Конспект урока "А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
Иконка файла материала Вишневый сад.docx
Тема: А.П.Чехов.   Пьеса  «Вишневый сад».  Цели урока: ­ расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова; ­ закрепить теоретические знания ­ образ, символ;  ­  развивать ассоциативное, образное мышление,  умение анализировать, обобщать, делать выводы; ­ способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.  Ход урок Эпиграф: Вся Россия ­ наш сад.                                       А.П.Чехов Организационный момент.  Объявление темы и цели урока. Проверка д/з.  Анализ  рассказа Чехова. Работа над новым материалом. I. II. III. 1. Вступительное слово учителя.  Вишневый сад ­ образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся  частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ ­ символ. Символ ­ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект,  имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Вишневый сад  в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но  главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни. 2. Обратимся к главным героям комедии.  Вопрос к классу: ­ Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев? (Через  «поиск ассоциаций» учащиеся должны увидеть картины зеленого «гая», или леса, и  сделать вывод, что все предки Гаевых ( а Любовь Андреевна  и Аня тоже являются  представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с  осенними яблоками «ранет», следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее ­ Любовь  ­ оказалось связанным с «любовью к саду». Также могут возникнуть ассоциации этого имени с  «раной», с «раненым садом». Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с «лопатой», кидающей землю, с сильными руками,  которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.  Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.) Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена  главных героев соотносятся с садом.  (Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить  учащихся верному пониманию образов.) 3. Вопросы  к классу: ­ Какое отношение к саду героев пьесы? Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.Раневская Сад ­ прошлое,  детство, но и  признак  благополучия,  гордости,  воспоминание о  счастье.  «Если во всей  губернии есть что­ нибудь интересное,  даже замечательное,  так это только наш  вишневый сад». Отношение к саду героев комедии Гаев Сад ­ прошлое,  детство, но и  признак  благополучия,  гордости,  воспоминание о  счастье. «И в  Энциклопедическом  словаре упоминается про этот сад». Аня Сад ­ символ  детства, сад­дом, но  с детством  приходится  расставаться.  «Отчего я уже не  люблю вишневого  сада, как раньше».  Сад ­ надежды на  будущее.  «Мы насадим новый сад, роскошнее  этого».  Лопахин Сад ­ воспоминание  о прошлом: дед и  отец были  крепостными;  надежды на  будущее ­ вырубить,  разбить на участки,  сдавать в аренду.  Сад ­ источник  богатства, предмет  гордости.  Лопахин: «Если  вишневый сад…  отдавать потом в  аренду под дачи, то  вы будете иметь  самое малое  двадцать пять тысяч  в год дохода».  «Вишня родится раз  в два года, да и ту  никто не покупает»  4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?  (Для Фирса сад ­ барское благополучие.  «В прежние времена, лет сорок ­ пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье  варили… Денег было!»  Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.  «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».  «Вся Россия наш сад» ­ это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это  будет сделано. ) 5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется,  что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье,  чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей  разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а  значит, и свою судьбу.       6. Вопрос к классу: ­ Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?  (Сад ­ символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ  будущего)  7.Авторское отношение к саду. Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь  ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить  жизнь; сад ­ символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских  ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную  для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".  8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: «Вся Россия ­ наш сад» А.П.Чехов Итоги урока. IV. Пьеса "Вишневый сад" ­ это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье ­ в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса ­ это его завещание,  но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.  V. Домашнее задание:  Прочитать  пьесу.

Посмотрите также