Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
06.06.2018
Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс
Урок-путешествие в мир сказки. Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Цели: обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представле-ние о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина; развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художествен-ного произведения; воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим лю-дям.Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс
конспект.docx
Конспект урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина». Урок­путешествие в мир сказки. Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Цели:  обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о  добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина; развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного  произведения; воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям. Оборудование: учебник­хрестоматия, проектор, экран, презентация, листочки с  вопросами для  экспресс­диагностики. Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость,  своенравность, ревнивость. План урока: 1. Оргмомент 2. Постановка цели 3. Проверка домашнего задания 4. Новая тема 5. Итоги урока 6. Домашнее задание Ход урока I  . Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.   Пушкина.   Но   наш   урок   будет   непростой.   Нам   предстоит   отправиться   с   Вами   в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки. II   . Постановка цели. Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить. На   пути   нам   будут   встречаться   разные   герои,   совершающие   множество   поступков. Проходя по ещё неизведанным  тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться  отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!  . Проверка домашнего задания. III  Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта  художественных героев.  ′ У всех ли они есть? Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта х не только для того, чтобы мы могли начать ′ наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание. Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.  . Новая тема. Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд! IV  Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы  здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С.  Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный  дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна ­  счастливый конец сказки). Чтобы  попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2  Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях:  Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев). Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3 Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества? Так может она совсем не отрицательный герой?  Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий). Ребята,   а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы. • Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова) • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок. (Большой толковый словарь русского языка) • Зло – нечто дурное, вредное. (Словарь С.И. Ожегова) • Зло  –  действие,  имеющее  отрицательный   смысл  и  всегда  влекущее  за  собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка) Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями? (Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными) Мы идём  с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5 Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица­мать и царица­мачеха). Мы должны с Вами  противопоставить  их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого.  Внесите его в свои путевые тетради. Посмотрите,   пожалуйста,   на   героинь   сказки   и   противопоставьте   их   друг   другу,   т.е. укажите различия между ними. Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы­матери обведена жёлтым, а Царицы­ мачехи чёрным. Как Вы думаете, почему?  (Ученики   отвечают:  Царица­мать   –   положительный,   светлый   герой,   она олицетворяет   нежное   материнское   начало;   Царица­мачеха   –   отрицательный,   тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы). Двигаемся   вперёд.   Мы   приблизимся   с   вами   ко   дворцу,   если   Вы   расскажете,  что происходит дальше? Как разворачиваются события? (Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей). Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?  Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны. (Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою). Обратите внимание, как автор описывает Царевну: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела» С чем сравнивает автор молодую царевну? (Ученики отвечают: С прекрасным цветком) Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица­мачеха решила погубить царевну. Слайд 7 Ребята, а почему она решила это сделать? (Ученики   отвечают:  Царица­мачеха   считает   себя   самой   красивой,   а   царевна становится   ее   соперницей,   потому   что   волшебное   зеркало   сообщает,   что   падчерица “милее и белее”, чем она). Слайд 8 Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?  (Ученики отвечают: Ненависть, зависть) А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить). И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и  внутренней красотой? (Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по­настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают). Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9 И куда же мы попадаем? Что мы видим? (Ученики   отвечают:  Мы   оказываемся   в   лесу.   Сюда   попадает   Царевна   по   приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну). Чтобы   дальше   проследить   за   жизнью   наших   героев   и   двинуться   ко   дворцу   нам необходимо ответить на несколько вопросов6 Слайд 10  1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?  а) во дворец ; б) в царство гномов; в) в терем. Слайд 11 2. Видит девица, что тут люди ... живут. а) смирные; б) добрые; в) злые. Слайд 12 3. «Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь ...»  а) Семь богатырей, семь румяных усачей; б) Семь рыцарей без страха и упрёка; в) Семь витязей прекрасных. Слайд 13 4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?  а)  отравить персиком; б) отравить яблоком; в) отравить апельсином. Слайд 14 Как звали собачку в сказке?  а) Миколко; б) Елисейко; в) Соколко. Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим! Слайд 15 Правильно ли мы ответили? (Ученики отвечают: Да, правильно).   Наш   путь   очень   долгий.   Поэтому   нам   нужно   немного   отдохнуть.   Располагаемся   на привал.   Послушаем   птичий   щебет,   как   его   слушала   молодая   царевна,   блуждая   по   лесу, насладимся лесным покоем и тишиной. Слайд 16 Отдохнув, двигаемся дальше. На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17 Можем ли мы сказать что добро борется со злом?  (Ученики   отвечаю:   Да.   Соколко   пытается   противостоять   злобному   замыслу, который Чернавка пытается исполнить).   мы   пронаблюдали   с   Вами   картину   борьбы   двух Действительно,   ребята, противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути. В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже  не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18 Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла? (Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро). В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19 Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты. А теперь охарактеризуйте каждую из них. (Ученики приводят свои примеры) Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё­таки губит царевну. Значит, в нашей сказке зло победило? (Ученики отвечаю: Нет). Кто же тогда решил восстановить добро? (Ученики отвечаю: Королевич Елисей). Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло. Слайд 20 Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны? (Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер). Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.  А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере? (Ученики   отвечаю:  В   пещере   между   столбов   висит   хрустальный   гроб,   в   котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает). Слайд 21 Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что­то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре. «Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» ­ сказал мыслитель Швейцер Альберт. V   . Итоги урока. Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего;  наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым –  плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по­ доброму к окружающим Вас людям. Поступая по­доброму с людьми, Вы увидите, что и они  будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей  реальной жизни. Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия. Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22 Оценка работы обучающихся на уроке. VI   . Домашнее задание • Написать поздравление Королевичу и Царевне. • Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки. Список использованной литературы 1. Литература. 5 класс: учебник­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /   авт.­сост. Г.С. Меркин. – М., 2008. 1. http://diafilmy.su/150­skazka­o­mertvoy­carevne­1.html Использованные Интернет­ресурсы 2. http://kinsburg.ru 3. http://litera­puschkin.narod.ru 4. http://majokko.ru 5. http://myltiki.at.ua 6. http://www.fraznik.ru 7. http://www.qcd.ru 8. http://www.planetaskazok.ru 9. http://www.tyt­skazki.ru

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс

Конспект урока "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина" 5 класс
Скачать файл