конспект урока "Диалектизмы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Г.Е. Фефиловой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Иконка файла материала ТемаРЯ.doc
1. Словарная работа. На доске написаны слова: Диспансер,  областей,   коклюш,   намерение,   предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.  Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке. –  Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ДИАЛЕКТИЗМЫ намерение – сделать вам прививку. –  У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью. – Я не уйду, – уперлась женщина. Натиску   пришлось   уступить.   Представительница   диспансера,   в   блекло­ голубом   медицинском   халатике,   мастерски   откупорила   на   столе   флаконы   с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство. 2. Беседа. – Найдите среди этих слов профессиональные. – Чем они отличаются от общеупотребительных? –  Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов – с диалектными словами. – Как образовалось слово диалектный? – Что такое диалект? – Как вы понимаете значение словосочетания «диалектные слова»? – По­другому диалектные слова называются диалектизмами. –  Сравните   свое   толкование   этого   термина   с   определением,   данным   в учебнике (стр. 32). 3. Упражнение 75. 1. Чтение текста упражнения 75. – О чем этот текст? – Озаглавьте его. – На сколько смысловых частей можно разделить текст? – Озаглавьте каждую часть. –  Представьте,   что   этот   сюжет   вы   смотрите   в   кино.   Опишите   кадры   (по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются ключевыми. 2. Сжатый пересказ. 3. Рассказ учителя о словаре В. И. Даля. 4. Беседа. – Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю?– Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика? 5. Письменная работа. В столбик учащиеся записывают слова:  глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг. Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку. Задача   учащихся   –   написать   диалектизм   напротив   того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.  6. Самостоятельная работа. –  На   стр.   33   прочитайте,   для   чего   писатели   иногда   используют   в   своих произведениях диалектные слова. –  Найдите в рассказах  диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст. – Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как? Текст для 1­го варианта РОГАЧ И ЗАГНЕТКА Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом. Как­то   летом   приехал   Андрюша   в   деревню   к   бабушке.   А   деревня   эта находилась где­то под Воронежем. Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше: – Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне. Долго ломал внук голову и наконец спросил: –  Бабушка!   А   что   это   такое   загнетка   и   рогач?   Я   знаю,   у   нас   на   севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал. –  Чудак   человека,   –   сказала   бабушка,   –   да   вот   же   он   рогач.   И   подала Андрюше ухват. – А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток. (Шестком   в   литературном   языке   называют   площадку   перед   устьем русской печи.) Текст для 2­го варианта ЛИТОВКА Тема   жил   на   юге.   Однажды   летом   он   приехал   к   дедушке   в   сибирскую деревню. Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал: – Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил: –  Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка. – Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят. – Вот чудеса! – удивился Тема. 6. Итог урока. – Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи? – Почему их необходимо фиксировать в словарях? Домашнее задание: упражнение 73.

Посмотрите также