Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"
Оценка 4.8

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.конспект урока литературы
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941).rtf
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941) Цель урока: познакомить с личностью и поэзией И. Северянина, показать истоки и значение его творчества. Оборудование урока: репродукции картин К. Малевича, В. Кандинского, В. Татлина и др. Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений, обсуждение доклада. Ход урока I. Реализация индивидуального домашнего задания. Доклад (или реферат) о футуризме в живописи и литературе и его обсуждение. II. Слово учителя о биографии поэта Игорь Васильевич Лотарев (как и многие поэты, он взял себе звучный псевдоним — Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь-Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь) родился в Петербурге, по материнской линии доводился потомком Карамзину и принадлежал к тому же роду Шеншиных, что и Фет. Дебютировал в 1905 году и до 1912 года издал более 30 брошюр-сборников, окрашенных влиянием его поэтических кумиров Фофанова, Лохвицкой, Бальмонта. Северянина сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». А. Блок говорил, что Северянин — «настоящий, свежий, детский талант». Н. Гумилев писал: «Игорь Северянин — поэт Божией милостью». Он стал одним из поэтических кумиров 1910-х годов, а 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королем поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. Поэтому поводу он написал: «Я избран королем поэтов — да будет подданным светло!» Согласитесь, достойное короля заявление. В этом же году Северянин уезжает в Эстонию и вскоре становится невольным эмигрантом. Из Эстонии Северянин уже не смог вернуться в Россию. III. Чтение и комментирование стихотворений из сборника «Громокипящий кубок» Шумный успех принесла поэту книга «Громокипящий кубок» (1913). — Какие ассоциации вызывает это название? (Название прямо относит к стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Последняя строфа этого стихотворения: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.) IV. Слово учителя о творчестве Игоря Северянина Этот и следующие сборники «Златолира» (1914) и «Ананасы в шампанском» (1915), неоднократно переизданные, закрепили за Северяниным славу салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» богемного быта. Стремление освободиться от всяческих ограничений («Я поэт экстаза, капризы, свободы и солнца», «Я трагедию жизни претворю в грезофарс») привлекало буржуазную публику, охваченную настроениями «пира во время чумы». Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэзы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая исполнения им своих стихотворений. По мнению В. Кошелева, именно Северянину принадлежит открытие нового жанра «эстрадного искусства — авторское чтение стихов. Наряду с «синематографом» и цыганскими романсами, этот жанр стал весьма популярен в среде массовой культуры начала ХХ века». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое «ликерной рюмкой». Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо-цыганского, салонно мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных «поэз», что его сюртук, орхидея и даже поза — провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда. Стремление Северянина к эпатажу, как у Бальмонта и футуристов, провоцировало неоднозначную реакцию публики. А Северянин словно дразнил ее: Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Сам поэт называл свою славу «двусмысленной». Его обвиняли в эгоцентризме, в пошлости, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов. Брюсов писал: «Не всегда легко различить, где у Игоря Северянина лирика, где ирония». Если В. Маяковский издевался над «чернью» нахально, зло, грубо: «Я захохочу и радостно плюну, / плюну в лицо вам...» («Нате!»), то Северянин издевается тонко: «И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, / Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом...» («Кензель»). Это пародия на «красивую жизнь», высмеивающая «бензиново-резиновые» радости. V. Беседа по произведениям Игоря Северянина В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь-Северянин», объясняющее самого себя Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читал, Раз нет в них ананасов и авто. Фокстрот, кинематограф и лото — Вот, вот куда людская мчится стал! А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам Он шлет в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над всею первенствующей планетой... Он в каждой песне, им от сердца спетой, Иронизирующее дитя. — Какова форма этого стихотворения? — (Сонет.) В 1911 году Северянин создал вместе с сыном Фофанова К. Олимповым группу «эгофутуристов». — Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами? (Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго» т. е. «Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание» раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал — стихи о «красивостях» жизни принимались всерьез; тяга к словотворчеству.) Откликаясь на брошюру «под нелепым названием» «Электрические стихи», В. Брюсов писал: «...Северянин прежде всего старается обновить поэтический язык, вводя в него слова нашего создающегося бульварного арго, отважные неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами, причем для сравнения выбирает преимущественно явления из обихода современной городской жизни, а не из мира природы. Большей частью это выходит у него не совсем удачно, а подчас и смешно...» — Как вы думаете, что мог иметь в виду Брюсов, говоря об «отважных неологизмах» и «самых смелых метафорах» Северянина? — Согласны ли вы с тем, что «отважные неологизмы» и «самые смелые метафоры» не всегда удачны, а подчас выглядят и смешно? Задание: найдите неологизмы Северянина и прокомментируйте их. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина буквально на каждом шагу. Он словно изобрел особый язык для своей поэзии. Вот лишь некоторые неологизмы: «быстро- темный», «ало-встречный «грозово», «олуненный», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов, поэт часто использует непривычные словосочетания, грамматические формы: «задохнувшее смех», «совпадала с ветром птичка», «Вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др. Северянин выдвинул программу изобретенного им направления. Оцените лозунги «эгофутуризма» — где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?! 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты. 6. Борьба со «стереотипами». 7. Разнообразие метров. Поэт провозглашает ценность каждой личности: «Жизнь человека одного — / Дороже и прекрасней мира», отмечает двойственность мира: «И в зле — добро, и в добром — злоба», выводит иерархию настоящих ценностей: «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! — / Могущественные слова!» VI. Слово учителя Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым — звуками, ощущениями, краска ми, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивости». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гостиные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликеры... В этом мире скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, «высь сфер» — экзотическое, уникальное и в то же время современное. Об этом необыкновенном мире писать надо было необыкновенно: и Северянин изобретал новые жанры. Названия большинства — неологизмы: миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят характер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряженный сюжет. VII. Анализ стихотворений 1. Слово учителя В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...». 2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия» Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок». Вы помните прелестный уголок — Осенний парк в цвету янтарно-алом: И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрестке палевых дорог? Вы помните студеное стекло Зеленых струй форелевой речонки: Вы помните комичные опенки Под кедрами, склонившими чело? Вы помните над речкою шале, Как я назвал трехкомнатную дачу, Где плакал я от счастья, и заплачу Еще не раз о ласке и тепле? Вы помните... О да! Забыть нельзя Того, что даже нечего и помнить... Мне хочется Вас грезами исполнить И попроситься робко к Вам в друзья... Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно- алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания. 3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы» Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843): Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря- Северянина на русском кладбище в Таллине: В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут — уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой? «Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский: Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс! Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. VIII. Задания по творчеству И. Северянина Вариант 1 1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина. 2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте. 3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы? 4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов? Вариант 2 1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина? 2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами? 3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их. 4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина. Домашнее задание Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.__

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Конспект урока ""Эгофутуризм" Игоря Северянина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018