : 3
27
,
2
2 2
4
64
Какие из этих выражений имеют один и тот же результат?
( 62 и
2
2 2 ;
4
33 и
5
3 : 3 )
2
Какие во всех этих выражениях основания (одинаковые)
Какую закономерность вы здесь прослеживаете (сумма показателей
выражения
62 ; разность показателей
выражения 5
2 2 равна показателю выражения
3 : 3 равна показателю выражения
33 ).
2
4
2
3. Проблемное объяснение нового знания
Ребята, вот мы с вами и столкнулись с проблемой:
«как умножать и делить степени с одинаковыми основаниями»
Попробуйте назвать тему нашего урока (Умножение и деление степеней)
Чему мы научимся на уроке? Какова цель нашего урока? (научимся
умножать и делить степени с одинаковыми основаниями)
Запишите в тетрадях число, «Классная работа», тему урока. (Дети пишут в
тетради, учитель – на доске).
Всегда ли при умножении и делении степеней с одинаковыми основаниями
можно пользоваться полученной ранее закономерностью? (Учащиеся
предполагают да или нет)
Конечно, необходимо доказать. Докажем первое свойство. Запишите в
тетрадь (учитель пишет на доске, учащиеся записывают в тетрадь):
Для любого числа а и произвольных чисел m, n m
à
n
a
à
m n
Для доказательства вспомним определение степени и свойства умножения.
Представим выражение m
a сначала в виде произведения множителей,
à
каждый из которых равен а, а затем в виде степени (учитель пишет на доске)
n
m
a
n
a
(
aa a
m ðàç
... ) (
aa a
... )
n ðàç
_
_
...
aa a
m n ðàç
_
à
m n
Доказанное равенство выражает основное свойство степени. Оно
справедливо и для произведения трёх и более степеней. Например:
m n
à a a
k
a
(
m n
)
k
m n k
a
(учитель записывает на доске).
5 Из основного свойства степени следует правило умножения степеней.
Попробуйте его сформулировать (учащиеся при помощи наводящих вопросов
учителя пытаются сформулировать)
Теперь обратимся к учебнику стр.93. Найдите и сверьте правило
умножения степеней (учащиеся читают правило, сравнивают)
Аналогичным свойством обладает частное степеней с одинаковым
основанием, отличным от нуля, в котором показатель степени делимого
больше показателя степени делителя.
:m
a
тетради)
Доказательство в учебнике на стр.94 рассмотрите самостоятельно дома.
m n (учитель пишет на доске, учащиеся в
à ,
0
à
m n
à
,
n
Попробуйте сформулировать правило деления степеней (учащиеся при
помощи наводящих вопросов учителя пытаются сформулировать)
Сравним ваши предположения с правилом деления степеней из учебника
на стр. 94 (учащиеся читают правило, сравнивают)
Рассмотрим случай, когда m n (учитель пишет на доске, учащиеся в
тетради)
:ï
à
à
ï
0
ï
ï
à
à
Определение: степень числа а, не равного нулю, с нулевым
à , следовательно
, а так же
à (
à )
1
0
1
0
ï
à
:
ï
показателем равна 1
Ребята, обратимся ещё раз к девизу урока. У вас получилось «открыть
неизвестное с помощью известного»? (Да)
Молодцы! Вы на самом деле сегодня на уроке «приблизились к учителю»,
потому что вы сами научились «новому»: умножать и делить степени с
одинаковыми основаниями.
Физкультминутка – СЛАЙД 5
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Вы, наверное, устали?..
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
6 4. Первичное закрепление
Ребята, переходим к следующему этапу урока. Попробуем отработать
новые навыки, потренируемся умножать и делить степени с одинаковыми
основаниями.
1) Решим у доски №404(а,в,д,ж) из учебника (один ученик решает у доски
остальные в тетради)
2) №414 (а,в,д,ж) решите в парах.
Четыре ученика осуществляют устную проверку.
5. Самостоятельная работа
А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. На карточках решите
самостоятельную работу (приложение 1). На её решение вам 10 минут.
Ученики выполняют с.р.
Поменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите в руки зелёный
карандаш или простой, проверим правильность ваших работ. Если решено
правильно, то ставьте «+», если неправильно, то – «–».
Решение комментирует учитель, опираясь на СЛАЙД 6.
Вариант 1
а)
10
8
2
õ
õ õ
б)
ó
4
5
:ó
ó
в)
10
9
5 5 5
г)
11
4
7 : 7
Предлагаю вам провести взаимооценку. Для этого оцените работу своего
товарища. На карточках указаны критерии оценки: ставьте отметку «5», если
всё выполнено правильно, «4» если допущена одна ошибка, «3» если
допущено две ошибки. Поменяйтесь карточками. Поднимите руку, у кого
оценка «5», поднимите руку, у кого оценка «4», поднимите руку, кто собой
доволен. Молодцы! Карточки отложите на край стола. В конце урока прошу
сдать.
Вариант 2
а)
4
10
14
õ
õ
õ
б)
ó
5
3
:ó
ó
в)
6
7
8 8
8
г)
9 : 9 9
7
6
2
7
7
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа в группах
Ребята, теперь рассмотрим применение правил умножения и деления
степеней с одинаковыми основаниями для нахождения значений выражений
Я предлагаю поработать группами (учитель разбивает класс на группы).
Решите № 418 (а,б). Решение оформите в тетрадях.
7 Один ученик из группы, решившей первыми задачу, оформляет решение на
доске.
Ребята, все согласны с данным решением? Есть или нет ошибки?
Потребовались ли вам новые знания про степени при нахождении значений
выражений? (Да)
7. Рефлексия
Наш урок подходит к завершению. Итак, ребята, какова была цель нашего
урока? (Научиться умножать и делить степени с одинаковыми
основаниями)
Мы достигли ее? (Да)
Ребята, а можете ли вы сказать, что сегодняшний урок математики – урок
открытие? (Да) Какое же открытие вы сделали? (вывели правила умножения
и деления степеней с одинаковыми основаниями).
Ребята, сегодня вы узнали новое о степенях и научились с ними работать. Но
это ещё не всё. Впереди вас ждёт много нового и интересного. В дальнейшем
вы научитесь возводить в степень произведения и степень.
А пока оценим то, что есть сейчас:
СЛАЙД 7
Хлопните в ладоши, если для вас урок прошёл отлично, вам всё
понравилось и вы работали активно.
Улыбнитесь, если урок был интересным, но у вас возникли
затруднения.
Поднимите руку, если урок вам не понравился, вы не слушали и
может быть немножечко поспали.
А теперь на листах рефлексии (Приложение 2) предлагаю вам ответить на
вопросы и в конце дать оценку своей работы на уроке. (Правило: да – «+»,
нет – «»)
В дневниках запишите домашнее задание СЛАЙД 8
Обязательно: из задачника №403 (вз), 415, 418 (в,г)
Индивидуально: №420
Спасибо за хорошую работу на уроке. СЛАЙД 9.
Прошу вас сдать карточки с самостоятельной работой и листы рефлексии.
До свидания.
8 Приложение 1. Карточки самостоятельной работы
Самостоятельная работа
ФИ__________________ вариант 1
Запишите в виде степени выражения:
а)
б)
в)
г)
õ õ =___________________
ó=___________________
5 :ó
95 5 =____________________
7 : 7 =___________________
Самостоятельная работа
ФИ__________________ вариант 2
Запишите в виде степени выражения:
а)
б)
в)
г)
õ =___________________
10
õ
ó =___________________
5
:ó
68 8 =____________________
79 : 9 =____________________
11
4
2
8
2
4
Ответ
«+» да, «–» нет
1)
2)
3)
Вопрос
Приложение 2. Лист рефлексии
№
п/п
1
2
3
Комфортно ли вам было на уроке?
Поняли ли вы материал урока?
Требовалась ли вам помощь:
1) учителя,
2) учебника,
3) соседа по парте?
4
Оцените свою работу на уроке по
пятибалльной системе
9
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Конспект урока алгебры для 7 класса по теме «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.