Тема занятия: Информационное общество. Занятие относится к теме "Социальная информатика".
Цель занятия: Рассмотреть этапы развития информационного общества, а также роль информации в современном обществе и его структурах.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Данный урок рассчитан для студентов 1 курса (НПО).
Урок разработан с использованием учебника по информатике, Угринович.
1 Информац общество.doc
Дисциплина ОДП. Информатика Группы 1 курса
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1
Тема программы №2.1: Социальная информатика
Тема занятия №1: Информационное общество
Цели занятия:
Образовательная: Рассмотреть этапы развития информационного общества, а также роль
информации в современном обществе и его структурах.
Воспитательная: Формирование информационной культуры. Воспитывать внимательность,
самостоятельность, дисциплинированность.
Развивающая: Развивать навыки самостоятельной и познавательной активности.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом
Материальнотехническое обеспечение занятия:
Дидактическое обеспечение: ______________________________________
Инструменты и оборудование: компьютер, проектор, презентация
Информационное обеспечение занятия:
Литература: Угринович, Н.Д. Информатика и ИТ. 1011 класс
Интернетресурсы: ________________________
Формирование компетенций в соответствии с ФГОС:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка явки и готовности к занятию
2. Сообщение темы, цели занятия, критериев оценки
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказало сильнейшее
влияние на все стороны жизни человеческого общества. Это влияние имеет далеко идущие
последствия, изменяющие отношения между людьми, социальными и общественными группами
и государствами. Изучением этих проблем занимается социальная информатика, с некоторыми
разделами которой мы познакомимся в данном разделе.
3. Актуализация знаний (повторение изученного материала)
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом,
затем энергией и, наконец, информацией.
В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе
существования которых лежало ремесло) деятельность общества была направлена, в первую
очередь, на овладение веществом. Десятки тысяч лет до н. э. люди научились изготавливать
простые орудия труда и охоты, в античности появились первые механизмы и средства
передвижения, в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы.
Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве
источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.
С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения
информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем
человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV
тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации.
4. Объяснение нового материала
Индустриальное общество. Овладение энергией позволило перейти к массовому
машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество.
Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так
далее.
В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и
передачи информации. В середине XV века было изобретено книгопечатание.
С конца XIX века для передачи информации на дальние расстояния по проводам стали
широко использоваться телеграф и телефон, а в XX веке — радио, телевидение.
Информационное общество. Для правильной переработки информации и принятия
необходимых решений человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств
и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе,
определяются как информационные революции.
Рево
люция
Первая
Вторая
Третья
Четвер
тая
Пятая
Средства и методы
Техника
Информация
Изобретение
письменности.
Возможность фиксировать знания на
материальном носителе.
Изобретение книгопечатания
Изобретение электричества, радио,
Оперативность
телеграфа.
передачи,
увеличение объемов
информации
Изобретение микропроцессорной
вычислительной техники,
переход
от механических и электрических к
электронным
техническим
устройствам
Интеграция
едином
информационном пространстве по
всему миру.
в
качественный,
Появление средств и методов
накопления знаний. Передача знаний
новым поколениям
Новый способ хранения информации:
более
быстрый,
массовый. Доступность культурных
ценностей привела к возможности
самообразования
степени распрост
Повышение
раняемости информации. Увеличение
скорости передачи информации
Обработка и передача информации с
помощью ПЭВМ (ПК) в электронной
форме. Стремительное увеличение
объемов информации. Увеличилась
скорость передачи,
поиска и
получения информации.
Возрастают скорости и объемы
обрабатываемой
информации.
Появляются
виды
деятельности в сетях.
новые
Общество
От первобытно
общинного до
средневекового
От средневекового
до аграрного.
Переход к
индустриальному
обществу
Переход к
информационному
обществу.
Информационное
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на
основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и
оптимально строить любую деятельность.
В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три:
наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения,
а также использующего информационные и
занятого в информационной сфере,
коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята
получением, переработкой, передачей и хранением информации.
5. Закрепление материала
1. Какую роль играли вещество, энергия и информация на различных этапах развития
общества?
2. По каким основным параметрам можно судить о степени развитости информационного
общества и почему?
3. Как изменяется содержание жизни и деятельности людей в процессе перехода от
индустриального к информационному обществу?
6. Подведение итогов занятия Курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода
от индустриального общества к информационному, так как готовит выпускников к жизни и
деятельности в информационном обществе.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
[1] Угринович, Н.Д. Информатика и ИТ. 1011 класс, с. 287293.
[7] Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой, с. 713.
[8] Информатика и ИТК. Базовый уровень: учебник для 1011 классов / И.Г. Семакин, § 41.
Преподаватель: Андриевских О.В.
Конспект урока "Информационное общество"
Конспект урока "Информационное общество"
Конспект урока "Информационное общество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.