конспект урока "Философская лирика М.Ю. Лермонтова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая   судьба   человека   и   поэта   в   бездуховном   мире.   «Как   часто,   пестрою   толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...». В   конце   жизни   ощущение   трагического   одиночества   и   разлада   с   миром,   как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Основной   пафос   стихотворения   «Как   часто,   пестрою   толпою   окружен...»   заключен   в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.  Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...» 1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»? 2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?   (Внешний   мир   подобен   маскараду:   все   в   нем   лживо,   неестественно.   Этот   мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир­маскарад лишен красок, он черно­белый.) 3.   Как   характеризует   реальный   мир   глагольная   лексика?   (Глаголов   мало,   что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего­то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».) 4. 1­я и 2­я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно   распространенная   синтаксическая   конструкция.   Какой   смысл   при   этом выявляется?   (Это   говорит   о   нерасчлененности,   монолитности   уродливого   и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.) 5.   Как   меняется   пространство   текста   во   2­й   строфе?   Какой   смысл   при   этом выявляется? (Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир­маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.) 6.   Каким   предстает   внутренний   мир   лирического   «я»,   мир   мечты,   мир воображаемый?   Каковы   его   ключевые   образы   и   картины?   Почему   в   тексте   описание воображаемого   мира   занимает   больше   места,   чем   описание   мира   реального?   (Мир воображаемый   виден   отчетливо,   ясно.   Лирический   субъект   ощущает   его   детали, подробности (3—4­я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.) 7.   Каково   движение   в   поэтическом   пространстве   мира   мечты?   (Мир   как   бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».) 8.   Каков   доминантный   образ   мира   мечты?   Каковы   его   приметы?   (Мир   мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.) 9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».) 10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется   образ   толпы?   В   чем   конфликт   лирического   «я»   и   толпы?   Каким   пафосом проникнуты   финальные   строки?   Как   это   настроение   подчеркивается   элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Этокрик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв.   Категоричность   нравственного   решения   подчеркивается   глаголами   в   форме инфинитива.) Приступая   к   анализу   стихотворения   «Выхожу   один   я   на   дорогу...»,   вершине философской   лирики   Лермонтова,   можно   предложить   учащимся   самим   подумать   о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем. Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...» 1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта? 2. Каковы ключевые слова 1­го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий? 3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2­й строфе? 4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3­й строфы? 5.   Какие   элементы   художественной   формы   1—3­й   строф   указывают   на раздробленность,   расчлененность,   дисгармонию   мира   внешнего   и   мира   внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса? 6.   Какой   воображаемый   мир   создает   лирический   субъект   в   4—5­й   строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь? 7.   Какие   образы­символы   встретились   вам   в   стихотворении?   Попытайтесь объяснить их смысл. 8.  Индивидуальное   задание.  Сопоставьте   стихотворения   Лермонтова   1841   г. «Выхожу   один   я   на   дорогу...»   и   «Любовь   мертвеца».   В   чем   разница   в   отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях? Итог урока.  В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями.   Это   природа,   любовь,   Родина,   жизнь,   не   раздираемая   страстями. Устремленность   к   вечной   жизни,   наполненной   красотой   и   гармонией,   соединяется   с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова   мыслится   личностью   вселенского   масштаба,   равной   мирозданию,   подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное. Обучая   школьников   анализу   стихотворений,   следует   помнить,   что   в   истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе  ключевые   слова,  ритм,  звукопись,  поэтический   синтаксис   и  другие  семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

Посмотрите также