Тема урока: «Быть или не быть?»
(по трагедии В. Шекспира «Гамлет»).
Цели урока:
1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;
2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;
3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».конспект
Тема урока: «Быть или не быть?»
(по трагедии В. Шекспира «Гамлет»).
Цели урока:
1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции
показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;
2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы
героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя,
его идеи;
3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской
лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой
литературе».
Эпиграф к уроку:
«Время слипшихся век, пустота
Пробудившейся ночи,
Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман
Многоточий?..»
(Ю. Благовещенский)
Слова и понятия
фабула;
перипетия;
трагедия;
катарсис;
гуманизм;
гамлетизм;
«гамлетовские ситуации»;
«вечный образ».
Ход урока
1. Вступительное слово:
Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали
нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства
древних греков зарождается понятие прекрасного.
Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово
«Прекрасный».
Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научнотехнические
открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов.
Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм –
утверждение человека как высшей ценности.
Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир.Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия
«Шекспир» означает «потрясающий копьем». Критики его называли
«сотрясателем сцены», друзья поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост
через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать
великим поэтом и остаться жить вечно.
«Гамлет» главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не
тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту
знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора,
проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и
попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю (слайд 1). Как
он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить
составные части драмы:
Фабула:
Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по
законам вероятность или необходимости);
Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или
в вражде лиц);
Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).
Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание –
смерть Полония, Офелии, развязка – гибель героев.
Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая
реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.
3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».
Какая теория вам близка? Почему?
4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое
отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон
Кихот, Дон Жуан). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие
«Гамлетизм» преступная медлительность и бездействие. Имя его стало
нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного
быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» выбор практически сделать
невозможно.
В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой
темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит
нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).
5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь»
помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов.
Блок и Цветаева, Пастернак и Ахматова, Волошин, Самойлов… многих русскихпоэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа
чтото свое, личное.
6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда,
независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда
волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими
средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не
исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти вопросы
поднимали и русские поэты.
Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак,
Цветаева (см. приложение 2).
7. Творческая работа. Реализация домашнего задания – анализ монологов.
Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66м сонетом Шекспира в
разных переводах.
8. Перевод с английского 66го сонета Шекспира на русский язык ученицей 10
«а» Гыргеновой А.
9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке
«Размышления о Гамлете» Мархакова Т.
10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?»
учениками (см. приложение 3).
11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в
уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни
небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и
славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь
переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по
велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть
этот выбор будет правильным.
Домашнее задание:
Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».Использованная литература
1. Владимирова. Внеклассные мероприятия по литературе, 1011 кл., ,
Волгоград, 2006г.
2. Т.Л. Еремина. Мастерские по литературе, 11 класс, СП, «Паритет» 2004г.
3. В.Ф. Мартынов. Мировая художественная культура, учебное пособие,
Минск, тетрасистема, 1997г.
4. Н.П. Михальская, О.С. Мончаковская. Зарубежная литература, 1011 класс,
Издво «Дрофа», 2006г.