Тема урока: Местоимение как часть речи
Задачи:
Образовательные: дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие
и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте;
упражнять в нахождении местоимений в речи;
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.
Развивающие: развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь,
умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения
анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать
умение работать с литературой.
Планируемые
результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных
мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться
открывать новое знание, новые способы действия
представление об основных функциях языка, представление о роли родного
языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном
языке, ситуация речевого общения
Предметные:
Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи
под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах,
группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи;
оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить
аналогии, использовать обобщенные способы действий
Литература, музыка
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Межпредметные
связи:
Формы
деятельности:
Формы обучения: деятельностный способ обучения; практикум; исследования;
Ресурсы:
Основные: ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; учебник; УМК
Дополнительные: раздаточный материал;
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить
ранее изученное о местоимении. 1.Оргмомент
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня утром вы перешагнули порог школы каждый со своим
настроением. У когото из вас хорошее настроение, у когото, может быть, немного
грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с
эмоциональной зарядки. Улыбнемся друг другу и, зарЯженные хорошим настроением,
приступим к работе.
2.Повторение, проверка изученного материала.
Сегодня у нас с вами новая тема. На партах у вас лежат рабочие карты, они помогут
нам в работе (подпишите их)
Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел
лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?
Учитель: А какие части речи вы уже изучили?
=== Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное
Слайд 2
Учитель: Верно, сейчас с помощью игры «Да – нет» я предлагаю немножко
размяться и проверить свои знания по изученным частям речи.
Условия игры нам знакомы: если вы согласны ставите +, а если нет, то
1. Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
2. Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)
3. Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
4.Имена прилагательные – это неизменяемая часть речи. (Нет!)
5. Имена прилагательные имеют степени сравнения. (Да!)
6.Имена прилагательные делятся на 3 разряда. (Да!)
7.Имена числительные делятся на количественные и порядковые (Да!)
8.Имена числительные изменяются по падежам. (Да!)
9.Порядковые имена числительные обозначают количество предметов. (Нет!)
10.Количественные числительные делятся на целие, дробные, собирательные и качественные. (Нет!)
Слайд_3__
Ключ: 1. 2. + 3. 4. 5.+ 6. + 7. + 8. + 9. 10. –
Критерии оценки: 10 + «5», 9 8 + «4», 7 – 6 + «3», 5 и менее + «2» !повтори!
Есть учащиеся, которые получили 5 или 4. Молодцы! Остальным необходимо
повторить изученное.
Вывод______________
3. Определение темы, постановка проблемы. Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как
ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня
на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.
Кто – то обратил внимание на мое произношение? Какие слова я выделила голосом?
Назовите эти слова. А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? Верно
местоимения.
Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о местоимениях).
Действительно, мы сегодня будем говорить о дружной семье местоимений.
Слайд _4__Музыка
Слайд 5
Тема нашего урока «Местоимение как часть речи»
Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Слайд_6__
А по какому плану мы будем изучать местоимение?
Слайд 7
1. Общее грамматическое значение, вопросы
2. Морфологические признаки
3. Синтаксическая функция
4. Употребление в речи.
Если сами вспомнили план, то получили еще 1 бонус.
Ребята, несмотря на то, что эта тема для нас новая, с местоимениями вы встречались
неоднократно и, я надеюсь, кое что уже знаете.
Что же вам известно о местоимении?
4.Общее грамматическое значение.
Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
Я просила ребят подобрать интересные факты о местоимении.
Давайте с вами узнаем, как же произошло слово местоимений. Внимание на слайд
1. Выступление Лени об этимологии слова местоимение,,,,,,,,,,
Слайд 8
Этимология слова «местоимение» Слово «местоимение» заимствовано из
старославянского языка . Оно создано по образцу греческого слова «антонимия»
(местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском
языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени» с
прибавлением суффикса – й (е). В результате фонетических изменений начальное «в»
отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание. А вот как местоимение о своей функции говорит :
Слайд 9
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена.
Попробуем сейчас с вами определить, а вместо каких имен употребляются
местоимения.
Слайд 10
Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал?
Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.
Давайте изменим предложение и запишем в тетрадь.
А какие изменения нужно внести повашему? (добавить существительные,
прилагательные, числительные)
Ответьте на вопросы:
Кто он? (Вова)
От кого узнал? (От синоптиков)
Какая погода установится? (Солнечная)
Через сколько дней? (Через семь дней) (слайд с появление предложения)
Слайд 11
Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них,
такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).
А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова,
синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная
– это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное,
обозначает количество.)
Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются
существительные, прилагательные и числительные? (Именами).
Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН.
Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?
(Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и
числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.
Не Вова, а он;
не от синоптиков, а от них;
не солнечная, а такая;
не семь, а несколько. Итак, мы выяснили общее грамматическое значение местоимений.
Слайд 12
Вывод: местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак и
количество, но не называет его.
Запишем вывод в опорный лист.
Морфологические признаки.
На какие 2 группы делятся морфологические признаки?
Послушайте сказку, определите морфологический признак.
Слайд 13
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту
СКАЗКА ПРО МЕСТОИМЕНИЯ.
называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И
названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный,
Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый.
И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по
городам по своим интересам и характерам……
Что узнали, прочитав отрывок из сказки?
===Местоимения делятся на 9 разрядов.
Работа с учебником.
Найдите теоретические сведения на с. 64.
Прочитайте. Что вы узнали об изменении местоимений?
Слайд 14
1. Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.
Определите падеж местоимений.
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей. (Я. Козловский)
Слайд 15
2.Морфологичесие признаки.
Постояные и непостоянные признаки
Вывод: местоимения делятся на разряды, изменяются по падежам, числам и родам.
Устали, давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, приседайте.
Я говорил ему о ней,
С ним вместе уходя.
Я всетаки его умней,
Хотя боюсь дождя.
Он обо мне шепнул ему,
Но все это – вранье.
Онито знают, почему
Вступились за нее.
Молодцы! Садимся.
3. Синтаксическая роль местоимений.
Работа с предложением. Самостоятельная работа.
А теперь обратимся к стихотворению (но у вас в карточках) и определим
синтаксическую роль местоимений. (слайд)
Слайд 17
Прочитайте стихотворение, найдите местоимения, выпишите их и подчеркните как
члены предложения. Сделайте вывод.
Мне русская речь как музыка.
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И с самого дна
Сокровища добываю.
Проверим Слайд 18
Мне русская речь как музыка.
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И с самого дна
Сокровища добываю.
(мне дополнение, в ней дополнение, её дополнение, я подлежащее, эту, с самого
определения, в которых—дополнение, )
Слайд 19
ВЫВОД: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим,
дополнением, определением.
4.Употребление местоимений в речи.
Какую же роль играют местоимения в нашей речи?
Работа с текстом, записанным на доске.
Прочитайте предложения.
Слайд 20
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал
к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Красивый текст? Что в этом тексте не так?
А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением.
Что у нас получилось?
Слайд 21
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине
колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись
исправленного текста в тетради)
Слайд 22
Вывод : В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают
избежать повтора, делают нашу речь выразительной, разнообразной.
А как вы думаете местоимений в русском языке много? 2.
Выступление Карины
Слайд 23
Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по
частоте употребления занимают 3е место после глаголов и имён существительных).
Мы узнали с вами, что местоимений немного в русском языке , но употребляются они
чаще, чем слова других частей речи.
Почему? (так как одно и то же местоимение может употребляться вместо
многих слов).
УСТНО
Послушайте текст и докажите, что местоимение играет важную роль в
нашей речи. Для этого предлагаю всем подсчитать количество местоимений в
тексте и сделать вывод о частоте использования этой части речи, сравнив с
общим количеством слов.
(В тексте всего 139 слов). Местоимений 36!
«Она «моя»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше
меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей
жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не
покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,—
связь, стало быть, крепкая, прочная… Она мешает мне читать, писать, гулять,
наслаждаться природой… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере,
питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я
ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих
пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у
нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю,
Лелю, Нелли…
Её зовут — Лень.
Почему А.П.Чехов обращает огромное внимание на это качество человека?
Я надеюсь, вы тоже боретесь с ленью!
Итак, мы с вами определили, что такое местоимение как часть речи. А теперь давайте
повторим все о местоимении по нашему плану:
Слайд 24 1. Значение. Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Морфологические признаки. Постоянные: разряды местоимений: 9 разрядов
местоимений. Непостоянные: падеж, число и род.
3. Синтаксическая роль. Могут быть подлежащим, дополнением и определением.
4. Употребление в речи. Помогают избежать повтора, делают нашу речь
выразительной, разнообразной.
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло
время подвести итог нашему уроку.
Слайд_25__
Интересно – Что для вас было интересно на уроке?
Творчество – Каким творчеством вы занимались?
Обучение – Чему научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
Итак, ребята, пополнили ли мы свою копилку знаний о местоимении, достигли ли
поставленных целей.
Слайд 26.
Домашнее задание:
Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки.
На них три задания, выберите себе одно для выполнения:
Для всех §76 учить + на выбор:
1) упр. 435;
2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж;
3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд 27
Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
На это наш урок окончен, спасибо за урок.
Задания ребят
Телепередачи Вера.
Пословицы и фразеологизмы Алина. Вопросы Алина
Игра «Отгадайка».
1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2) Какие два личных местоимения
мешают движению по дорогам? (Ямы) 3) Сколько личных местоимений в слове семья?
(Семь я) 4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе
получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.
(Якорь) 5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка.
Вместе – овощ. (Тыква)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.