Конспект урока "Диалектная лексика"
Оценка 4.6

Конспект урока "Диалектная лексика"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.06.2019
Конспект урока "Диалектная лексика"
Тип урока в 6 классе - урок-путешествие. Цель: познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству. Класс оформлен на старинный лад: деревенская изба, печка, горит огонь, на доске портрет В.И. Даля, изображение его книги «Собирал человек слова» на ватмане, слова для терминологической работы: говор, наречие, диалект, диалектология.
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА 5 КЛАСС.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ Тема: « ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА» ЦЕЛИ УРОКА:  познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом  русского языка;  развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому  творчеству. ТИП УРОКА: урок ­ путешествие ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:  класс оформлен на старинный лад: деревенская изба, печка, огонь  горит;  на доске портрет В.И. Даля, изображение его книги «Собирал человек  слова» на ватмане, слова для терминологической работы: говор,  наречие, диалект, диалектология;  карточки с пословицами;   самодельное разноцветное домино. ХОД УРОКА I. Организационный момент.  В начале урока звучит народная музыка.                                 (2 мин.)     Учитель обращается к классу: ­ Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала  сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока – «Диалектная лексика». Мы отправимся в гости к нашим бабушкам и  дедушкам. Итак, сценка «Бабушка с дедушкой и внучки».  (Учениками разыгрывается костюмированная, заранее отрепетированная сценка )                                                                                               (3мин.) Бабушка (первой внучке).  Внученька, бери рогач, доставай махотку из  пригрубка.  (второй внучке) А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну,  как рыбалка? Дедушка. На усынках был, серушек поймал. Бабушка. Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем!  Чирики снимай, надевай парцменки. (обращается ко всем) Руки мойте,  да берите не утиральник, а рушник (подаёт то, что нужно) Учитель. ­ Какие слова, которых девочки не слышали, произнесли бабушка и  дедушка? Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово.  Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется  запись:                                                                                                                   (3 мин.)  РОГАЧ – ухват;    МАХОТКА – горшок;   ПРИГРУБОК –печка;  ПОТАШКИ – помидоры;   УСЫНКА – узкое место в реке;  СЕРУШКА – плотва;   МОГУТНОЙ – непоседливый;  ЩАРБА – уха;   ЧИРИКИ – любая обувь;   ПАРЦМЕНКИ – комнатные тапочки;  УТИРАЛЬНИК – полотенце для рук;   РУШНИК – полотенце для гостей. II. Игра «Принеси мне...»                                                       (3 мин.) Учитель.  А давайте теперь поиграем. Игра называется «Принеси мне...».  (Заранее приготовлены вещи, которые ученики класса будут заказывать  друг другу: махотка, рогач, поташки, парцменки, рушник, глядильце,  шавырка, питушка и другие  предметы)                                                                Учитель. Посмотрим, как вы запомнили диалектные слова, а заодно и  немного разомнёмся.  Правила игры : ученик класса просит принести другого ученика ту  или иную вещь, называя при этом диалектное слово. Другой должен  принести именно то, что его попросили и положить на парту  загадывающего. Если же вещь принесена не та, которую просил   ученик, то другие ребята вызываются помочь.  Например: Денис.   Егор, подай мне, пожалуйста, рогач. Рейхан. А ты, Денис, принеси мне поташки… (Ребята  бегают , смеются, стараются не ошибиться при выборе той или  иной вещи). III. Терминологическая работа.                                               (3 мин.) Учитель. Как называются такие слова? {выслушиваются ответы ребят).  ­­­­­­ Эти слова ­ диалектные. Их употребляют жители определённой  местности. Учитель. А что такое диалект? {ответы ребят). Учитель. Диалект ­ разновидность общенародного языка. Говор ­ мельчайшая  единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский  Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали  слова в нашей сценке. Народные говоры ­ свидетели русской истории. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова,  обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной  деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких  слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество  местных слов подсчитать просто невозможно. Учитель. Как называется раздел языкознания, изучающий диалекты, говоры,  наречия?  (ответы ребят)  На доске слова:     ДИАЛЕКТ, ГОВОР, НАРЕЧИЕ,  ДИАЛЕКТОЛОГИЯ Учитель. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания,  называемый диалектологией (логос — наука).  (Учащиеся записывают  слова в тетрадь, дают толкование).  . ИНСЦЕНИРОВКА (диалог ведут подготовленные заранее ученики по  IY  указанию учителя)                                                                                  (3 мин.)                         Диалог №1. 1 ученик. ­ Что диешь? 2 ученик. ­ Солёными огурцами кричу. 1 ученик. ­ Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел?     Диалог №2. 1. – Где Люба? 2. – По батожья ушла. 1. – По что? 2. – Ну, по столбцы. 1. – По что? 2. – Ну, по петушки.       1. ­ По что? По что?       2. ­ По стебени.      1. — Не понимаю вас.      2. — Ах, батюшка, какой ты бестолковый... за щавелем. Учитель. Назовите диалектные  слова из этих сценок, запишите их в тетрадь  вместе с общеупотребительными словами. Поставьте ударение. Диеть ­ делать, худой ­ плохой, брусна ­ обманщик, кричать ­ торговать,  забрусняветь ­ покраснеть, батожья, столбцы, петушки, стебени — щавель. Y. Проектная деятельность на уроке.                                                (5 мин.) Учитель. Ребята, а можете вы привести примеры слов, которые знают только  в вашем доме, ваши бабушки, прабабушки? Приведите примеры диалектных  слов вашей местности. (выслушиваются ответы ребят) Учитель. Некоторых учеников нашего класса заинтересовала тема  «Диалектные слова» и они отправились на «разведку», они решили отыскать  слова, которые употребляют в своей речи жители нашего маленького, но  замечательного села Елань. Ребята выполнили проект на тему  «Диалектные  слова Елани» (Сенин Виталий коротко представляет  свой проект,  красочно оформленный, в котором в алфавитном порядке собраны  диалектные слова жителей села Елань). YI. Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка»  В.И. Даля,  с биографией В.И. Даля.                                                 (5 мин.) Учитель.  ­ У всех на партах словари. Что это за словари? Кстати, их 12 томов. ­ Это Толковый словарь живого великорусского языка.  ­ А кто его автор?  ­ Владимир Иванович Даль. Замечательным деятелем русской науки и культуры 19 века был В.И. Даль  ­человек необыкновенный. Морской врач, путешественник­этнограф,  писатель. Жизненный подвиг Даля воплощён в обессмертившем его имя  «Толковом словаре», которому он отдал более пятидесяти лет. В.И. Даль с  молодых лет проявил интерес к русскому фольклору и языку, сделав эту  работу целью своей жизни. Учитель. Ребята, что вы можете рассказать о В.И. Дале. Ваше домашнее  задание было познакомиться с творчеством этого удивительного человека. 1 ученик. Даль колесил по всей России, и всё время чутко прислушивался к  речи разных людей, узнавал множество удивительных русских слов и  пословиц, которые прежде не были ему известны. 2. Богаты его собрания былин, народных песен, сказок, легенд. Он собрал и  издал самый полный сборник русских пословиц. 3. Наши современники чтят наследие В.И. Даля. Его Словарь — до сих пор  исключительно ценный источник русской диалектологии. 4. 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой «Толковый  словарь». Первая запись была сделана в 1819 году, последний том вышел в  свет в 1866 году. Этот грандиозный труд включил в себя свыше 200 тысяч  слов. 5. Помимо лексики литературного языка, в Словаре большое место занимают  областные (диалектные ) слова, широко представлена терминология разных  профессий и ремёсел. Словарный материал проиллюстрирован пословицами,  поговорками, крылатыми словами. 6.     Я узнала, например, что к слову «глаз» приводится более 100 пословиц,  поговорок, загадок, к слову «жена» более 70. 7. За «Толковый словарь» В.И. Даль был удостоен ЛОМОНОСОВСКОЙ  премии и звания почётного академика. 8. Больше двухсот лет «Толковый словарь...» Даля удивляет и восхищает  читателей, радует точными, яркими народными словами, мудрыми и весёлыми пословицами. (Учитель раздаёт словари гостям тоже) Учитель. А для лингвистов словарь Даля ­ неиссякаемый источник, из  которого они черпают знания о русских словах. Диалекты ­ часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не  просто сведения о названиях предметов быта. За ними стоят определённые  способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи,  народный календарь. Народные говоры исследуются до сих пор. YII. Работа со словарями.                                                                      (4 мин.) Учитель. Откройте словари . Давайте зачитаем несколько словарных статей  (3­4 словарных статьи зачитываются учениками). УЧИТЕЛЬ. Какие замечательные слова! Правильно говорил  К. Паустовский: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно». Молодцы! YIII. Задание повышенной трудности.                                             (5 мин.)  Класс делится на две группы. Учитель  раздаёт домино каждой команде.  Задание: к каждому диалектному слову  отыщите нужное общеупотребительное  слово или сочетание  слов. Объясните  происхождение и значение                                                                диалектных слов. o ЗЕЛЕНЯ ­ озимь; o КУРНИК ­ пирог с куриным мясом;  o ПОРОЖНИК ­ пирог без начинки;  o ВЫШКА ­ чердак; o ПЕВУН ­ петух;  o КРУТЁНЬ ­ метель, вьюга;  o РАНОК ­ утро, первая половина дня;  o ОСЕННИЦА — ненастная погода;  o СЕНОГНОЙ – дождь во время покоса;  o КОСОХЛЁСТ – косой дождь с ветром • Подберите однокоренные слова к словам зеленя, певун, ранок, крутень.  Запишите их, выделив корни. IX. ВЫВОД ПО УРОКУ:                                                                       (2 мин.) Какие слова называются диалектными?  Какой раздел языкознания изучает диалекты, говоры?  Должны ли мы стыдиться языка своей «малой родины», забывать его,  изгонять из своей жизни? Учитель. Подводя итог урока, мне хочется сказать о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают живое  русское слово и сельские жители ­ носители диалектной речи. Слова слышны и здесь и там, На улице и дома.  Одно ­ давно привычно нам.  Другое — незнакомо.  Язык и стар, и вечно нов!  И это так прекрасно —  В огромном море ­ море слов – Купаться ежечасно.                                                          А. Шибаев X.  Домашнее задание.                                                            (2 мин.) Составить 2­3 словарные статьи с диалектными словами по образцу на доске: Махотка, ­и, ж. Обл. ­ Глиняный горшок. Махотка из­под молока. (пример записывается в тетрадь).

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"

Конспект урока "Диалектная лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2019