Конспект урока "Дифференциация предлогов В и На"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Дифференциация предлогов В-НА, обозначающих местонахождение Цели. Способствовать различать предлоги «в» и «на», формировать представление о значении предлогов, закрепить навык их практического употребления в речи, развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, закреплению навыка правильного произношения звуков в предложениях. Способствовать развитию внимания, памяти. Воспитывать дружеские отношения между собой, желание помочь друг другу. Оборудование: картинки, карточки с предлогами, схемы предлогов, сюжетные картинки, ложки, стаканчики, ваза, цветы, кошка на крыше Незнайка (рисунок), корзина, пенал, карандаши.
Иконка файла материала конспект урока предлоги в и на.docx
Тема. Дифференциация предлогов В­НА, обозначающих местонахождение Цели.  Способствовать   различать   предлоги   «в»   и   «на»,   формировать представление   о   значении   предлогов,   закрепить   навык   их   практического употребления в речи, развитию  фонематического слуха, анализа и синтеза, закреплению   навыка   правильного   произношения   звуков   в   предложениях. Способствовать   развитию   внимания,   памяти.   Воспитывать   дружеские отношения между собой, желание помочь друг другу. Оборудование: картинки, карточки с предлогами, схемы предлогов, сюжетные картинки, ложки, стаканчики, ваза, цветы, кошка на крыше  Незнайка  (рисунок), корзина, пенал, карандаши.                                     Ход занятия 1. Организационный   момент.     Сегодня   у   нас   на   урок   пришли   гости. Ребята, давайте поздороваемся с ними! Наши гости хотят посмотреть как мы с вами работаем, как говорим.Тренинг –настрой.              Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо,              Ясно, четко говорим,               Потому что не спешим.              Паузы мы соблюдаем,              Звук ударный выделяем              И легко мы говорим.  Чтобы четко произносить звуки , мы должны подготовить артикуляционный  аппарат.   Упражнение « Лошадка» «Чашка»  «Грибок»  «Качели»                        Язык подготовили, а теперь проведем речевую зарядку. Всё бело, бело, бело! Много снегу намело. Вот веселые деньки!  Все на лыжи и коньки! ­ Какой звук повторяется ?  ­ О каком времени года говорится в этой речевой зарядке? ( о зиме)­ Ребята, вы знаете какое важное событие происходит у нас в стране? ­ В каком городе? Ребята , вы молодцы! 1. Выделение предлога В из речи и уточнение его значения.  Посмотрите на экран, там даны слова. Прочитайте их.  ­ Как вы думаете какое слово здесь лишнее? (в). это маленькое слово В, имеет важное значение в предложениях. А какое сейчас  вы узнаете. 1) Предлагаю предметы яблоко внутри корзины, карандаш в пенале,  ложка в стакане.  ­    Посмотрите внимательно и скажите где лежит яблоко (в корзине) где  лежит карандаш ( в пенале), где лежит ложка ( в стакане) ( интонацией  выделяю предлог В).  ­ Чтобы правильно построить предложение необходимо помнить о маленьких  словах, но очень важных, без которых предложение теряет смысл.     ­ Что обозначает слово В?   ­ Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета;  яблоко внутри корзины, карандаш внутри пенала, ложка внутри стакана. Это маленькое слово называется предлогом.  Давайте, повторим  Дети повторяют: «Слово В значит внутри» На доске В­ ВНУТРИ  На доске рисую графическую схему предлога.  2. Выделение предлога НА из речи, уточнение его значения. На экране слова ­ НА  МАК  ШАР  КОТ какое слово лишнее? А сейчас внимательно посмотрите где лежит тетрадь?  ( на книге), Где стоит ваза? ( на столе), где лежит кубик ( на коробке). ­ Что обозначает слово НА.  Оно обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета:  тетрадь сверху книги, ваза сверху стола, кубик сверху коробки.Слово  НА – значит сверху. НА­СВЕРХУ Теперь нарисуем графическую схему этого предлога.  Нарисуем точку на квадрате. Вот такая получается графическая схема  предлога НА. На доске тема: Различай В и НА 3. Сообщение темы. Сегодня мы будем учиться различать значения слов  В и НА. Эти маленькие слова называются предлогами. В 4 классе и в  старших классах вы познакомитесь с этими словами. А мы с вами их  будем называть маленькими словами. 4. Работа с картинками. А теперь я буду называть картинки и в предложениях употреблять  слово ВНУТРИ, а вы вместо слово ВНУТРИ будете говорить слово В.  Например, Я скажу грибы внутри корзины, а вы скажете грибы в  корзине. Книга внутри портфеля.           Суп внутри кастрюля. Птенцы внутри гнезда. А теперь слово СВЕРХУ  замените словом НА . Книга сверху полки. Птицы сверху кормушки. Телевизор сверху тумбочки. ­ Что можно сказать о маленьких словах В и НА? ­ На что они указывают? Маленькое слово В указывает на то, что предмет находится внутри  другого предмета. Маленькое слово НА указывает на то, что предмет находится на  поверхности другого предмета. Они указывают на местонахождение  предмета. Молодцы.5. Выполнение действий с предметами. (сейчас я вам дам задания и  проверю как вы меня слушаете).   Я буду каждому из вас давать задание: — Антон , положи карандаш в тетрадь. (Ребенок выполняет задание.)  Где лежит карандаш?  Положи карандаш на тетрадь.  —  Настя ,положи тетрадь в книгу, а теперь  тетрадь на книгу . Скажи где  лежит тетрадь?? ­Урал положи  книгу на тетрадь, а теперь книгу в тетрадь. ­ Ирик, положи  ручку в пенал, а теперь ручку на  тетрадь.  Молодцы,  все справились с заданием. Игра « Где мячик?» А теперь поиграем в игру « Где мячик?» ­ Вы, ребята, должны сказать где находится мячик одним словом В или НА ( убираю в коробку, на стол, в стол, в корзину, на подоконник) 5. Работа  с графическими схемами. У вас у каждого на парте есть  графические схемы предлогов. Я буду говорить предложения, а вы  подумайте и поднимите соответствующую схему. Подушка лежит на кровати. Собака сидит в конуре. Астры растут на клумбе. Лягушка живет в болоте. Нина сидит на стуле. Лук растет в земле. Дети катаются на санках Молодцы.Работа с карточками.  В следующем задании нужно связать слова с маленькими словами В или  НА(предлогами) и составить словосочетания. Затем учитель открывает  карточку и дети проверяют правильность ответа. девочка … диване   слоны … зоопарке картина …  стене                                   машина .. гараже ­­ Каково значение предлогов “в”, “на” в этих словосочетаниях? (Обозначают  местонахождение.) 6. Игра «Поможем Незнайке». (Вносится Незнайка) — Ребята, Незнайка тоже составил по картинкам разные предложения.  Прочитайте предложения  и скажите все ли он правильно сделал? Найдите  ошибки. Дети по очереди  читают предложения, составленные Незнайкой. — Цветы стоят на вазе. Картинка слайд — Неправильно! Цветы стоят в вазе. —  Какие слова перепутал Незнайка? (На и в) —  Огурцы растут в грядке.  слайд —  Неправильно! Огурцы растут на грядке. — Сова сидит в ветке. —  Неправильно! Сова сидит на ветке. —  Фрукты лежат на корзине. —  Неправильно! Фрукты лежат в корзине. —  Какие слова перепутал Незнайка? (В и на.) Молодцы, ребята. Я думаю, что Незнайка больше не будет путать эти  маленькие слова.7. Физкульминутка. «Незнайкина зарядка» (Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих  движений) Вот Незнайкина зарядка – Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну­ка,  плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. 8. Разложить картинки под графическими схемами предлогов. Я вам  раздам картинки,  рассмотрите, назовите и распределите их по  графическим схемам. Кошка на крыше, мячи в корзине, петух на заборе, посуда в буфете, утюг на  столе, варенье в банке, карандаши на столе, пальто в шкафу. 9. Составление предложно­падежных конструкций в П.П. Посмотрите на экран, какие  предметы вы видите. Как мы называем  одним словом?  Что где находится? Сахар  в сахарнице. Конфеты  в вазе. Сухари  в сухарнице. Соль  в солонке.  Хлеб в хлебнице. 10.Работа в тетрадях. На экране предложения с пропущенными  предлогами. Вместо точек вставьте подходящие слова В или НА  Птица сидит …. клетке. Ваза стоит ….столе. Платье  висит .. шкафу. Ручка  лежит … пенале.Книга лежит .. парте. Рыбки плавают .. аквариуме.11.Закрепление темы. А)    Какое время наступило? Отправимся на прогулку в зимний лес. Вспомните, где живут зимой животные и птицы в лесу. Медведь спит в берлоге. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Белка живет в дупле.  Сорока сидит на ветке. Ворона сидит на снегу. Снегирь  сидит на рябине. ВЫВОД. Чтобы правильно построить предложения, необходимо помнить о  маленьких словах, но очень важных словах, без которых предложение теряет  смыл. Эти слова предлоги. Б)   Для закрепления темы мы поиграем в игру.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 13.Итог урока. Ребята, с какими маленькими словами ( предлогами) мы сегодня работали? ­Что обозначает предлог В ? Предлог НА?  Молодцы, все хорошо поработали! Всем спасибо!