Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного).
Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою
окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире
человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...».
В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как
социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова.
Основной пафос стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» заключен в
драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.
Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»
1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?
2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует
автор? (Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир
наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания
неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мирмаскарад лишен красок, он
чернобелый.)
3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что
говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада.
Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чегото незначительного,
случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)
4. 1я и 2я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна
предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом
выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и
дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)
5. Как меняется пространство текста во 2й строфе? Какой смысл при этом
выявляется? (Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук
лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мирмаскарад
отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)
6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир
воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание
воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир
воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали,
подробности (3—4я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он
полон красок, звуков, запахов.)
7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы
приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не
целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры
прошлого, «старины», «старинной мечты».)
8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты,
свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово
«люблю» повторяется дважды.)
9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство
дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен
«тягостных сомнений и страстей».)
10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней
появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом
проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами
художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует,
она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она
«нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Этокрик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным
стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только
порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме
инфинитива.)
Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», вершине
философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о
вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения
можно предложить вопросы, составленные учителем.
Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...»
1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического
субъекта?
2. Каковы ключевые слова 1го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами
«один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова
«дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я»
во 2й строфе?
4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3й строфы?
5. Какие элементы художественной формы 1—3й строф указывают на
раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего?
Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5й строфах?
Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о
смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
7. Какие образысимволы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь
объяснить их смысл.
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г.
«Выхожу один я на дорогу...» и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении
лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?
Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность,
такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя
нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.
Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными
ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями.
Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с
осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой
Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной
Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть,
конечное и бесконечное.
Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно
художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в
себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические
уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию,
истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.