Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
01.05.2017
Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Рабочий лист ученика по теме "Местоимение как часть речи"
Конспект урока Подготовка класса к работе.docx
Тема урока:  Местоимение как часть речи Задачи: Образовательные: дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие  и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте;  упражнять в нахождении местоимений в речи;  Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку. Развивающие:  развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь,  умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения  анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать  умение работать с литературой. Планируемые результаты:  Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных  мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться  открывать новое знание, новые способы действия представление об основных функциях языка, представление о роли родного  языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном  языке, ситуация речевого общения Предметные: Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи  под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах,  группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи;  оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить  аналогии, использовать обобщенные способы действий Литература, музыка Индивидуальная, групповая, фронтальная. Межпредметные связи:   Формы деятельности: Формы обучения:  деятельностный способ обучения; практикум; исследования;  Ресурсы: Основные: ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме;  учебник;  УМК Дополнительные: раздаточный материал; Тип урока:  Урок «открытия» нового знания. Цель: познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить  ранее изученное о местоимении. 1.Оргмомент Слайд 1 ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня утром вы  перешагнули порог  школы каждый со своим  настроением. У кого­то из вас хорошее настроение, у кого­то, может  быть, немного   грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с   эмоциональной зарядки. Улыбнемся  друг другу и, зарЯженные  хорошим настроением,  приступим к работе. 2.Повторение, проверка изученного материала. ­­Сегодня у нас с вами новая тема.  На партах у вас лежат рабочие карты, они помогут нам в работе (подпишите их) Но   прежде,   чем   приступить   к   ней,   давайте   вспомним,   как   называется   раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? Учитель: А какие части речи вы уже изучили? === Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное Слайд 2 Учитель:  Верно,       сейчас   с   помощью   игры   «Да   –   нет»   я   предлагаю   немножко размяться и проверить свои знания по изученным частям речи. ­­Условия игры нам знакомы: если вы согласны ставите +, а если  ­ нет, то ­­ 1. Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!) 2. Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!) 3. Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!) 4.Имена прилагательные – это неизменяемая часть речи. (Нет!) 5. Имена прилагательные имеют степени сравнения. (Да!) 6.Имена прилагательные делятся на 3 разряда. (Да!) 7.Имена числительные делятся на количественные и порядковые (Да!) 8.Имена числительные изменяются по падежам. (Да!) 9.Порядковые имена числительные обозначают количество предметов. (Нет!) 10.Количественные числительные делятся на целие, дробные, собирательные и качественные. (Нет!) Слайд_3__ Ключ: 1.­     2. +   3.­   4. ­    5.+   6. +    7. +      8. +      9. ­     10. – Критерии оценки: 10 + «5», 9 ­ 8 + «4», 7 – 6  + «3», 5 и менее + «2» !повтори!      ­ Есть учащиеся, которые получили 5 или 4. Молодцы! Остальным необходимо  повторить изученное. Вывод______________       3.  Определение темы, постановка проблемы. ­­­Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как  ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ  МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня  на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.   ­­­Кто – то обратил внимание на мое произношение? Какие слова я выделила голосом?  Назовите эти слова.  А вы  знаете, какой частью речи являются данные слова? Верно  местоимения. ­ Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о местоимениях).   Действительно, мы сегодня будем говорить о дружной семье местоимений. Слайд _4__Музыка Слайд   5  Тема нашего урока «Местоимение как часть речи»  ­ Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока. ­ Как вы думаете, какова цель нашего урока? Слайд_6__ ­ А по какому плану мы будем изучать местоимение?             Слайд 7 1.  Общее грамматическое значение, вопросы 2.  Морфологические признаки 3.  Синтаксическая функция 4.  Употребление в речи. ­­­ Если сами вспомнили план, то получили еще 1  бонус. ­Ребята, несмотря на то, что эта тема для нас новая, с местоимениями вы встречались    неоднократно и, я надеюсь,  кое ­ что уже знаете. ­ Что же вам известно о местоимении? 4.Общее грамматическое значение. ­­ Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название? ­ Я просила ребят подобрать интересные факты о местоимении.  ­Давайте с вами узнаем, как  же произошло слово местоимений. Внимание на слайд  1. Выступление Лени об этимологии слова местоимение,,,,,,,,,, Слайд  8 Этимология слова «местоимение» Слово «местоимение» заимствовано из  старославянского языка . Оно создано по образцу греческого слова «антонимия»  (местоимение), которое сложено из анти (“вместо”) и онима (“имя”). В старославянском  языке слово местоимение образовано из слияния сочетания слов «вместо имени» с  прибавлением суффикса – й (­е). В результате фонетических изменений начальное «в»  отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание. ­­­А вот как местоимение о своей функции говорит :  Слайд 9   Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена. Попробуем сейчас с вами определить, а вместо каких имен  употребляются  местоимения. Слайд 10 Прочитайте предложение и  запишите его в тетрадь. Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. ­Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? ­Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно. ­Давайте изменим предложение и запишем в тетрадь. ­А какие изменения нужно внести по­вашему? (добавить существительные,  прилагательные, числительные) ­Ответьте на вопросы: ­ Кто он? (Вова) ­ От кого узнал? (От синоптиков) ­ Какая погода установится? (Солнечная) ­ Через сколько дней? (Через семь дней)  (слайд с появление предложения) Слайд 11 ­ Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них,       такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь). ­ А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова,  синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная  – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное,  обозначает количество.) ­Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются  существительные, прилагательные и числительные? (Именами). ­Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. ­Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?  (Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и  числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет. ­Не Вова, а он;  ­не от синоптиков, а от них; ­не солнечная, а такая; ­не семь, а несколько. Итак, мы выяснили общее грамматическое значение местоимений. Слайд 12 Вывод: местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак и  количество, но не называет его. Запишем вывод в опорный лист. Морфологические признаки.  На какие 2 группы делятся морфологические признаки? ­Послушайте сказку, определите морфологический признак. Слайд 13 В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту СКАЗКА ПРО МЕСТОИМЕНИЯ. называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И  названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный,  Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый.  И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по  городам по своим интересам и характерам…… Что узнали, прочитав отрывок из сказки? ===Местоимения делятся на 9 разрядов. ­­Работа с учебником.      Найдите теоретические сведения на с. 64. Прочитайте. Что вы узнали об изменении местоимений? Слайд 14  1. Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.  Определите падеж местоимений. Много слов родили греки. К (мы) от них в далеком веке Математика пришла, С (она) грамматика была. А из Англии футбол Прямо в бутсах к (мы) пришел, Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей.          (Я. Козловский) Слайд 15   2.Морфологичесие признаки. Постояные и непостоянные признаки Вывод: местоимения делятся на разряды,  изменяются по падежам, числам и родам. ­­Устали, давайте отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ­ Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, приседайте. Я говорил ему о ней, С ним вместе уходя. Я все­таки его умней, Хотя боюсь дождя. Он обо мне шепнул ему,  Но все это – вранье. Они­то знают, почему Вступились за нее. ­ Молодцы! Садимся. 3. Синтаксическая роль местоимений.    Работа с предложением.             Самостоятельная работа. ­ А теперь обратимся к стихотворению (но у вас в карточках) и определим  синтаксическую роль местоимений. (слайд) Слайд 17 ­  Прочитайте стихотворение, найдите местоимения, выпишите их и подчеркните   как  члены предложения.  Сделайте вывод. Мне русская речь ­ как музыка. В ней слово звучит, поёт. В ней дышит душою русскою Создатель её ­ народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И с самого дна Сокровища добываю. Проверим Слайд 18  Мне русская речь ­ как музыка. В ней слово звучит, поёт. В ней дышит душою русскою Создатель её ­ народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И с самого дна Сокровища добываю. (мне ­дополнение, в ней­ дополнение,  её ­ дополнение, я­ подлежащее, эту,  с самого­  определения,   в которых—дополнение, ) Слайд 19 ВЫВОД: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим,  дополнением, определением. 4.Употребление местоимений в речи. Какую же роль играют местоимения в нашей речи? Работа с текстом, записанным на доске. Прочитайте предложения. Слайд 20 В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.  ­ Красивый текст? Что в этом тексте не так? ­ А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось? Слайд 21 В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки   и   делался   совсем   мягким.   За   это   мы   его  прозвали   Пушком.  (запись исправленного текста в тетради) Слайд 22 Вывод :  В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают  избежать повтора, делают нашу  речь выразительной, разнообразной. А как вы думаете местоимений в русском языке много? 2.     Выступление Карины Слайд 23 ­ Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по  частоте употребления занимают 3­е место после глаголов и имён существительных). ­ Мы узнали с вами, что местоимений немного в русском языке , но употребляются они чаще, чем слова других частей речи. ­   Почему?   (так   как   одно   и   то   же   местоимение   может   употребляться   вместо многих слов). УСТНО  Послушайте текст и докажите, что местоимение играет важную роль в нашей речи. Для этого предлагаю всем подсчитать количество местоимений в тексте  и   сделать   вывод  о   частоте   использования   этой   части   речи,   сравнив   с общим количеством слов. (В тексте всего 139  слов).                        Местоимений 36!                                   «Она «моя»  Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь,   стало   быть,   крепкая,   прочная…   Она   мешает   мне   читать,   писать,   гулять, наслаждаться природой…  По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…  Её зовут — Лень. Почему А.П.Чехов обращает огромное внимание на это качество человека?  Я надеюсь, вы тоже боретесь с ленью!  ­ Итак, мы с вами определили, что такое местоимение как часть речи. А теперь давайте  повторим все о местоимении по нашему плану:  Слайд 24 1. Значение. Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. 2. Морфологические признаки.  Постоянные: разряды местоимений: 9 разрядов  местоимений. Непостоянные: падеж, число и род. 3. Синтаксическая роль. Могут быть подлежащим, дополнением и определением. 4. Употребление в речи.  Помогают избежать повтора, делают нашу  речь  выразительной, разнообразной. Подведение итогов.  Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло  время подвести итог нашему уроку.   Слайд_25__ Интересно – Что для вас было интересно  на уроке? Творчество – Каким творчеством вы занимались? Обучение – Чему научились? Главное – Что вы узнали на уроке? Итак, ребята, пополнили ли мы свою копилку знаний о местоимении, достигли ли  поставленных целей. Слайд 26. Домашнее задание: Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки.  На них три задания, выберите себе одно для выполнения:  Для всех §76 учить + на выбор:  1) упр. 435;  2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж;  3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями. Урок окончен. Всем спасибо за работу. Слайд 27   ­ Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:  Все знакомо вокруг, тем не менее, На земле ещё много всего, Что достойно, поверь, удивления, И моего, и твоего. ­ На это наш урок окончен, спасибо за урок. Задания ребят Телепередачи Вера. Пословицы и фразеологизмы Алина. Вопросы Алина Игра «Отгадай­ка». 1) В каком местоимении два звука, но одна буква?  (Я) 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?  (Ямы)  3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь   я)  4)   Первый   слог   –   личное   местоимение,   второй   –   детская   болезнь.   Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь) 5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Конспект урока и презентация на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017