Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс
Оценка 4.7

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
07.06.2018
Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов" Цели: 1. образовательные: o определить истинные и ложные ценности в жизни человека; o объяснить смысл названия рассказа; o охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; 2. развивающие: o развивать внимание учащихся; o формировать логическое мышление в ходе анализа текста; 3. воспитательные: o формировать чувство уважения и собственного достоинства; o определить истинные ценности как духовные; Эпиграф: Дар есть благословение дающему. Ф. Гербертконспект
конспект.docx
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов" Цели: 1. образовательные:  o определить истинные и ложные ценности в жизни человека; o объяснить смысл названия рассказа; o охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; 2. развивающие:  3. воспитательные:  o развивать внимание учащихся; o формировать логическое мышление в ходе анализа текста; o формировать чувство уважения и собственного достоинства; o определить истинные ценности как духовные; Эпиграф:  Дар есть благословение дающему. Ф. Герберт Ход урока I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие    . Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса: ­ Как вы считаете, кому люди ставят памятники? ­ За что люди удостаиваются такой чести? ­ А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге? И   именно   этой   чести   было   удостоено   творчество   писателя   О.   Генри.   Его   каменная   книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. Я думаю, нетрудно догадаться, на каком рассказе она раскрыта. И сегодня нам предстоит продолжить знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов». Тема нашего урока  звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».  ­ Попытайтесь определить цели урока? В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какие ценности являются истинными, а какие ложными, кто истинно счастлив и мудр, по мнению писателя? II. Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа. Обратимся к названию рассказа. ­ Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали? ­ Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию?  (о волшебниках, колдунах, вспоминается пушкинское  «волхвы не боятся могучих владык..» и, наконец, евангельский сюжет). ­ ВОЛХВЫ – цари, маги, в восточно­христианских преданиях мудрецы­звездочеты. Ведомые Вифлееемской  звездой,  они идут из   далеких  стран поклониться  Божественному  Младенцу­ мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов ­ от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах – Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки) ­ Прочитав рассказ, попытаемся ответить, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах.  ­ А какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»? ­ Обратимся к эпиграфу «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа? ­   Как   много   значений   у   слова   дар   и   автор,   безусловно,   вкладывал   свой   смысл   в   название рассказа, чтобы понять его, мы должны познакомиться с личностью самого автора. III   . Сообщение о личности писателя Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер. Он автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок родился в городе Гринсборо в США. Жизнь его была нерадостной с самого детства. Когда ему было три года, умерла от туберкулеза его мать. Отец послал его жить к тетке. В школе   ребенок   выделялся   острым   умом,   богатым   воображением   и   умением   одной   рукой рисовать,   а   другой   одновременно   решать   арифметические   задачки.   После   школы   молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе ­ штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому­либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин. Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости,   учился   играть   на   гитаре   и   пел   в   квартете,   который   охотно   приглашали   на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности. Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку ­ на этот раз в 4703 доллара. В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет. Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого­то другого, кто прикарманил эти деньги!" Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри". За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему сто долларов, чтобы он мог добраться до Нью­Йорка. В   первый   год   своей   жизни   в   Нью­Йорке   Портер   опубликовал   17   рассказов,   через несколько лет он выпускал уже по рассказу в неделю и больше, на вершине популярности ему платили 500 долларов за рассказ ­ огромные деньги для того времени. Но денег постоянно не хватало, они утекали из рук как песок. Нередко он раздавал крупные купюры нищим, а то и приводил бездомного бродягу к врачу и оплачивал лечение и лекарства. Дно большого города стало   источником   его   вдохновения.   Нередко   целыми   днями   О.   Генри   просиживал   в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев. Часто   О.   Генри   писал   в   большой   спешке,   подгоняемый   необходимостью   отработать давно   потраченный   аванс.   В   1903   году   он   заключил   договор   с   владельцем   газеты   "Уорлд" Джозефом Пулитцером, обязавшись давать рассказ к каждому воскресному выпуску.  Один из редакторов вспоминал: "Я приехал с вопросом, готов ли рассказ. "Готов, готов", ­ ответил   писатель.   И   показал   мне   чистый   лист   с   заглавием   и   цифрой   1   в   углу.   Затем   на следующем листе он написал в углу двойку, взял еще три листа и, написав на последнем 5, сказал: "Ну, а теперь я, с вашего позволения, передохну". Поздней   осенью   1905   года   О.   Генри   согласился   написать   для   Пулитцера   святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец,  художник,  который  должен  был   иллюстрировать  произведение,   явился   в  каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа. "Я   скажу   вам,   что   рисовать,   дружище,   ­   ответил   писатель.   ­   Нарисуйте   бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест­Сайде. В комнате один­два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик   от   карманных   часов.   У   женщины   роскошные   длинные   волосы,   ниспадающие   на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет". Так появился рассказ «Дары волхвов», который вскоре был переведен на все языки  . Комментированное чтение рассказа “Дары волхвов» мира. IV  V   . Аналитическая беседа по тексту ­ Итак, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах?  Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить  друг другу подарки в Рождество. А события новеллы  происходят как раз в Рождество, точнее сочельник –  вечер накануне Рождества. ­ Попробуйте представить улицы огромного города Нью­Йорка накануне Рождества. Опишите их.  Ярко освещенные улицы, нарядные елки, потоки людей,  занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную,  счастливую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой  торжественно въезжает в город добрый Санта­Клаус. ­  Какое   настроение   царит   в   душах   людей?   Почему?   Чем   они   заняты?   Чего   ждут   от рождественской ночи?  Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов,  подарков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный  звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного  Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный  запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер  щедрых Санта Клаусов и добрых сердец.  ­ Итак, у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли чувствует себя главная героиня новеллы Дела? Нет, у Деллы унылое настроение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей рождественской елки и добродушного Санта ­ Клауса она видела за окном  «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». ­Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет определение «серый»? ­ Почему Делле все видится в серых красках?  У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский  подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни. ­ Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла построена на столкновении прозы и поэзии. ­ Что же понимается под прозой жизни  поэзией жизни? ПРОЗОЙ называют обыденность, повседневность. ПОЭЗИЕЙ – очарование, обаяние жизни. ­ Разделим страницу пополам и по ходу анализа произведения заполним ее  теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые соответствуют в новелле каждому разделу. В конце урока мы сопоставим содержание разделов, чтобы сделать вывод, каков смысл переплетения прозы и поэзии, зачем их сталкивает между собой автор. ПРОЗА ЖИЗНИ ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ  – Что же удручает Делу? Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?  У них  «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю». И мебель,  и одежда у героев «старенькие». Им приходится торговаться за каждую  копейку со своими продавцами, чтобы хоть как­то поддерживать свое существование. ­ В такой кроткой новелле – всего на четырех страницах – 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и  87 центов – это все, что удалось скопить Делле за долгие   месяцы.     Подсчитывая   деньги,   Дела   вспоминает,   как   унизительно   торговалась   с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, ­ и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели. ­ Для чего же копила деньги Дела? Что ей хотелось подарить мужу?  «Что­нибудь не совсем особенное, редкостное, драгоценное, что­нибудь,  хоть чуть­чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму. ­ Что угадывается за этим горячим желанием?  Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами. ­ Какой же выход нашла Дела из сложившейся ситуации?  Она решила продать волосы. ­ Почему автор называет волосы Деллы сокровищем? ­ Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем? Они очень длинные, красивые, блестящие.  В древности волосам действительно придавались магические свойства, они  олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали  также вдохновение, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах,  а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты. ­ А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима?  ­ Для кого это были сокровища и почему? Какую ноту в это описание этих сокровищ  вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?  Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой квартирке»  да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным богатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе (хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии владевшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, глядя на единственные ценности американцев! ­ Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами? Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий  старый ковер», но решение пришло почти мгновенно. ­  Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете? Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых  крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего­то особенного для своего Джима. ­ Каким настроением теперь полна ее душа? Каким  теперь видит город Дела? Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета,  влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта­Клаусов,  и сверкающие витрины с подарками… В одной из них она пошла наконец то, что должно «принадлежать Джиму», ­ платиновую цепочку..    ­ Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал? Джим, вероятно, думал, как подороже продать свое сокровище – золотые часы.  Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни ­ Когда же наступает кульминация новеллы? В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки. ­ Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок? У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, …  сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся.   ­   Комментируя   эту  сцену,  автор   философски   замечает:   «Что   больше   –  восемь   долларов   в неделю или миллион в год?» Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного».  Почему именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах? Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет? Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?» О Генри вспоминает о волхвах в момент дарения подарков, потому что  именно от них пошел этот чудесный обычай. Волхвы, как известно, считались мудрецами, поэтому и появляется здесь слово «мудрец», но оно скорее ближе по смыслу к прилагательному «расчетливый», так как рядом со словом «мудрец» стоит слово «математик». И если мы припомним опять библейскую легенду, то дары, принесенные Младенцу волхвами, были скорее знаком почитания, признания его власти, чем дарами любви. Поэтому автор и говорит, что среди их драгоценных даров «не было одного» ­ любви.  ­ Обратимся к последнему абзацу новеллы: ведь в нем сосредоточенна вся ее соль. В этом абзаце несколько раз упоминаются опорные слова всего произведения. Попробуйте увидеть их. Слова с какими корнями встречаются чаще всего? ­  Что же важно для автора?   Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество.  Мудрость дара, в которой состоит мудрость сердца. ­ Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните их с первой частью, где их – 13!!! О чем напоминают деньги?  (О прозе жизни.) ­ Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги, и доходы уходят на второй план – ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище – предмет гордости и любования. ПРОЗА ЖИЗНИ Квартира и ее обстановка ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ Рождество, волхвы Доходы, расходы, цены Досада, неудовлетворенность Подарки Сокровища (часы, волосы) Любовь ­ Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни? Если бы не было этой серой обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, можно ли было по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары? ­ Что же автор хочет нам сказать этой историей? Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами.  Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.   VI   .Итоги урока:  Какими вы представляете себе героев? Расскажите о их.   Понравился ли рассказ?   Какие чувства он вызвал?  Домашнее задание: напишите развернутый ответ на вопрос: «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс

Конспект урока "Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"" 7 класс
Скачать файл