Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс
Оценка 5

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
07.06.2018
Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс
Тема урока: «Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»). Цели урока: 1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета; 2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи; 3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».конспект
конспект.docx
Тема урока: «Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»). Цели урока:  1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции  показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета; 2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы  героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя,  его идеи; 3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской  лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой  литературе». Эпиграф к уроку:  «Время слипшихся век, пустота                                   Пробудившейся ночи, ­  Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман                                   Многоточий?..»                             (Ю. Благовещенский) Слова и понятия   фабула;  перипетия;  трагедия;  катарсис;  гуманизм;  гамлетизм;  «гамлетовские ситуации»;  «вечный образ». Ход урока 1. Вступительное слово: Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали  нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.  Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово  «Прекрасный».  Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно­технические  открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов.  Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм –  утверждение человека как высшей ценности.  Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия  «Шекспир» означает  ­ «потрясающий копьем». Критики его называли  «сотрясателем сцены», друзья  ­ поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост  через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать  великим поэтом и остаться жить вечно.  «Гамлет» ­ главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не  тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту  знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора,  проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и  попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.  2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю (слайд 1). Как  он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить  составные части драмы:  Фабула:  Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по  законам вероятность или необходимости);   Узнавание  (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);  Страдание (действие, причиняющее гибель или боль). Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание –  смерть Полония, Офелии, развязка – гибель героев.  Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая  реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.  3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».  Какая теория вам близка? Почему?  4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое  отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон  Кихот, Дон Жуан). В этом ряду находится и Гамлет.  Появилось понятие  «Гамлетизм» ­ преступная медлительность и бездействие. Имя его стало  нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного  быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» ­ выбор практически сделать  невозможно.  В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит  нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1). 5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь»  помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов.  Блок и Цветаева, Пастернак и Ахматова, Волошин, Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа  что­то свое, личное.  6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда,  независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда  волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими  средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не  исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.  Эти вопросы  поднимали и русские поэты.  Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак,  Цветаева (см. приложение 2). 7. Творческая работа. Реализация домашнего задания – анализ монологов.  Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66­м сонетом Шекспира в  разных переводах.  8. Перевод с английского 66­го сонета Шекспира на русский язык ученицей 10  «а» Гыргеновой А.    9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке  «Размышления о Гамлете» ­ Мархакова Т.  10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?»  учениками (см. приложение 3). 11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в  уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни  небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и  славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться  по  велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть  этот выбор будет правильным.  Домашнее задание:  Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет». Использованная литература 1. Владимирова.  Внеклассные мероприятия по литературе, 10­11 кл.,  ,  Волгоград, 2006г. 2. Т.Л. Еремина. Мастерские по литературе, 11 класс, С­П, «Паритет» ­ 2004г. 3. В.Ф. Мартынов. Мировая художественная культура, учебное пособие,  Минск, тетрасистема, 1997г.     4. Н.П. Михальская, О.С. Мончаковская. Зарубежная литература, 10­11 класс, Изд­во «Дрофа», 2006г.

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс

Конспект урока "«Быть или не быть?» (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)" 9 класс
Скачать файл