Конспект урока "И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фрагменты урока литературы в 11 классе. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Твой труд переживёт тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет – И станешь ты незримый, бестелесный, Мечтою, мыслью, сказкою чудесной. В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.Конспект урока "И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Фрагменты урока литературы в 11 классе. И.А.Бунин «Господин из Сан­Франциско».                                                     Твой труд переживёт тебя, поэт,                                                      Переживут творца его творенья,                                                     Живого не утратит выраженья                                                     С тебя когда­то списанный портрет –                                                      И станешь ты незримый, бестелесный,                                                      Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.   Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.  ­ Почему? (Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)    В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.    Бунин говорил: «Как же всё­таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.   ­ Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».   ­ В чём, по­вашему, их особенность?  (   В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему.  Они поэтичны, музыкальны).  ­ Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан­Франциско»?  (Нет).  ­ В чём причина? (Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).  ­ Коротко перескажите содержание рассказа.   ­ Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?  (   Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует). Почему автор не называет своего героя по имени? (Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться   не   хочет.   Он   строит   свою   жизнь   по   чужому   образцу.   Нет индивидуальности).   ­   Прочитайте   описание   портрета   главного   героя.   Кого   напоминает   этот персонаж?  (Божество, идол, болван). ­ Какое чувство возникает у читателя?(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая  по заданной программе).    Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.   ­   Что   понимает   герой   под   словами   «наслаждаться   жизнью»?   Найдите «говорящие» детали.  ­ В чём суть  наслаждений? (материальное благо, плотские утехи).  ­ Как строил свою жизнь Господин?  ­ Как автор относится к такой жизни? (Горькая ирония).   ­   В   каком   году       Бунин   пишет   этот   рассказ?   Какое   событие   повлияло   на настроение автора? (1915 год, идёт Первая мировая война).  ­ Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война   «отрезвит   людей   и   многое   изменит   в   их   жизни   к   лучшему».  Рассказ,  в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.  ­ Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.  ­ Что оно собою представляет?    ­Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?      (антитеза, контраст, противопоставление)  ­ Чем интересен образ капитана? (Это   человек,   от   которого   сейчас   почти   всё   зависит.   В   его   руках   жизни пассажиров. Он незаменим).  ­ Как чувствует себя герой во время путешествия?  ­ Почему он так мало говорит?  ­ Прочитайте его реплики. (Господин   живёт   по   определённому   порядку,   который   нельзя   прервать.   Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).  ­ Однако… У Бунина возникает это однако. ­Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе? (Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).  ­ Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему? Докажите, что природа победила.   ­ Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?  (Старик)  ­ В чём теперь он видит наслаждение? (в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).  ­ Какие мотивы усиливаются в рассказе? (трагизм, ощущение катастрофы).  ­ Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?  Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идолзолота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.  ­ В чём видит «истинное наслаждение жизнью»   Бунин?   ­   На   протяжении   рассказа   нас   сопровождают   символы.   Попробуем   их «расшифровать».  ­ Корабль «Атлантида» ­ катастрофа (погибший материк). Господин – идол золота, «золотой болван». Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад. Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ. Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость. Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол. гибель Господа- бал «Атлантида» - Капитан – дьявол Трюм – ад – ящик из-под содовой Господин = идолы «Атлантида» = рок золота Капитан = держатель судеб Трюм = чистилище, ад Смерть Господина = крушение идола Деньги = пустяки Ящик из-под содовой Трюм  ­ О чём этот рассказ? Какова его идея? Это рассказ­предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт,  что по­настоящему  ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что­то важнее богатства.  ­ Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину… (обобщают учащиеся).

Посмотрите также