Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.
Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
Вишневый сад.docx
Тема: А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
Цели урока:
расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
закрепить теоретические знания образ, символ;
развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Ход урок
Эпиграф:
Вся Россия наш сад.
А.П.Чехов
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Проверка д/з. Анализ рассказа Чехова.
Работа над новым материалом.
I.
II.
III.
1. Вступительное слово учителя.
Вишневый сад образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся
частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ символ.
Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект,
имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой
форме некоторое иное содержание.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но
главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
2. Обратимся к главным героям комедии.
Вопрос к классу:
Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?
(Через «поиск ассоциаций» учащиеся должны увидеть картины зеленого «гая», или леса, и
сделать вывод, что все предки Гаевых ( а Любовь Андреевна и Аня тоже являются
представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с
осенними яблоками «ранет», следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее Любовь
оказалось связанным с «любовью к саду». Также могут возникнуть ассоциации этого имени с
«раной», с «раненым садом».
Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с «лопатой», кидающей землю, с сильными руками,
которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным
образом жизни.
Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)
Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена
главных героев соотносятся с садом.
(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)
3. Вопросы к классу:
Какое отношение к саду героев пьесы?
Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения. Раневская
Сад прошлое,
детство, но и
признак
благополучия,
гордости,
воспоминание о
счастье.
«Если во всей
губернии есть что
нибудь интересное,
даже замечательное,
так это только наш
вишневый сад».
Отношение к саду героев комедии
Гаев
Сад прошлое,
детство, но и
признак
благополучия,
гордости,
воспоминание о
счастье.
«И в
Энциклопедическом
словаре упоминается
про этот сад».
Аня
Сад символ
детства, саддом, но
с детством
приходится
расставаться.
«Отчего я уже не
люблю вишневого
сада, как раньше».
Сад надежды на
будущее.
«Мы насадим новый
сад, роскошнее
этого».
Лопахин
Сад воспоминание
о прошлом: дед и
отец были
крепостными;
надежды на
будущее вырубить,
разбить на участки,
сдавать в аренду.
Сад источник
богатства, предмет
гордости.
Лопахин: «Если
вишневый сад…
отдавать потом в
аренду под дачи, то
вы будете иметь
самое малое
двадцать пять тысяч
в год дохода».
«Вишня родится раз
в два года, да и ту
никто не покупает»
4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
(Для Фирса сад барское благополучие.
«В прежние времена, лет сорок пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье
варили… Денег было!»
Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
«Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».
«Вся Россия наш сад» это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это
будет сделано. )
5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется,
что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье,
чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей
разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а
значит, и свою судьбу.
6. Вопрос к классу:
Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?
(Сад символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ
будущего)
7.Авторское отношение к саду.
Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь
ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить
жизнь; сад символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских
ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную
для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".
8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: «Вся Россия наш сад» А.П.Чехов
Итоги урока.
IV.
Пьеса "Вишневый сад" это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье в пьесе аукцион.
Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса это его завещание,
но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
V. Домашнее задание: Прочитать пьесу.
Конспект урока "А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»"
Конспект урока "А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»"
Конспект урока "А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.