Конспект урока "Борис Заходер «На Горизонтских островах»"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Борис Заходер «На Горизонтских островах» Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное. Развивать речь, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера. Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, ноутбук.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Борис Заходер «На Горизонтских островах» Цели:   познакомить  с   биографией  и   творчеством   Бориса   Заходера;  обучать  выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное. Развивать речь, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера. Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, ноутбук. Ход урока       Отрывок из мультфильма «Песенка Винни­Пуха»  (слайд2) ­ Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели? ­ А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки? ­   Нам   предстоит   узнать,   кто   автор   этого   произведения,   познакомиться   с   биографией   и творчеством этого писателя.   Оргмомент ­   Узнайте   фамилию   писателя,   расшифровав   эти   картинки   (по   первым   буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3) ­ Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя? ­   Итак,   сегодня   на   уроке   мы   с   вами   познакомимся   с   творчеством  Бориса Владимировича Заходера. ­ А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия.   (слайд 4)   ­ Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».  Чтение стихотворения «Моя Вообразилия» Моя Вообразилия                         В моей Вообразилии,                         В моей Вообразилии                         Болтают с вами запросто                         Настурции и Лилии;                         Умеют Львы косматые                         Скакать верхом на палочке,                         А мраморные статуи                         Сыграют с вами в салочки!                         В моей Вообразилии,                         В моей Вообразилии ­                         Там царствует фантазия                         Во всем своем всесилии;                         Там все мечты сбываются,                         А наши огорчения                         Сейчас же превращаются                         В смешные приключения!                         В мою Вообразилию                         Попасть совсем несложно:                         Она ведь исключительно                         Удобно расположена!И только тот, кто начисто                         Лишен воображения, ­                         Увы, не знает, как войти                         В ее расположение!.. ­   Какому   же   человеку   разрешён   вход   в   страну   Вообразилия?   (тем,   у   кого   есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).  Речевая разминка ­   Для   того,   чтобы   отправиться   в   волшебную   страну,   необходимо   подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку. Кто не слышал об артисте  Тралиславе Трулялинском!  А живёт он в Припевайске,  В переулке Веселинском. Слайд 5 – 6  ­ Б.В. Заходер родился 9 сентября. С раннего детства главной привязанностью мальчика были животные и литература. Борис рано потянулся к книгам, творчеству. Он придумывал сказки,   загадки,   любил   рассказывать   их   товарищам,   а   товарищи   любили   слушать. Окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все   это   время   продолжает   писать.   Поэзия   занимает   все   больше   места   в   его   жизни.   Он заканчивает литературный институт и становится настоящим писателем.  ­ В 7 лет Борис убежал из дому. За что­то обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на работу, мальчик убежал из  дому. Чуть ли не целый день один­ одинешенек странствовал он по Москве. Движение, к счастью, в то время было небольшое, автомобилей было мало. В конце концов вечером он добрался до своего приятеля. Здесь его, уже поздно вечером, отыскал отец. Бориса не наказали, а стоило бы. Может быть потому, что пришли гости. Но только папа прочел вслух и показал всем записку, написанную сбежавшим сыном. И это было хуже всякого наказания. Там было написано следующее: «Сиводня я ухажу навсигда».           ­ Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного  возраста. Сценка «Два и три» (слайд 7) ­ Б. Заходер – переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по­русски Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.  ­ Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни­Пуха? ­ Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.  Выставка книг Заходера (слайд 8) ­ В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера. В моей Вообразилии,  Моей Вообразилии–Там царствует фантазия  Во всём своём всесилии.  ­ Отправимся туда? На чём бы вы думали? Нам не нужен вездеход,  Не годится самолёт –  На летающей корове  Мы отправимся в полёт! ­ Полетели! Мы мечтаем приземлиться  На одном из островов,  Во владенья Трулялинского,  Пана песен и стихов. Познакомимся? (слайд 9) – физминутка под песню Про пана Трулялинского  (Из Ю. Тувима) Работа над новым материалом Работа с учебником ­ Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова!  (слайд 10)  Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова. (чтение слов в учебнике с. 40) Словарная разминка  Самостоятельное чтение.  Коллективное чтение.  Что такое «горизонт»?   (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая  отделяет небо от Земли.  Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?  Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)  Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот»,  «свидетельство».  Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд  12)  Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)  Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был. Свидетель – человек, который присутствовал при каком­то событии. На Горизонтских островах  (Из Яна Бжехвы) Первичное восприятие. Читает учитель. ­ Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?  Вторичное восприятие ­ Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано. ­ Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть? ­ Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу?  Словесное рисование    Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз  Коллективное чтение с соблюдением всех пауз  Упражнение “Спринт”. Ученикам предлагается отыскать в книге отрывок.  ­ А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.) ­ А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)    ­ Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите. ­  Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.  ­ Вообрази на минуту, что волшебство произошло и ты стал тем, кого загадал. Никому не говори, что ты выбрал, а покажи, как ты теперь выглядишь, как ты двигаешься, разговариваешь и т. д. Пусть остальные попробуют догадаться, кем ты стал. Итог (слайд 14) Закончи предложения ­ Я узнал на уроке … ­ Учился на уроке … ­ Мне было интересно …­ Я считаю, что работал … ­ Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес  к знаниям,  к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.

Посмотрите также