Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
БУКВЫ О И А В КОРНЕ ГОР – ГАР
1. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1.
Вставьте пропущенные буквы.
К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно,
неук..снительно.
К а р т о ч к а 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Неприк..сновенность,
прик..снуться,
прик..саться,
соприк..саться,
соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение.
3) Конкурс «запоминалок».
– А вот «запоминалка» на другие корни, выбор гласной в которых зависит от
суффикса: Ира не хочет быть Ерой.
– Как вы думаете, для каких корней она подойдет?
4) Вставьте пропущенные буквы.
Зам..реть от восторга, отп..рать замок, зам..рать от восхищения,
приб..ру в квартире, уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру
без оглядки, прик..снуться к прошлому, написать изл..жение.
2. Объяснение нового материала.
– Какой загадочный корень встречается в этих пословицах?
1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит.
2) Огонь тушат, пока не разг..релся.
3) От искры сырбор заг..релся.
4) От копеечной свечи Москва заг..релась.
– Найдите его в схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте
правило. Сравните его с правилом в учебнике (с. 64)
– Вставьте пропущенные гласные.
– Обратите внимание на остальные корни в первом столбике.
– Во всех ли корнях под ударением нужно писать А?
– Чтобы не запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово
двойник, где гласная будет под ударением. Например, заг?релся – ударение на
корень не падает. Подбираем словодвойник с ударением в корне – загар.
Значит, в этом корне А пишется под ударением. В слове заг?релся пишем О.
3. Лингвистическая разминка.
– Докажите, что данные слова не одного корня: разорить – оз..рить.– Вставьте пропущенную букву, объясните свой выбор.
4. Самостоятельная работа.
1й в а р и а н т – упражнение 140.
2й в а р и а н т – упражнение 141.
5. Упражнение 142 (комментированное письмо).
6. Итог урока.
– Какое слово может служить «шпаргалкой» при выборе гласной в корне
гар – гор? Обоснуйте.
Домашнее задание: упражнение 150; составить 10 тезисов по орфограмме
«Чередующиеся гласные в корне слова», пять из которых будут неверными.