Конспект урока "Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 11 классе: Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия" Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности. Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой "лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом. Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.Конспект урока "Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Урок литературы в 11 классе: Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"  Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности.  Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут увидеть  особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой  "лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.  Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры  К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта  для развития русской поэзии в целом. Ход урока  Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого  эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения,  школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из  предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих  успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление  какого­то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень  скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд,  является наиболее ярким представителем русского символизма?  Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…  Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.  Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой –  индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству;  Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности,  проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад  действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь, возвеличивание  любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб –  глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы.  Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.  Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов­символов, часто  загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они  верили в спасительную миссию красоты и протестовали против действительности, уверенные в  неблагополучии и гибели современного общественного устройства.  Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта,  которым восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение  “Фантазия”. Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли  в этот период?  Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил,  но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под  северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не  только знаменательным событием в творческой биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое  художественное направление – символизм. В ряде стихотворений еще заметно подражание  Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный поэтический дар.  Чтение стихотворения наизусть.  Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3  смысловые части.  Беседа с классом по первой смысловой части.  Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа  погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью(“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный  мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от земных реалий и отправляемся в  какой­то сказочный, загадочный мир, фантастический (вспоминается почему­то сказка А.Роу  “Морозко”).  Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания.  Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не  саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения,  мига, легкости, зыбкости, переменчивости происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим  “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”,  “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто­то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т­с­с­с”.  Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед  нами живой образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная  внутренняя жизнь: лес “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез”  (мечты, никому неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка  “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя,  глубоко взволнованного.  Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это  внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит  творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с  космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в  Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с поэзией, говорил, что он  уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив заветное,  час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются  образы – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта  ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…).  Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.  Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника  стихотворений поэта (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к  выводу, что одним из самых частых является образ луны. Вот несколько строчек из  стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при Луне, между  темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим  серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким,  всем безбрежным” (“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем  Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В  царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”). “Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная.  Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих  сборниках стихов (например, “Горящие здания”) Луна встречается несколько реже, называется  “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более позднем сборнике “Будем как солнце”  Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит, что он “в этот мир  пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом:  “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать  вывод о том, что Луна для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица  снов и мечтаний знаменует собой иную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна –  это символ другого, красивого мира, мира грез и видений, это уход от настоящего в  возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные  сны…”  Беседа с классом по второй смысловой части.  Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир  воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зоветлирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее  мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже  “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же – “упоенье”, т.е.  состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова  повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи  Бальмонта плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние  характерно не только природе. Кому еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с  лирическим героем ощущаем это состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные  желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно.  Возникает какая­то тревога (“точно им чего­то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? –  Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”).  Лирический герой философски подходит к этому.  Беседа с классом по третьей смысловой части.  В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности,  ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3  части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием  приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический герой готовятся к встрече с новыми  впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это был лишь краткий  миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть  его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он  художник – импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).  В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому  воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и  внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира природы,  необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и мечтаний  каждого из нас.  Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море  голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма.  Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном, зрительном  восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий эпитет “светлый”  встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении отсутствует ярко  выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор  изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был  музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно  ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение  “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют внутренние рифмы, к которым так  часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь  весну.  Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и  интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в  котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том  числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение которой дети  посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в рамках фестиваля  проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так как каждая  строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой  человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.  Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие  характерные черты самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”

Посмотрите также