Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Оценка 4.6

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
11.05.2019
Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Николай Носов - один из самых любимых писателей для детей. Все его рассказы читаются "на одном дыхании", с удовольствием перечитываются, обсуждаются в классе. Герои рассказов - школьники, ровесники учащихся. Это значит, что ситуации достаточно близки и понятны, легко воспринимаются ребятами.
Конспект урока чтения на тему Н.Носов Витя Маалеев в школе и дома.docx
Тема урока: «Повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома (отрывок)». Класс: 5 класс (11­12 лет,  коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость). Цель урока: выявить характеры героев  повести  Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Задачи  урока:  ­ задуматься, что в повести Н.Носова главное, для чего её надо читать;   ­ поразмышлять над тем, кто главный герой повести, уяснить на практике смысл термина «главный герой»;  ­ обсудить характеры героев повести Н.Носова, их роли и взаимоотношения; ­ учить выразительному, осмысленному чтению. Планируемые результаты обучения: Предметные:  осознанно, выразительно и правильно читать художественные отрывки   повести;   передавать   впечатления   от   услышанного   и  прочитанного своими словами; уметь читать по ролям; задавать вопросы по содержанию прочитанного;   осознанно   выбирать   интонацию   в   соответствии   с особенностями прочитанного текста.  Метапредметные:     участвовать в диалоге при обсуждении послушанного или прочитанного отрывка повести; обобщать, делать выводы в результате обсуждения   вопроса;   устанавливать   связь   данной   повести   с     другими предметами,    организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. I. Мотивация. Ход урока Приходит книга в дом любой. Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. II. Проверка домашнего задания. Учитель:  как   называется   раздел   учебника   «Чтение»,   который   мы   начали изучать? Дети: «О друзьях­товарищах». Учитель:  с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор? Дети: рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася». Учитель: оцените поступок Димки Ковалева.  Дети: Димка поступил нечестно, он  присвоил себе  поступок Васи.  Учитель: перескажите эпизод о спасении первоклассника.  Дети  пересказывают. III. Актуализация знаний. Сообщение темы и задач урока. Учитель: ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?   Дети: в разделе собраны рассказы и стихотворения о детях. Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о детях. Но сначала вспомните, кто такие Знайка, Пончик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик…   Дети: это герои из рассказов о Незнайке и его друзьях.  Учитель: кто автор этих произведений?  Дети: Николай Носов.  Учитель: а как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Николае Носове?   Дети: наверное, мы будем знакомиться с его произведениями.  Учитель: правильно, сегодня на уроке мы будем читать отрывок из  повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».   (Слайд 1 презентации). Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого   человеческого   существа,   которое   называется   «мальчик».   Уже   не дитя, но еще и не юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие   черты,   как   принципиальность,   взволнованность,   одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.  Давайте послушаем это произведение. IV. Первичное восприятие текста. 1. Чтение текста учителем. 2. Беседа по прочитанному. Учитель:   какое настроение сложилось у вас после прослушивания отрывка из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»?  Дети: стыдно за поступок  Кости Шишкина. уу   гер йоу  Учитель:  кто рассказывает эту историю?    Дети:   историю   рассказывает   Витя   Малеев,   одноклассник   и   друг   Кости Шишкина. Учитель: кто является главным героем повести? Дети: скорее всего, это Витя Малеев или Костя Шишкин.  Учитель: литерат рный  — это  образ человека в литературе. Также в этом  смысле   используют   понятия   «действующее   лицо»   и   «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей). Дети: значит, мы рассудили правильно, и одного, и другого мальчика можно назвать главным героем. Учитель:  почему   Костя   Шишкин   не   ходил   в   школу?   (ПРИМЕЧАНИЕ:   в учебнике для коррекционной школы отрывок из повести). Дети: он притворялся больным. Учитель: что Витя говорил в школе об отсутствии Кости? Дети: Витя всем говорил, что Костя болен. Учитель: правильно ли поступали Витя и Костя? Дети: нет, врать некрасиво. Учитель:  докажите словами текста, что  Витя  с самого  начала чувствовал себя неуютно, его мучила совесть. Дети: с.83: «На другой день всё вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьезно поговорить с ним». Учитель: как ребята узнали об обмане? Расскажите. Дети:  когда Леня   вернулся за перчатками, он увидел Шишкина, стоящего вверх   ногами.   А   еще   Леня   понял,   что   Костя   не   мог   так   быстро   одеться, значит, он  лежал  в постели одетым. Учитель: как вы думаете, почему люди обманывают? Дети: наверное, боятся сказать правду. 3. Работа с иллюстрацией на с. 84 в  учебнике.  Учитель: какой момент изображен на рисунке? Дети:  с.83:   «Костя   моментально   нырнул   в   постель,  как   был,   в   одежде,  в ботинках и накрылся одеялом». Учитель: как чувствовал себя Костя? Дети: он очень переживал. Учитель: подтвердите это словами текста. Дети:  с.   83:   «Шишкин   натянул   одеяло   до   самого   подбородка   и   с беспокойством поглядывал на ребят». Учитель: как можно подписать эту картинку в учебнике? Дети: «Неожиданные гости».   V. Работа над содержанием текста.    1.   Чтение   по   ролям   (учитель   выбирает   самостоятельно   отрывки   и назначает пары читающих детей) Учитель: сейчас, работая в парах, попробуйте с помощью интонации и голоса наиболее точно передать характеры героев повести. Дети читают вначале «про себя», затем вслух. Учитель: как вы думаете, кому удалось наиболее точно передать характеры героев повести.   Дети называют понравившуюся пару чтецов.  2.Работа в парах. Учитель:  теперь давайте заполним пропуски в диалоге учительницы Ольги Николаевны и Кости Шишкина (слайд 3 и карточки). Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:  ­ Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен? От стыда я не знал, куда деваться.  ­ Почему же ты молчишь? Ты мне  _________ сказал?  ­ Это не я сказал. Это он сказал, что б я сказал. Я  и сказал.  ­ Значит, Костя просил тебя ____________________ ?  ­ Да, ­ пролепетал я.  ­ И ты  _________.  ­ Обманул.  ­ И ты думаешь, что _______ сделал?  ­ Но ведь он просил меня!  ­ Ты думаешь, что оказал ему   __________ , обманывая меня? Слова для подстановки:  правду  неправду  обмануть меня  сказать неправду  обманул  солгал  просил  хорошо  плохо  хорошую услугу 3.Делаем выводы. Учитель: как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов? Дети:  наверное, он хотел научить нас быть честными, не врать никому – ни сверстникам, ни взрослым. И еще он учит нас не оставаться равнодушными к проблемам одноклассников. Учитель:  отрывок   из   повести   заканчивается   немного   непонятно.   Что   же произошло дальше с главными героями, С Костей и Витей? Вам интересно узнать, что было дальше? Дети: да, конечно. Учитель: об этом вы можете узнать, прочитав всю повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».  VI. Домашнее задание. Учитель:  дома вы еще раз прочитаете отрывок из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», ответите на 6 вопрос к тексту: почему ребят нельзя назвать ябедами? Кто такие ябеды? ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (для сниженного уровня): Никита К., Вера П. читают только заключительный отрывок (выделяю им в учебнике). VII. Рефлексия. Учитель:  ребята,   покажите   мне,   пожалуйста,   смайлик­улыбочку   те,   кому было все понятно на уроке, кому хочется улыбаться. А кто не всё понял  и у кого есть вопросы – покажите хмурого смайлика. Дети показывают смайлики. Учитель: давайте улыбнёмся друг другу и скажем:  «Спасибо».

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Конспект урока чтения "Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019