Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.
Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
Тема: А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
Цели урока:
расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
закрепить теоретические знания образ, символ;
развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Ход урок
Эпиграф:
Вся Россия наш сад.
А.П.Чехов
Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Проверка д/з. Анализ рассказа Чехова.
Работа над новым материалом.
I.
II.
III.
1. Вступительное слово учителя.
Вишневый сад образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся
частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ символ.
Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект,
имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой
форме некоторое иное содержание.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но
главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
2. Обратимся к главным героям комедии.
Вопрос к классу:
Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?
(Через «поиск ассоциаций» учащиеся должны увидеть картины зеленого «гая», или леса, и
сделать вывод, что все предки Гаевых ( а Любовь Андреевна и Аня тоже являются
представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с
осенними яблоками «ранет», следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее Любовь
оказалось связанным с «любовью к саду». Также могут возникнуть ассоциации этого имени с
«раной», с «раненым садом».
Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с «лопатой», кидающей землю, с сильными руками,
которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным
образом жизни.
Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)
Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена
главных героев соотносятся с садом.
(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)
3. Вопросы к классу:
Какое отношение к саду героев пьесы?
Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.Раневская
Сад прошлое,
детство, но и
признак
благополучия,
гордости,
воспоминание о
счастье.
«Если во всей
губернии есть что
нибудь интересное,
даже замечательное,
так это только наш
вишневый сад».
Отношение к саду героев комедии
Гаев
Сад прошлое,
детство, но и
признак
благополучия,
гордости,
воспоминание о
счастье.
«И в
Энциклопедическом
словаре упоминается
про этот сад».
Аня
Сад символ
детства, саддом, но
с детством
приходится
расставаться.
«Отчего я уже не
люблю вишневого
сада, как раньше».
Сад надежды на
будущее.
«Мы насадим новый
сад, роскошнее
этого».
Лопахин
Сад воспоминание
о прошлом: дед и
отец были
крепостными;
надежды на
будущее вырубить,
разбить на участки,
сдавать в аренду.
Сад источник
богатства, предмет
гордости.
Лопахин: «Если
вишневый сад…
отдавать потом в
аренду под дачи, то
вы будете иметь
самое малое
двадцать пять тысяч
в год дохода».
«Вишня родится раз
в два года, да и ту
никто не покупает»
4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
(Для Фирса сад барское благополучие.
«В прежние времена, лет сорок пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье
варили… Денег было!»
Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
«Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».
«Вся Россия наш сад» это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это
будет сделано. )
5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется,
что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье,
чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей
разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а
значит, и свою судьбу.
6. Вопрос к классу:
Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?
(Сад символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ
будущего)
7.Авторское отношение к саду.
Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь
ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить
жизнь; сад символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских
ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную
для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".
8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: «Вся Россия наш сад» А.П.Чехов
Итоги урока.
IV.
Пьеса "Вишневый сад" это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье в пьесе аукцион.
Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса это его завещание,
но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
V. Домашнее задание: Прочитать пьесу.