Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"
Оценка 4.9

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
23.03.2017
Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"
Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова". Материал представляет собой подробный анализ произведений Н.М. Рубцова. В конспекте урока соблюдены все этапы занятия. Главные цели: • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта Н. Рубцова, вызвать интерес к его творчеству. • Определить основную тематику произведений Рубцова путём анализа стихотворений; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений. • Формировать у учащихся чувство любви, верности и преданности своей Отчизне на примере судьбы поэта Н. Рубцова и стихотворений.Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова".
Конспект урока Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова.docx
Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова Цели:  Познакомить учащихся  с жизнью и творчеством поэта Н. Рубцова, вызвать интерес  к его творчеству.  Определить основную тематику произведений Рубцова путём анализа  стихотворений; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических  произведений.  Формировать у учащихся чувство любви, верности и  преданности своей Отчизне на  примере судьбы поэта Н. Рубцова и стихотворений. Ход урока. Звучит песня «Плыть, плыть, плыть…» в исполнении Юлиана. 1. Слово учителя о теме и целях урока.  Прозвучала песня «Плыть, плыть, плыть…» в исполнении Юлиана». Стихи этой прекрасной песни написаны одним из самых любимых и почитаемых поэтов России Николаем  Рубцовым Выросший сиротой, он знал одну­единственную мать­Россию, ей посвятил свои лучшие  песни, стихотворения, лучшие минуты подъёма, вдохновения.            – Тему урока мы определили так: «Николай Михайлович Рубцов,1936­1971.  Стихотворения». – Откройте тетради, запишите дату, тему урока.            – На  этом уроке мы познакомимся с трудной судьбой поэта, прочитаем некоторые его  стихотворения. А в конце урока вы должны сделать выводы по теме  урока. Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый весенний дождь,  так в наше страшное  бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна  пробудить нас и очистить, вернуть нам данное от природы чувство прекрасного светлая,  родниковая поэзия Николая Рубцова. Более  всего в ней нуждается юность, которая  осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни.  На реке поэзии Н. Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ненастную ночь в  ней светит хоть одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонек   в оконце. Грусть и печаль, одиночество и бесприютность открываются нам в злых ветрах,  тяжелых ливнях, омутных водах, загнивающих на мелях лодках, увядающих цветах.  Но что человек представляет без этих чувств? А с другой стороны, если бы он отдавался  только им, разве бы предстал перед нами мир в его полноте и гармонии?  2. Чтение и анализ стихотворений «Тихая моя родина», «Журавли», «Русский огонёк». – А начать разговор о Рубцове мне бы хотелось с моих любимых его стихотворений. ТИХАЯ МОЯ РОДИНА                                         В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. ­ Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.­ Тихо ответили жители: ­ Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать ­ Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.     – Это стихотворение удивительно простое и ясное, понятное всякому, кто хоть раз  покидал родные места, кто хранит в душе тепло материнских прикосновений.  – Почему невозможно читать эти строки громко?  Они приглушаются словно специально предназначенными                                                     для этого звуками [т, с, х, ш, ч];  не раз в нём повторяются слова «тихая моя родина», «тихо       ответили жители»;  потому что так и кажется: помешаешь, вспугнешь человека,  со взгорка оглядывающего "тихую родину", с нежностью и  печалью признающего: Тихая моя родина,                                         Я ничего не забыл. – Тихо произнесенные, эти строки громко отзываются и в моем сердце: ведь и у меня есть  речка "туманная", река моих воспоминаний, которая, сколько буду жить, столько "за  мною... будет бежать и бежать". Ведь это и обо мне сказал поэт: С каждой избою и тучею С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. – В глубоко личных стихах выражено и моё чувство связи с миром, людьми, землёю. – Когда я читаю это стихотворение Рубцова, мне вспоминаются строки другого, тоже  любимого писателя:   И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных  крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда­то под  крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых  кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда­то в большой и грозный мир, наивно  поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно... Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!  Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а  к белым сказкам моей земли. ... Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками. Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса? Это Василий Белов «На родине». – Бывает ли солёная роса, как вы думаете? – Какова связь этого очерка со стихотворением Рубцова «Тихая моя родина»? Неслучайно Н. Рубцов и посвятил это стихотворение В. Белову. – А сейчас послушайте другое замечательное стихотворение ­ «Журавли» Меж болотных стволов красовался восток огнеликий… Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли! И разбудят меня, позовут журавлиные крики Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали… Широко по Руси предназначенный срок увяданья Возвещают они, как сказание древних страниц. Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье И высокий полёт этих гордых прославленных птиц. Широко на Руси машут птицам согласные руки. И забытость болот, и утраты знобящих полей — Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки, Далеко разгласит улетающий плач журавлей… Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота! Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих! Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их… – Нравится? – Чем оно так волнует, тревожит?  – Что заставляет нас запрокидывать голову и искать в вышине журавлиный клин? – Почему так важно поэту достучаться, докричаться до нас : «Отворите скорее ворота!  Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!»            – Зачем автору потребовались торжественно­строгие слова: «восток огнеликий»,   «предназначенный, срок увяданья», «сказание древних страниц».  – «Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье                                                               И высокий полет этих гордых прославленных птиц»­говорит поэт. – «Все. что есть на душе»­это что?  – Какая душа открывается нам?  – Почему «сиротеет душа и природа», как только замолкнут журавли?  – О многом заставляет задуматься, будит воображение стихотворение «Русский огонек».  Погружены В томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели. Оцепенели маленькие ели, И было небо темное, без звезд. Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвом поле! Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?) Мелькнул в пустыне, как сторожевой… Я был совсем как снежный человек, Входя в избу (последняя надежда), И услыхал, отряхивая снег: ­Вот печь для вас и теплая одежда..­ Потом хозяйка слушала меня,   Но в тусклом взгляде  Жизни было мало,  И, неподвижно сидя у огня,  Она совсем, казалось, задремала…  Как много желтых снимков на Руси  В такой простой и бережной оправе!  И вдруг открылся мне   И поразил  Сиротский смысл семейных фотографий:  Огнем, враждой   Земля полным­полна,  И близких всех душа не позабудет…  ­ Скажи, родимый,  Будет ли война?­  И я сказал:­ Наверное, не будет.  ­ Дай бог, дай бог.. Ведь всем не угодишь, А от раздора пользы не прибудет…­ И вдруг опять: ­ Не будет, говоришь? ­ Нет,­ говорю,­ наверное, не будет. ­­Дай бог, дай бог… И долго на меня Она смотрела, как глухонемая, И, головы седой не поднимая, Опять сидела тихо у огня. Что снилось ей? Весь этот белый свет, Быть может, встал пред нею в то мгновенье? Но я глухим бренчанием монет Прервал ее старинные виденья.. ­ Господь с тобой! Мы денег не берем! ­ Что ж ,­ говорю­, желаю вам здоровья! За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью… Спасибо, скромный русский огонек, За то, что ты в предчувствии тревожном Горишь для тех, кто в поле бездорожном От всех друзей отчаянно далек, За то, что, с доброй верою дружа, Среди тревог великих и разбоя Горишь, горишь как добрая душа, Горишь во мгле ­ и нет тебе покоя! – Что видится читателю?   Как в темную беззвездную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся  путнику последней надеждой мелькнул огонек приютившего потом дома  Скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса,  хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых   Старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу: «Скажи, родимый, будет ли война?.. Не будет, говоришь?.. Дай бог, дай бог»? – Поэзия Рубцова во многом символична. – Как вы считаете, символом чего выступает здесь образ дома? Символ желанного пристанища души – А в этом доме есть безмятежное счастье? Докажите. Нет. Всенародная трагедия сказалась на судьбах старой крестьянки, её родных и  близких. Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне И поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным­полна, И близких всех душа не позабудет… – В чём смысл этого стихотворения? И всё же «среди тревог великих и разбоя» не угасает животворящая любовь к  людям. Немеркнущий огонёк русского дома, мелькая во тьме, излучает свет  заблудившимся и заблудшим. – А что каждому из нас открывается в словах» За все добро расплатимся добром, за всю  любовь расплатимся любовью»?  – Мудрость? Наивность? Доброта? Доверчивость? – О чем, по вашему мнению, это стихотворение? Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихам.  – А как думаете вы?  – Какие мотивы роднят «Русский огонёк» с рассказом В. Астафьева «Фотография, на  которой меня нет»?  Образ старой крестьянки  «Сиротский смысл семейных фотографий»  «За всё добро расплатимся добром»  Пафос родины – Не менее интересна и биография поэта.  – А сейчас давайте вместе оглянемся на жизненный и творческий путь Николая Рубцова. 3. Литературная композиция. – Пожалуйста, Настя Чернятьева начинает. 1. За свою недолгую жизнь Николай Рубцов успел издать только четыре поэтические книги, но сегодня   уже   невозможно   представить   лирику   последних   лет   без   его   имени   и   его   стихов,   таких   как «Журавли»,   «Русский   огонек»,   «Детство»…   Прикоснуться   к   строкам   Николая   Рубцова   –   значит прикоснуться к чему­то незамутненному и доброму.  Вода недвижнее стекла. И в глубине ее светло. И только щука, как стрела Пронзает водное стекло. О, вид смиренный и родной! Березы, избы по буграм И, отраженный глубиной, Как сон столетий, божий храм. О, Русь — великий звездочет! Как звезд не свергнуть с высоты, Так век неслышно протечет, Не тронув этой красоты; Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлен В душе, которая хранит Всю красоту былых времен...                                                        «Душа хранит" – Послушаем сообщение Алёны Сенцовой. 2.   Задумываясь   над   первоисточниками   этой   красоты,   невольно   унесемся   в   Беломоры   –   край   суровый, богатый сказками, преданиями, легендами.  Здесь, в поселке Емецк Архангельской области, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов. Отец его работал в сельпо, мать была с детьми, которых было шестеро – три девочки и три мальчика. Через полгода   после   рождения   Николая   отца   переводят   на   работу   в   Няндомский   леспромхоз.   И   начинаются переезды; долгие года семья редко где задерживается: то нужда, то обстоятельства.  С войной начинаются страшные утраты: в 1942­м году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей… Диагноз – хроническая болезнь сердца.  – Об этих тяжёлых воспоминаниях у Н. Рубцова есть стихотворение «Аленький цветочек» Домик моих родителей Часто лишал я сна ­ Где, он опять, не видели? Мать без того больна. В зарослях сада нашего Прятался я как мог. Там я тайком выращивал Аленький свой цветок Этот цветочек маленький Как я любил и прятал! Нежил его, ­ вот маменька Будет подарку рада! Кстати его, не кстати ли, Вырастить все же смог… Нес я за гробом матери Аленький свой цветок. – Послушаем сообщение Саши Мосеева. 3. Колю забирает к себе соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живет там неделю, а после возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и на этот раз отправляют за сотни километров – в Никольский детдом Тотемского района.  – В деревне Никола суждено было провести Коле Рубцову целых семь сиротских —  горьких и по­своему счастливых — лет. Всю свою жизнь он с удивительной теплотой и  любовью вспоминал эти места. – Послушаем сообщение Наташи Исаковой. 4.  Никольское Рубцов всегда считал своей родиной. Здесь он окончил семилетку и отсюда отправился в город Тотьму, в лесотехнический техникум.  Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пылкий мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: ­ Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: ­ Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу...                                              «Родная деревня». – Живя в детдоме, начитавшись книг о морских путешествиях, Рубцов буквально «бредил  морем». Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и одновременно серьезным  испытанием, суровой жизненной школой. – Послушаем сообщение Антона Коротаева. 5. Мальчишкой, не видевшим моря, Н. Рубцов бредил им. Мечта привела его, 16­летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовное судно. Манили и большие города. В 1955 году он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь начинает писать и печататься во флотских изданиях.  Я в фуфаечке грязной Шёл по насыпи мола. Вдруг откуда­то страстно стала звать радиола:       "Купите фиалки,    Вот фиалки лесные.    Купите фиалки,    Они словно живые..." Как я рвался на море! Бросил дом безрассудно. И в моряцкой конторе Всё просился на судно…  «Фиалки». – Написано стихотворение в зрелом возрасте и, что нетрудно заметить, с некоторой  иронией по отношению к самому себе — юному и несмышленому, но вместе с тем и с  явным сочувствием и даже с жалостью. – Послушаем сообщение Оли Сарычевой. 6.  Вернувшись   в   Ленинград,   он   работает   на   Кировском   заводе,   оканчивает   вечернюю   школу,   входит   в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького. О себе Рубцов скажет:          …Как будто  Ветер гнал меня по ней, По всей земле – по селам и станицам! Я сильным был, Но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться…  – Вспоминает Станислав Куняев: «Заскрипела дверь. В комнату осторожно вошел молодой  человек. — Здравствуйте, — сказал он робко. — Я стихи хочу вам показать.  Молодой человек протянул мне странички. Я начал читать: Я запомнил, как диво,  Тот лесной хуторок,  Задремавший счастливо  Меж звериных дорог... Я сразу же забыл... о городском шуме, влетающем в окно с Тверского бульвара. Словно бы  струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...  Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. — Как Вас звать? — Николай Михайлович Рубцов...». – Послушаем сообщение Анны Хорошавиной. 7.   В   Литинститут   Рубцов   пришел   с   немалым   багажом   жизненных   впечатлений   и   –   главное   –   со   своим творческим голосом.  В 1963 г. он перевелся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы. Позднее узнали, что он уезжал в далекое свое село Никольское, свою Николу. Там он много работал, создал за одно лето около 50­ и стихотворений. Необходимым и желанным был этот новый «заочный» образ жизни.   Остановись, дороженька моя! Все по душе мне — сельская каморка, Осенний бор, Гуляевская горка, Где веселились русские князья. Простых преданий добрые уста Еще о том гласят, что каждодневно Гуляла здесь прекрасная царевна,— Она любила здешние места. Да! Но и я вполне счастливый тип, Когда о ней тоскую втихомолку Или смотрю бессмысленно на елку И вдруг в тени увижу белый гриб! И ничего не надо мне, пока Я просыпаюсь весело на зорьке И все брожу по старой русской горке, О прежних днях задумавшись слегка...                                                      «Гуляевская горка». – Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочинам дороги,  деревенские просторы. Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком... Исполняется песня «Букет». Музыка А. Барыкина, слова Н. Рубцова. – Послушаем сообщение Анны Поповой. 8. Трудно сейчас подсчитать, сколько месяцев Рубцов был профессиональным литератором. Он пытался зажить жизнью писателя, но всякий раз его настигала нищета… Поэту   часто   приходилось   менять   профессии:   он   был   слесарем­сборщиком,   шихтовщиком, литконсультантом,   кочегаром…   За   публикации   своих   стихов   в   районных   газетах,   а   если   повезет   –   в областных, он получал гроши. Не зная, чем заработать в деревне, он собирает для заготконторы ягоды и грибы,  вербуется   на  рубку  леса,  пишет   в  «районку»  заметку  о  сельском  фельдшере.   «Были  бы  у  меня средства, я никогда бы не печатал свои стихи…» – Любимые края дороги поэту и в весеннюю пору, когда «над зыбким половодьем без  остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег лежит по всей России, словно  радостная весть», и в жаркие дни, когда «зной звенит во все свои звонки». Однако ближе  всего душе поэта осень. – Послушаем сообщение Регины. 9. Рубцов много ездил и многое повидал. Но ближе и родней северной природы ничего не нашел.  У сгнившей лесной избушки, Меж белых стволов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. Летят журавли высоко Под куполом светлых небес, И лодка, шурша осокой, Плывет по каналу в лес. И холодно так, и чисто, И светлый канал волнист, И с дерева с легким свистом Слетает прохладный лист, И словно душа простая Проносится в мире чудес, Как птиц одиноких стая Под куполом светлых небес...                                            «У сгнившей лесной избушки…» – Рубцов был наделен немалым музыкальным талантом. Он пел свои стихи, хотя музыку на  них никто не писал. Он пел свои стихи с гитарой дуэтом. Исполняется песня  на стихи Н. Рубцова «В горнице» – В 1969 году Рубцов защитил диплом в Литературном институте, закончились годы  скитаний, хотелось своего угла, и этот угол с большим трудом был выделен поэту.  Николай Михайлович получил скромную, но все­таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что жизнь налаживается. – Послушаем сообщение Вики Кошилка. 10. В конце 60­х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружали своим вниманием поэт­ вологжанин П. Яшин, московский критик В. Дементьев, в Вологде – прозаики В. Астафьев, В. Белов, поэт В. Коротаев.  В 1970 году выходит последнее прижизненное издание Н.Рубцова – книга стихов «Сосен шум». – Литературу Рубцов брал сердцем, душой, находил самое необходимое для себя в нужный момент. Он говорил: «Люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти…» – Послушаем сообщение Артёма Гребнева. 11.   Поэт   успел   подготовить   к  печати   книгу   «Зеленые   цветы».   Но   силы   его   были   подавлены.   Поэт   сам «предсказывал» себе смерть.  Я умру в крещенские морозы. Я умру, когда трещат березы. А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывет, забытый и унылый, Разобьется с треском,                                и в потемки Уплывут ужасные обломки. Сам не знаю, что это такое... Я не верю вечности покоя! «Я умру в крещенские морозы…» Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1971 года. Ему исполнилось 35 лет.  – Николай Рубцов успел написать немного, чуть больше двухсот стихов. Но это целый мир, притягивающий и не отпускающий. – Послушаем сообщение Насти Зубаревой. 12. Шли годы. Время определило значимые позиции Н. Рубцова. Все выше и выше над горизонтом стала подниматься скромная звезда поэта. Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей...                                                          «Звезда полей». – Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта  заменить никто не сможет на земле... В 1973 году на могиле Рубцова был поставлен памятник. На мраморной плите —  бронзовый барельеф. У подножия памятника выбита на камне строка поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!». 4. Анализ стихотворений Рубцова, помещённых в учебнике. «По вечерам» 1. О чем это стихотворение? Тема стихотворения - раздумья о Руси. В своих размышлениях поэт показывает нам Русь былую", чем Русь жила" и настоящую, где "так же весело и властно". 2. Каким настроением проникнуто? Есть ли его изменение? В первой строфе ключевое слово "грусть" рисует настроение, проникнутое печалью, а в последней строфе происходит изменение в настроении - ""по вечерам тепло и ясно". Настроение печальное, автор передаёт грусть, воспоминание о том времени, сравнивая его с настоящим. Он рисовал образы свободы, веселья, тепла и ясности. Всё это он выражает с помощью описательный фрагментов и моментах былой жизни.. 3. Какие картины и образы нарисовал поэт? Речь идёт о былой Руси и воспоминаниях о ней. 4. С помощью каких изобразительно­выразительных средств он их создал? Картину былой Руси автор создал с помощью сравнений, метафор, олицетворений, например: как будто у груди, как в те былые времена (сравнение); Русь жила, жизнь отликовала, спит Русь (олицетворение); образ свободы, дорога в гору (метафора); противопоставление (спит – жила; грусть - весело) 5. Реалистичны или символичны пейзажи картины? Пейзаж и реалистичен и символичен в одно и то же время: с моста идет дорога в гору - явление реальное и символ трудного возрождения Руси 6. Попробуйте определить стихотворный размер. Ямбическая строка с пиррихеем подчеркивает непростые размышления поэта о Руси. Привлекает простая без изысков речь (отсутствие эпитетов). 7. Какие чувства переживает лирический герой? Герой испытывает тоску по тому времени . 8. Что привлекло вас в этом стихотворении? Что нового, по­вашему, сказал поэт о Родине  и природе? Меня привлекло, как автор передал чувство печали и тоски о том времени и о былой Руси «Встреча» Какова тема и идея этого стихотворения?  Определите размер стихотворения «Встреча». «Привет, Россия…» После прочтения стихотворения ученикам предлагаются следующие вопросы:  – Каково ваше первое впечатление?  – Можете ли вы определить тему, основные чувства лирического героя? Ученики, объединившись в группы, самостоятельно читают стихотворение и выполняют  задание: 1­я группа   помогают понять авторский замысел)    выписывает ключевые слова (они несут основную смысловую нагрузку в тексте,  2­я группа − слова с приращенным смыслом (слова­символы, имеющие новые значения  только в этом тексте) 3­я группа выписывает непонятные слова. Ребята объясняют их значение в речевом  контексте. 1­я группа ­ Выпишите ключевые слова. Как они помогают раскрыть основный смысл  стихотворения? «Россия», «Родина», «любовь», «изба», «радостно», «солнце», «счастье», «покой». Слова «Россия», «Родина» являются главными ключевыми словами. Россия – это родная  страна, Родина – это место, где ты родился, прошло твое детство. Эти слова звучат  особенно торжественно и эмоционально.  Обращаем внимание на средства эмоционального воздействия этих слов (обращение,  восклицание, инверсия, повтор заглавного предложения). Значения этих слов находят в  стихотворении дальнейшее развитие и наполняются более конкретным смыслом. Ряд  зрительных образов раскрывает значение слова «Родина» – «крапива под оконцем»,  «лазурное поле», «низкий дом» и т.д. Художественное пространство выражается в  стихотворении словами: «весь простор небесный и земной», «вся земля», «Россия»,  «Родина», «изба». ­ Какие синонимы к слову «дом» употребляются в тексте? Каково их значение?  «Изба в лазурном поле» ­ это символ деревенского уклада русской жизни. Слово  «хоромы» со значением «большой дом богатого владельца» (словарь Ожегов) является  антонимом к слову «низкий дом». Антонимия помогает выразить глубину любви  лирического героя к Родине. Слово «горница» воспринимается как символ духовной чистоты родительского дома. ­ Какие ключевые слова раскрывают душевное состояние лирического  героя? Ассоциативный ряд слов«радостно», «счастье», «покой» выражает естественное  чувство человека, вернувшегося на Родину. Слова«счастье» и «покой» раскрывают также  эмоциональное состояние окружающего мира. Одухотворение небесного и земного  пространства говорит о гармонии человека с природой.  ­ Какие ключевые слова выражают отношение человека к Родине? Значение  слова «любовь» ­ это открытое, искреннее признание в высоких чувствах к Родине.  Употребление слова «привет» придает глубокому чувству любви лирического героя к  Родине интимный характер, ведь с таким приветствием обращаются только к самым  близким.  Вывод. Благодаря использованию этих ключевых слов стихотворение пронизано светлым,  радостным чувством любви к Родине, ощущением кровного родства с ней. 2­я группа. Усиливает такое восприятие стихотворения использование световой символики в словах с  приращенным значением: «лазурное поле», «солнце». Слово «лазурный» в словаре Ожегова обозначает светло­синий цвет. В тексте слово «лазурный» ­ это необычайно красивое,  небесное сияние, отчего слова «изба», «поле» приобретают сакральное значение. «Солнце»  ­ символ света, тепла, душевного покоя, умиротворения, оно связано со светлыми  детскими воспоминаниями. Выражение «незримые певчие» воспринимается как хор  ангелов, божественная музыка, которая звучит в душе героя. Слова «ветер», «бури» ­  враждебные для человека стихии, мешающие ему вернуться домой. «Листва» ­ это защита, приют, «крыша» родного дома. 3­я группа. 7. Непонятные слова и их значения. Словарь В.И. Даля. Жнивьё – нива, с которой недавно сняли хлеб, а она осталась на поле. Овин – строение для сушки снопов и для молотьбы. Горница – задняя изба, чистая половина.  Достославная старина – старина, достойная славы, глубокого уважения. «Досто» ­ частица, которая ставится перед сущ. и прил. для усиления их значения. 8.Вывод. Все названные слова помогают создать образ Родины и выражают чувство  преданности и привязанности к ней (это и является авторским замыслом). 9.Интерпретация текста (варианты). 9.1. Сопоставьте стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия...» с стихотворением Рубцова  «Тихая моя Родина», («В горнице»). 9.2. С фрагментами из повести В.П. Астафьева «Последний поклон». 9.3. Сопоставьте стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия...» с рассказом В.Г. Распутина  «Изба». 9.4. С иллюстрациями художника Виктора Попкова к стих. Н. М. Рубцова. Что нового в образе родины открыли вы для себя? В чем, на ваш взгляд, своеобразие  чувства родины Николая Рубцова?            5. Заключительное слово. Горит звезда поэзии для многих почитателей большого русского поэта. И как бы мне хотелось, чтобы и среди вас прибавилось их число. 6. Задание на дом  Выучить наизусть стихотворение «Привет, Россия…»

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"

Конспект урока "Художественное своеобразие лирики Н.М. Рубцова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017