Конспект урока "И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор)".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»; раскрыть значение литературоведческих понятий - рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика; обучать анализу рассказа; воспитывать интерес к литературе, любовь к родине. Выводы (записываются в тетради). - Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы). - Почему же эти рассказы представляют собой цикл? - Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ Петербурга).
Иконка файла материала И.С.Тургенев.docx
Тема:  И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор). Цели:  познакомить   с   содержанием   рассказов   И.   С.   Тургенева   из   цикла «Записки   охотника»;   раскрыть   значение   литературоведческих   понятий   ­ рассказ,   цикл   рассказов,     образ   рассказчика;   обучать   анализу     рассказа; воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.                                                          Ход урока.  I.  Организ. момент.  Мотивация. II. Проверка д/з. ­ Опрос уч­ся (биография И.С.Тургенева). ­ Индивидуальная работа со слабыми уч­ся (тестовые задания)           III.  Актуализация знаний. ­ Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров). ­ Назовите литературные направления,  которые вы знаете. ­   К   каким   литературным   жанрам   мы   обращались?   (стихотворение, поэма, повесть­ сборник повестей,  драма (трагедия), роман.  ­   Романы   тоже   делятся   на   жанры.   Роман   «Обломов»   ­   социально­ психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем) ­Социальный­  ­Психологический­ ­Объясните,   почему   роман   «Обломов»   Гончарова     –   социально­ психологический?  IV.  Изучение новой темы. Слово учителя.  ­  Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем). ­   Что   такое   цикл   рассказов?   К   какому   литературному   направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»?   Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.  ­И.   С.   Тургенев   приходит   в     литературу   как   поэт,   автор   поэмы   и стихотворений.     Но   В.   Г.   Белинский,   друг   Тургенева,   его   литературный учитель,  увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает. ­ А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села  Спасского и села Тургенева) ­  В январе  1847 года  в  первом  номере   журнала  «Современник» был напечатан  очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника». 1)  Анализ рассказа  «Хорь и Калиныч».­Что   можете   сказать   о   барине   Полутыкине?   Как   к   нему   относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай).  Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это. 2) Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». (Тема счастья). 3)Анализ рассказа  «Бежин луг».  Тема. Идея. Проблема.  4)Анализ     рассказа     «Бирюк».     Дайте   характеристику   социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.  ­Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином.  Дайте нравственную оценку поступку Бирюка. 5) Выводы (записываются в тетради). ­   Что   и   кто     охотника­ повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).   объединяет   эти   рассказы?   (образ   ­ Почему же эти рассказы представляют собой цикл? ­   Сравните   с   циклом   «Петербургских   повестей»     Н.   В.   Гоголя (объединяет образ Петербурга). ­ Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ). ­Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика­охотника? ­  Каким  вы   видите   русское  крестьянство     в  цикле   рассказов  И.  С.   бурмистрами,   но   очень Тургенева?   (бедное,   задавлено   помещиками,   талантливое, поэтичное) ­Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа) ­ Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж) ­ Какую роль играет пейзаж в рассказах? ­ Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками). V.  Итог урока. ­ Что такое рассказ? ­Что такое цикл рассказов? ­ Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»? VI.  Домашнее задание. Анализ одного рассказа.

Посмотрите также