Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Оценка 4.6

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
11.03.2018
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
ИСКОННО РУССКИЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА  На перемене: выставка рисунков учащихся. 1. Беседа. – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть­чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. –  Кто   такие   полиглоты?  (Если   учащиеся   затрудняются,   можно обратиться к словарю.) –  Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский: Слова,   называющие   наши   любимые   горячие   напитки,   –   все   знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда­то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку­кофейку попить. –  Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков.  (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.) –  Еще   один   способ   пополнения   лексического   состава   нашего   языка   – заимствованные слова. – Запишите тему урока «Исконно русские и заимствованные слова». 2. Упражнение 90. – По типу одежды определите, к какой нации относятся люди, изображенные на рисунке. – Как вы думаете: о чем они разговаривают? – Из каких языков заимствованы данные слова? Игра «Кто вперед?»  Найти слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответить на вопрос – как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.) Пока   ребята   ищут   ответ   в   словаре,   учитель   некоторым   ученикам   дает карточки. К а р т о ч к а  1. – Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:  шоссе, облако, пальто, стол. К а р т о ч к а  2. – Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:  арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ. К а р т о ч к а  3. – Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:  самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ. К а р т о ч к а  4. – Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:  аквариум, воевода, география, телефон, спутник. –  А   как   отличить   русское  слово   от  заимствованного,  если   под  рукой   нет словаря? Есть несколько признаков, о которых нам сейчас расскажут ребята, работавшие с карточками, а вы запишите эти признаки в тетрадь. Признаки заимствованных слов: 1) не изменяются; 2) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»; 3) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп». – Напишите после каждого пункта 2–3 своих примера. 3. Игра. – Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с слов? точки зрения происхождения:  а) белка, береза, фауна, осень; б) телевизор, телеграф, телефон, приемник; в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз. 4. Упражнение 94. 1 – 1 ряд; 2 – 2 ряд; 3 – 3 ряд; 4 – на дом. 5. Упражнение 95. – Устное проговаривание орфограмм и знаков препинания. – Диктант. 6. Итог урока. – Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных – Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова? Упражнение 96 (устно). Домашнее задание: упражнение 93. Вместе   с   кулинарным   изделием   японцы   заимствовали   русское   слово пирожки, которые на японский манер произносится как пиросики. Это интересно!

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018