Конспект урока "Диалектизмы"
Оценка 4.9

Конспект урока "Диалектизмы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
11.03.2018
Конспект урока "Диалектизмы"
Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Г.Е. Фефиловой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
1. Словарная работа. На доске написаны слова: Диспансер,  областей,   коклюш,   намерение,   предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.  Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке. –  Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ДИАЛЕКТИЗМЫ намерение – сделать вам прививку. –  У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью. – Я не уйду, – уперлась женщина. Натиску   пришлось   уступить.   Представительница   диспансера,   в   блекло­ голубом   медицинском   халатике,   мастерски   откупорила   на   столе   флаконы   с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство. 2. Беседа. – Найдите среди этих слов профессиональные. – Чем они отличаются от общеупотребительных? –  Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов – с диалектными словами. – Как образовалось слово диалектный? – Что такое диалект? – Как вы понимаете значение словосочетания «диалектные слова»? – По­другому диалектные слова называются диалектизмами. –  Сравните   свое   толкование   этого   термина   с   определением,   данным   в учебнике (стр. 32). 3. Упражнение 75. 1. Чтение текста упражнения 75. – О чем этот текст? – Озаглавьте его. – На сколько смысловых частей можно разделить текст? – Озаглавьте каждую часть. –  Представьте,   что   этот   сюжет   вы   смотрите   в   кино.   Опишите   кадры   (по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются ключевыми. 2. Сжатый пересказ. 3. Рассказ учителя о словаре В. И. Даля. 4. Беседа. – Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю? – Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика? 5. Письменная работа. В столбик учащиеся записывают слова:  глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг. Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку. Задача   учащихся   –   написать   диалектизм   напротив   того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.  6. Самостоятельная работа. –  На   стр.   33   прочитайте,   для   чего   писатели   иногда   используют   в   своих произведениях диалектные слова. –  Найдите в рассказах  диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст. – Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как? Текст для 1­го варианта РОГАЧ И ЗАГНЕТКА Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом. Как­то   летом   приехал   Андрюша   в   деревню   к   бабушке.   А   деревня   эта находилась где­то под Воронежем. Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше: – Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне. Долго ломал внук голову и наконец спросил: –  Бабушка!   А   что   это   такое   загнетка   и   рогач?   Я   знаю,   у   нас   на   севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал. –  Чудак   человека,   –   сказала   бабушка,   –   да   вот   же   он   рогач.   И   подала Андрюше ухват. – А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток. (Шестком   в   литературном   языке   называют   площадку   перед   устьем русской печи.) Текст для 2­го варианта ЛИТОВКА Тема   жил   на   юге.   Однажды   летом   он   приехал   к   дедушке   в   сибирскую деревню. Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал: – Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу. Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил: –  Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка. – Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят. – Вот чудеса! – удивился Тема. 6. Итог урока. – Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи? – Почему их необходимо фиксировать в словарях? Домашнее задание: упражнение 73.

Конспект урока "Диалектизмы"

Конспект урока "Диалектизмы"

Конспект урока "Диалектизмы"

Конспект урока "Диалектизмы"

Конспект урока "Диалектизмы"

Конспект урока "Диалектизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018