Конспект урока исследования новой части речи «Имя числительное»(3 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организационный этап урока проводится в виде разминки «Как знаешь части речи» Дети вспоминают изученные части речи и их признаки. Затем учитель просит учащихся записать дату, но не как всегда - числом, а словами. На 2-ом этапе урока проводится словарно-орфографическая работа. Учащиеся знакомятся с новым словарным словом исследование. Значение этого слова они узнают в толковом словаре, который лежит у них на парте. На 3-ем этапе урока учитель проводит беседу о приближающемся празднике Дне Победы. Из ответов учащихся он выбирает слова, которые просит разделить на группы по частям речи. У учащихся возникают трудности в распределении слов девятое и пять. Выясняется, что это новая группа слов. Они связаны с числами. Это имена числительные. Учитель просит детей рассказать, что они знают о числительном и поставить букву Ч на веточке у елочки, которая нарисована на полях в тетради. Учащиеся отвечают, что они о числительном почти ничего не знают и ставят букву Ч на нижней веточке елочки. Далее, отвечая на вопрос учителя, дети формулируют тему урока и ставят цель и задачи. На 4-ом этапе урока учащиеся вспоминают алгоритм, который поможет исследовать новую часть речи – имя числительное. Далее проводится физминутка и одновременно заполняется таблица. В процессе заполнения таблицы выясняется, что числительные бывают количественные и порядковые. Вернувшись к алгоритму, дети формулируют правило про имя числительное. Затем, выполняя задание по распределению числительных на группы, учащиеся узнают, что числительные бывают простые и сложные. Вернувшись к записанной дате, дети говорят, что сегодняшнюю дату записали сложным числительным. На 5-ом этапе урока идет работа по закреплению изученного материала. Сначала учащиеся вспоминают пословицы и поговорки с именами числительными, а потом выполняют упражнение из учебника, где нужно из количественных числительных образовать порядковые. На 6-ом этапе подводится итог урока. Учащиеся вспоминают, какие знания открыли на уроке и букву Ч стирают на нижней веточке у елочки и пишут ее на средней веточке. Домашнее задание дается по выбору. В конце урока учащиеся оценивают свою работу на уроке. Для этого они рисуют на полях в тетради зеленый, желтый или красный кружок.
Иконка файла материала Урок исследования новой части речи.docx
Тема: Урок исследования новой части речи «Имя числительное» Цель:   Создать условия для формирования понятия часть речи ­ имя числительное у  учащихся через включение их в учебное исследование. Задачи:  1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.                 2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты.                 3. Проанализировать  результаты исследования.                 4. Сформулировать понятие « часть речи ­ имя числительное». Оборудование:   Презентация к уроку, таблички алгоритма, шаблоны елочек,  карточки со  словами, толковые словари.                                                 Ход урока I. Организационный момент. 1. Разминка «Как знаешь части речи» (Учащиеся стоят у своих мест. Каждому ряду задаю по 2 вопроса. Если ученики  ответили правильно, ряд садится.) а). Какие части речи знаете? б). Существительное – это… в). Прилагательное – это … г). Глагол – это… д). Местоимение – это… е). Назовите служебные части речи. 2. Запись даты. ­ Откройте тетради. Сегодня дату мы запишем не как всегда числом, а словами Двадцать третье апреля. II. Словарная работа. Слайд 1 ­ Сегодня на уроке новое словарное слово. Прочитайте его. А теперь запишите его в  тетрадь, проговаривая по слогам. Поставьте ударение в этом слове. Какой слог ударный. ­ На правописание каких букв следует обратить внимание? ­ Подчеркните эти буквы. ­ Что обозначает это слово? ­ Где можно узнать значение слов? (В толковом словаре) ­ Прочитайте в толковом словаре, что обозначает слово исследование ­ А кто в основном занимается исследованиями? (Ученые)­ Сегодня вы тоже будете учеными, будете заниматься исследованиями, делать новые  открытия. III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи. 1.Беседа ­ Ребята, какой праздник приближается? ­ Когда мы его будем праздновать? ­ Какой это праздник? ­ Что будет в этот день в Москве? ­ А у нас в Ленинске? ­ С чем вы пойдете на парад? ­ Сколько шариков вы возьмете?  Слайд 2 2.Работа с группой слов.  ­ Из ваших  ответов­предложений я выписала несколько слов. Прочитайте их. Веселый, победа, девятое, парад, праздновать, пять, пойдем, разноцветные ­Подумайте и ответьте , на какие группы можно разделить эти слова? 1. По количеству слогов (слова, состоящие из 1го, 2х, 3х, 4х и 5ти слогов) 2. По частям речи. 3.  По количеству звуков и букв. 4. Слова с проверяемыми и непроверяемыми  безударными гласными  ­Я предлагаю вам разделить слова на группы по частям речи самостоятельно. Запишите эти группы в тетради, обозначьте каждую группу.  ­Давайте посмотрим, что у нас получилось. ­Назовите каждую группу  (на доске появляются группы слов).  ­Кто согласен? Кто думает по­другому? Слайд 3 имя существительное: победа, парад                  имя прилагательное: веселый, разноцветные              глагол: праздновать, пойдём ­У нас появились трудности в распределении слов  девятое и пять.­Почему мы не можем отнести их ни к одной группе? (не обозначают ни предмет, ни  признак предмета, ни действия. Не подходят к данным частям речи.) ­Что можно сказать об этих словах? (они связаны с числами) ­А где мы употребляем эти слова? (в математике, при счёте, при построении на уроке физ­ ры) ­У нас появилась новая группа слов. Как можно  назвать эти слова?  ­Так что же такое числительное? )(часть речи) ­Приведите примеры имён числительных.  ­ У вас в тетради на полях нарисована елочка. ­ На какой веточке находятся наши знания об имени числительном? (на нижней) ­ Почему? (Мы о числительном ничего не знаем) ­ Напишите букву ча на нижней веточке карандашом. ­ Кто догадался, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? IV. Исследование новой части речи. 1.Выведение правила. ­ Давайте исследуем эту часть речи. ­ Как это будем делать?  (используем алгоритм) ­ Какой алгоритм мы используем при изучении частей речи? Алгоритм части речи 1.Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает?                                   Физминутка. ­ Сейчас мы с вами проведем физминутку и одновременно заполним таблицу. ­ Встаньте ребята второго ряда. ­ Сколько ребят на втором ряду? (восемь) ­ Сколько мальчиков?  (три) ­ Сколько девочек?  (пять) ­ На какие вопросы отвечают числительные восемь, три, пять? (сколько?) ­Что обозначают? (количество) ­ Значит, как они называются? (количественные) (в процессе обсуждения заполняется таблица) Слайд 4 восемь три второй четвертая           вопрос сколько? сколько? какой? какая?           что обозначает количество предметов количество предметов порядок предметов при счете порядок предметов при счете ­ Выйдите к доске ребята 3­его ряда. Направо!­ Какой по счету стоит Кирилл? (второй) ­ Какая по счету Яна?  (четвертая) ­ На какие вопросы отвечают числительные второй, четвертая? (какой?), (какая?)  ­Что обозначают? (порядок предметов при счете) ­ Значит, как они называются?  (порядковые) ­ Ну а теперь вернемся к алгоритму  и сформулируем правило. Слайд 5 ­ Правило, которое мы вывели  является научным определением. Давайте прочитаем его  все хором.  (правило появляется на экране)  ­ Теперь мы прочитаем его в учебнике на стр 107. Как вы считаете, правильный вывод мы с  вами сделали?  2.Продолжение изучения новой темы. ­ У вас на парте лежат карточки,  на которых записаны числительные.  ­ Прочитайте числительные. Два, пятый, девяносто семь, шестой, сорок три, десятый, первый, двадцать семь. ­ Попробуйте разделить их на группы. Работаете в паре. Запишите в два столбика. ­ Прочитайте слова первой группы, второй. ­ По какому признаку вы это сделали? ­ Что обозначают эти числительные? ­ А может кто­то по­другому разделил числительные на группы? Как? (из одного слова, из  двух слов)  Числительные , которые состоят из одного слова­ простые, из двух слов – сложные. ­ Каким числительным мы записали сегодняшнюю дату? V. Закрепление изученного. 1.Работа с числительными. ­  Имена числительные мы используем не только на уроках математики и физ­ры. ­ Где мы еще встречали имена числительные? ( в устном народном творчестве.)  Какие вы знаете  пословицы и поговорки с именами числительными. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь ­ один раз отрежь. Семь пядей во лбу. Один в поле не воин. У семи нянек дитя без глазу. Семь бед ­ один ответ. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Один ум хорошо, а два лучше. 2. Выполнение заданий в учебнике. ­ Найдите  в  учебнике  упр.  232. Прочитайте  задание.  Посмотрите  на образец.  Кому  не понятно?   Выполняйте   задание.  (из   количественных   числительных   образовать порядковые) Проверка цепочкой. VI. Рефлексия. ­ Подведем итог нашего урока. ­ Какова была цель урока?  (исследовать имя числительное) ­ Какие знания мы открыли? ­ На какой веточке у нашей елочки мы поставим букву ча?  (на средней) ­ Сотрите букву ча на нижней веточке и напишите на средней. ­ Всем ли было легко? ­ Надо ли еще потренироваться в нахождении числительных? Слайд 6 Д/з     Я предлагаю вам выбрать домашнее задание.    1. Найдите и запишите пословицы или поговорки с числительными.  2. Найдите и запишите две загадки с числительными. 3. Вспомните и запишите названия художественных произведений, где упоминаются  числительные.   Самооценка ­ А теперь оцените свою работу на уроке.  ­ Если было легко на уроке, то нарисуйте в тетради зеленый круг, если иногда встречались  трудности – то желтый, если не понял тему урока – то красный. ­ Поднимите руку, кто нарисовал красный круг. Есть такие? ­ Что надо сделать?

Посмотрите также