Конспект урока
Храброва Маргарита Юрьевна
Окружающий мир 1 класс
Тема урока: «Что у нас над головой»
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цель урока: формировать представления обучающихся о дневном и ночном небе.
Задачи урока:
Обучающие:
-создать условия для формирования представления о небесных светилах;
-обучать правильно передавать форму Солнца;
-содействовать формированию умения работы с учебником.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и умения сравнивать объекты,
-устанавливать черты сходства и различия,
-выделять существенные признаки предметов.
Воспитательные:
-воспитывать основы экологического сознания;
-чувство прекрасного через наблюдение за дневным и ночным небом,
-коммуникативную культуру через работу в парах
Формируемые умения
Личностные:
Ø ценностные представления о своей планете, космосе;
Ø потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, со взрослыми;
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников
Метапредметные
Регулятивные:
Ø планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
Ø понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
Ø сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
Ø выделять из темы урока известные знания и умения;
Ø фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Ø строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);
Ø понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
Ø анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
Ø проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные
Ø включаться в диалог с учителем и сверстниками;
Ø формулировать ответы на вопросы;
Ø признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Ø слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать;
Ø договариваться и приходить к общему решению;
Ø понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре;
Ø излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные
Ø проводить наблюдения и обобщать результаты личных наблюдений в окружающем мире с помощью взрослого;
выбирать модели Солнца
Методы:
1. Методы организации и осуществления
учебно – познавательной деятельности учащихся:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;
- метод передачи информации с помощью практической деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
-эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);
- познавательные ( выполнение учебных заданий);
- волевые ( предъявление учебных требований);
- социальные (создание ситуации взаимопомощи).
3. Метод контроля и самоконтроля:
- Самоконтроль (сравнение с образцом)
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ресурсы: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация.
Этапы урока
|
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД, компетенции |
|||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности. |
||||||
|
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, проверка осанки
|
Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.
Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? (эмоциональный настрой) Давайте улыбнемся, друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и новых открытий. |
Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия. Регулятивные УУД -волевая саморегуляция; Личностные УУД -самоопределение. Коммуникативные (умение сконцентрироваться, умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге |
|||
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
||||||
|
Воспроизводят и фиксируют знания достаточные для построения нового знания
Ответы учащихся
Отгадывают загадки
|
Активизирует познавательные процессы
- Первое открытие предлагает нам сделать Муравьишка и приглашает нас в путешествие. Он предлагает нам представить, что мы на улице и поднять голову. Что мы увидим? 1. Загадки: (Солнце, облака)
Пусть все спят, ей не до сна В небе не заснет…. (Луна)
А утром увядают. (Звезды)
Несется среди ярких звезд в пустоте. Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной. (Комета) 5. Чудо птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд. (Ракета) Что мы видим над головой, выйдя на улицу?
Что мы увидим днём на небе?
Ночью?
|
Познавательные УУД (структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение). Коммуникативные УУД (формулирование и аргументация своего мнения).
Регулятивные УУД (фиксирование индивидуального затруднения) |
|||
3. Постановка учебной задачи Цель: создать условия для обсуждения затруднений, проговаривания темы урока, постановки целей урока. |
||||||
|
Выдвигают предположения, Предлагают изучить.
Предполагают и согласовывают тему и цель урока.
Перед детьми чистые листы бумаги , на которых они фиксируют путь следования |
Заспорили как-то Муравьишка и Черепаха Муравьишка считает, что у нас над головой только Солнце и облака А Черепаха говорит, что это не так. Кто прав? (проблема) А как проверить? -Какая тема будет нашего урока? А какие цели поставим? Уточняет тему и цель урока. Отправляемся в путешествие на ракете. А на путевых листах будем фиксировать всё, что нам встретится. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
|
|||
4.«Открытие» нового знания Цель: приобретать новые знания с помощью имеющихся знаний.
|
||||||
|
Называют тарелку.
Просмотр презентации, обсуждение
Теперь шар.
Работа в парах 1. Учимся работать сообща 2. Не перебиваем друг друга 3. Слышим друг друга 4. Помогаем друг другу
Заполнение путевого листа
Просмотр презентации, обсуждение.
Смотрят в окно. Работа по тетради, с.10
Работают с путевым листом.
Заполнение путевого листа
|
Что же первым нам встретится? (Солнце) -Подумайте, какую форму имеет Солнце, если смотреть на него с Земли? (круг).Учитель показывает 3 предмета (кубик, тарелку, шар).Какой предмет формой похож на Солнце? -Давайте проверим ваши предположения.
У вас на парте карточки. Возьмите их и обведите предмет который может нам помочь представить Солнце такое какое оно на самом деле. Почему выбрали именно этот предмет? Мяч может служить моделью Солнца. -Кто из вас знает, что такое модель? -А если ты не знаешь, что означает слово, что ты будешь делать? Модель - это предмет, изображающий другой предмет. -Правильно мы выбрали модель? - Почему? А какие предметы ещё могут служить моделью Солнца?
Хотя мы видим в небе круг, на самом деле солнце-шар. Откройте учебник на с.18. Укажите стрелочкой, на какой предмет похоже солнце. На путевых листах отобразите Солнце, каким вы его увидели.
А что принёс Муравьишка?
-Когда можно увидеть облака? -Какие бывают облака? (кучевые, перьевые, грозовые) Откройте тетради на с. 10 Отметьте какие облака видите на слайдах. Зарисуйте их на путевом листе. Всё ли вы внесли в путевой лист? Посмотрите на плакат. Сравните сами со своими листами, найдите что упустили (Планеты ) Назовите и нарисуйте планеты, какие вам встретятся на пути. Какую цель мы ставили? Чего достигли? Что узнали о Солнце? С какими ещё небесными телами познакомились раньше? Какие виды облаков запомнили?
|
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Личностные УУД (учебно-познавательный интерес).
Личностные УУД (учебно-познавательный интерес). Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, достижение договоренностей и согласование общего решения).
Личностные УУД (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания).
Познавательные УУД (осознанные и произвольные речевые высказывания, построение цепи предположений и доказательств) |
|||
Двигательная пауза «Облако».
|
Поднять руки над головой
Подтянуться руками вверх;
плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону . Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
|
Беленькое облакоПоднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу .
|
|
|||
Продолжение «открытие» нового знания |
||||||
|
Просмотр презентации, обсуждение.
Ответы учащихся
.
|
Координирует работу А что мы увидим ночью? Луна всегда выглядит одинаково? Почему? А звёзд на небе сколько? Нанесите на ваш путевой лист ,что ещё можно увидеть над головой .
Люди издревне смотря на небо складывали из звёзд узоры, картинки. Как называли такие картинки-фигурки? Мудрая черепаха предлагает вам попутешествовать по созвездию Большой Медведицы или его называют Ковшом. Рассмотрите созвездие Большой Медведицы или Ковш. Сравните с ковшиком.
Рассказ легенды. Рассматривание в учебнике. . |
Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений и доказательств. Осознанные и произвольные речевые высказывания Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|||
5. Закрепление Цели: осмыслить изученный материал через выполнение заданий. |
||||||
|
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Работа в парах
Учебник, энциклопедия , жизненный опыт, товарищ, учитель.
|
У вас на партах карточки с изображением звёзд из этого созвездия. Проведите линии так, чтобы получилось изображение созвездия Ковша. Проверьте в парах.
Где ещё можно узнать о других созвездиях? Зафиксируйте созвездие Большой Медведицы на путевых листах.
|
Познавательные УУД - анализ, сравнение, классификация; - рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные УУД: - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов.
|
|||
6.Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, выявить достижения поставленной цели. |
||||||
|
Соотносят цель и результаты своей деятельности.
Пожелания друг другу(быть внимательными, замечать, что вокруг нас и над головой)
|
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности - -Какие цели ставили? -Каких целей достигли? Что нового узнали? -А где можно найти дополнительные сведения о том, что вы сегодня узнали? . Какими пожеланиями можно закончить урок, учитывая нашу тему урока? ( |
Регулятивные УУД -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; -осознание своих возможностей
Регулятивные УУД (контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Личностные УУД (внутренняя позиция школьника).
|
|||
|
Учащиеся распределяют листочки по своему выбору.
|
У вас на столах листочки, наклейте их на Черепаху, если вы узнали много нового, на Муравьишку – если не узнали нового.
|
Личностные УУД (внутренняя позиция школьника |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.