Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
10.06.2018
Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс
Класс: 5 класс Предмет: музыка. Тема урока: История возникновения жанра опера Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала Цели урока: Сформировать представление об опере, познакомится с понятием увертюра и построением сонатно- симфонического цикла. Задачи урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, раскрыть понятие увертюра и сонатно- симфонический цикл, проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания; Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы; развивать самостоятельное творческое мышление; формировать художественно – эстетический вкус; активизировать фантазию и воображение; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс
конспект.docx
Класс: 5 класс  Предмет: музыка. Тема урока: История возникновения жанра опера Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала Цели   урока:  Сформировать   представление   об   опере,   познакомится   с понятием увертюра и построением сонатно­ симфонического цикла.   Задачи урока:  Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра,   раскрыть   понятие   увертюра   и   сонатно­   симфонический   цикл, проанализировать   музыкальное   произведение,   используя   полученные   ранее знания;  Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы;   развивать   самостоятельное   творческое   мышление;   формировать художественно   –   эстетический   вкус;   активизировать   фантазию   и воображение; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;   коммуникативные   навыки,   формировать   навыки   самооценки   и рефлексии. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству; пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.  Оборудование: мультимедийный   проектор,   учебник   Науменко,   Алиев "Музыка"   для   5   класса,   фонохрестоматия   музыкального   материала   для   5 класса,   музыкальные   словари,   раздаточный   материал   со   словами   песен "Новый год", таблицы для характеристики главных героев оперы Методы обучения:  Метод моделирования художественно­творческого процесса;  Метод ретроспективы (повторение знаний);  Метод проблемной ситуации;  Метод размышления и обобщения музыки.     1  Методы словесные и наглядные  Ход урока 1 этап. Организационный момент. Распевание. Музыкальное приветствие Учитель: Добрый день вам, добрый день!  Дети: В мире музыки, фантазии и песен.  Учитель: Добрым будь, щедрым будь  Дети: И с искусством в дивный путь!  2Повторение предыдущего материала. Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием народная  хоровая музыка. Давайте вспомним какому жанру относится хоровая музыка.  (Вокальному жанру) Какие жанры вокальной музыки вы еще знаете? Поиграем в игру Данетка. Игра «Данетка»). Вокализ – да Соната – нет Романс – да Этюд – нет Ноктюрн – нет Серенада – да Баркарола – да Танец – нет Песня – да Прелюдия – нет 2 Сейчас мы с вами разгадаем загадки, а из полученных ответов вы должны  определить тему нашего урока.  Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто — ... (песня) Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… (Тарелки) вЯ стою на трех ногах,  Обута в черных сапогах. Зубы – белые. Педаль.  Как зовут меня? ( Рояль) Мама как­то мне сказала, Что её бабуля Марфа, Очень здорово играла И на домре, и на… (Арфе )(Слайды) А теперь составьте слово из букв 1,1,4,1,1.(Слайд) Ответы учащихся. Самостоятельно определяют тему урока ( Слайд с темой  урока) 3. Вводная часть урока.  Сегодня цель нашего урока Сформировать представление об опере,  познакомится с понятием увертюра и построением сонатно­ симфонического  цикла.( Слайд) Кто из вас знает что делают в опере? Как вы думаете кто участвует в опере?( 3 Артисты, композитор, дирижер и т.д.)Правильно.  Опера это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. ( Записать) Во многих больших городах России есть театры оперы и балета. Это Большой театр   в   Москве   Мариинской   театр   в   Санкт­Петербурге   и   даже   у   нас   в Башкортстане есть театр оперы и балета, где можно   посмотреть оперу или балет ( слайд) Но все же родиной оперы считается Италия ( слайд) Шел  1600год   Со   всех   концов   Италии   и   из   разных   стран   съезжались   сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии. ( слайд) Семья   Медичи   очень   любила   музыку,   ,   и   все   гости   предвкушали,   что   на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. И на самом деле   так   и   произошло   Основной   частью   торжеств,   поразившей   всех присутствующих,   была   разыгранная   певцами,   поэтами   и   музыкантами спектакль Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из   подземного   царства.   Но   не   сдержался   Орфей,   оглянулся   на   молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…» ( слайд) Миф этот был уже давно всем известен, зрителей удивило то что как актеры исполнили литературное произведение речитативом .Что же такое речитатив? Это полуговор полупение. . Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм,  операми,  что означало по­итальянски «труд, сочинение».  И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди. ( слайд) К жанру опера обращались многие композиторы. Михаил Иванович Глинка создатель   первой   русской   оперы   «   Иван   Сусанин»   ,   Г.С.Альмухаметов создатель   первой   башкирской   оперы   «Эшсе»  Генри   Пёрселл  (1659­1695)   ­ 4 первый   английский   оперный   композитор  Алессандро   Скарлатти  (1660­1725)   ­ основатель   неаполитанской   оперной   школы   опера.  Жан­Филипп   Рамо  (1683­ 1764) французский оперный композитор 18­го века и.т.д ( слайд) Сейчас я вас приглашаю в театр  .: Вот мы с вами вошли в театр,  разделись, купили программку  (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она   нужна?   В   ней   пишут,   кто   играет   в   спектакле,   авторов,   краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь представили   себя   в   зрительном   зале.   Вот   погас   свет.   Дирижер   вышел   к оркестру,   а   оркестр   находится   в   оркестровой   яме.   Взмах   дирижерской палочкой   –   и   в   затихший   зрительный   зал   полились   звуки   музыки. ( видеофрагмент)  Увидели ли вы актеров на сцене? Кого  вы увидели на сцене? Учитель: Что такое симфонический оркестр? Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих  музыкальные произведения. Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра? Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр. Учитель: Кто такой дирижёр? Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра. Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего? Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки. Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью  дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира.  3) Первичная проверка понимания У.: Мы сейчас  с вами прослушали фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. ( слайд)( записать) Уверт раюю   (от  фр. ouverture  — вступление) в музыке — инструментальная оркестровая  пьеса, исполняемая перед началом какого­либо представления — 5 оперы, балета, кинофильма( слайд записать) Знакома ли вам имена Руслан и Людмила? Кто   из   русских   поэтов   написал   поэму   Руслан   и   Людмила?(   Примеры) ( слайд) Правильно . М.И.Глинка дружил с А.С.Пушкиным, но к сожалению, поэт так и не смог услышать эту увертюру так как тяжело был  ранен и скончался в 1937 году а премьера оперы состоялся в 1842 году  5. Задание   по   новой   теме. Так   называемая   аудиторная   работа.   Ученик   выполняет задание   с   помощью   преподавателя.   Повторяя   или   воспроизводя   только   что объясненные   ему   аспекты   темы. Задача –   коррекция   самостоятельной   работы, отслеживание уровня усвоения свежего, только что объясненного материала. На доске вы видите 4 картины, иллюстрирующие поэму. Пока звучит  музыка, постарайтесь составить зрительный ряд увертюры, записав в тетради  номер наиболее подходящей к музыкальной теме иллюстрации. Если музыка  будет повторяться, повторите и номер подходящей картинки.( фрагмент на  магнитофоне на доске слайды) 6 1 прослушивание увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»  итак проверим какая картина соответствует музыке  как звучит начало увертюры? Радостно или грустно? Мрачная или яркая? Какое впечатление создает музыка шумного веселья или грусти? звучит ярко, празднично, неоднородная мелодия создаёт впечатление шумного  весёлого застолья, поэтому первой надо поставить картину пира.  7 Изменяется ли характер музыки? Музыка звучит  мрачная или светлая Бодрая или напевная? Кого может изображать музыка? Следующая мелодия – напевная, светлая, лирическая. Это –  влюблённые, Руслан и Людмила. И так далее.  В результате на доске возникает цепочка: «Пир» ­ «Руслан и  Людмила» ­ «Состязание богатырей» ­ «Пир» ­ «Руслан и Людмила» ­  «Черномор».   Посмотрите на доску: есть ли на ней похожие группы картинок. (есть,  «Пир» ­ «Руслан и Людмила»). Давайте отделим их от других (картинки  выстраиваются в последовательность 2 – 1 – 2 ­ 1). У нас получилась музыкальная  форма, состоящая из 4 разделов – групп картинок.( слайд) В ваших рабочих тетрадях нарисуйте таблицу, состоящую из 4  столбцов, и впишите  данные о структуре музыкальной формы:  экспозиция разработка реприза кода главная тема (пир)   состязание  богатырей главная тема (пир) – не  изменилась Черномор 8 побочная тема  (влюблённые) итак ( слайд) побочная тема  (влюблённые) – стала  нежнее и преданнее ­ экспозиция – раздел формы, в котором происходит знакомство с  героями. ­ главная тема (пир) ­тема, звучащая первой ­ побочная тема (влюблённые) – тема, звучащая второй ­ значок «завязка» ­ дети сами определяют, что его место между  главной и побочной темой. ­ разработка – раздел формы, в котором происходит собственно  действие, его роль выполняет эпизод состязания богатырей ­ реприза – раздел формы, в котором темы показываются такими,  какими они стали после произошедших событий, слово переводится как  «повтор» ­ кода – музыкальный эпилог. Здесь впервые появляется тема  Черномора, создавая кульминацию формы После таблицы запишите, пожалуйста, новое определение:  ­ Сонатная форма – крупная музыкальная форма из 3­5 разделов,  построенная на конфликте, контрасте или взаимодействии 2 тем – главной и  побочной. Если темы контрастны, возникает полная сонатная форма.( слайд) Именно в такой форме строится большинство самых длинных  музыкальных произведений.  ­ ну а теперь немножко отдохнем 6.Физкультминутка 9 7. Первичное закрепление. Вы услышите фрагмент еще одной увертюры к опере.  Кто написал эту увертюру я вам не буду говорить. Попробуйте сами  ответить на следующие вопросы Интонации музыки какого композитора вы услышали? Как   вы   думаете   увертюру   сочинил   русский   или   башкирский композитор? Прозвучала увертюра к опере «Салават Юлаев» известного башкирского композитора  З.Исмагилова. ( Слайд) Первая премьера этой оперы состоялась 15 апреля 1955 года в Башкирском театре оперы и балета. С   тех   пор   опера   выдержала   более   80   спектаклей,   стала   символом башкирского музыкально­сценического искусства.  Кем является Салават Юлаев?( национальный башкирский герой, сэсэн, певец  который стал на защите справедливости народа С каким историческим событием связано его имя? ­ C Крестьянской войной 1773 – 1775 г. ­ Каким вы себе представили героя через музыку? ( Решительным, смелым и храбрым) ­   Музыка   изображает   движение   человека   пешком,   бегом   или   как­то иначе?Человек скачет на коне. ­ Чей это образ?  Образ Салавата Юлаева. ­ А сейчас послушайте увертюру целиком.(Прослушивание увертюры). ­ Услышали ли вы знакомую мелодию? Какую?Образ Салавата? ­ Тема Салавата в увертюре была единственной или же был ещё какой­то 10 образ? ­ Как вы думаете, чей? Что помогло вам это узнать? ­ Звучит мелодия русской народной песни. Это образ Емельяна Пугачева и русских солдат. ­ Образы Салавата Юлаева и башкирских солдат и образ Емельяна Пугачева и русских   солдат   в   Увертюре,   конфликтуют,   действуют   сообща   или   они миролюбиво настроены? Настроены миролюбиво, действуют сообща. ­ Почему? Против кого воевали башкирские воины под предводительством Салавата?  Башкиры воевали не против русских, а вместе с ними против русских и башкирских богачей, за справедливость. Итак прослушав увертюры – скажите  Увертюра – это вокальная или инструментальная музыка? Что объединяет их ( вступление и показ главных героев) Самостоятельная работа по усвоению знаний Сейчас я вам раздам буклеты , в ней вы найдете проверочные задания по теме  сегодняшнего урока. Вам нужно ответить на вопросы, я думаю, это будет не  сложно.  Вопросы 1.Кто является автором первой оперы  а) М.И.Глинка  б) В.А.Моцарт  в) Г.В.Свиридов 2.Г.С.Альмухаметов создатель первой башкирской оперы а) Да б) Нет 3 Опера « Руслан и Людмила написана по поэме 11 а) А.С.Пушкин б)М.И.Лермонтов в)  Н. В. Гоголь 4.Увертюра это— а) вступление в музыке  б)музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких  солирующих инструментов с оркестром 5) ­ Сонатная форма – крупная музыкальная форма из 3­5 разделов а) да б) нет А   теперь   давайте   проверим   ваши   задания   а   для   этого   проведем взаимопроверку   Критериями   оценок   является)   результаты   афишировались поднятием руки. Молодцы справились заданием 8. Вокально­ хоровая работа Групповая форма работы. Итак наш урок сегодня связан с жанром опера. Давайте еще раз вспомним что  такое опера (определение) Ребята а вы любите петь? Как называется коллектив когда все поют вместе? Д.: Хор. Правильно. Давайте сядем прямо и вспомним песню новый год. А) Пение Б) пение с движениями. 9.Итог урока, д.з на дом  Вот  на  этой  веселой   ноте  мы  и завершим  свое сегодняшнее   путешествие   в   оперу.   Следующий   раз   мы   с   вами   продолжим наше   знакомство     при   помощи   подготовленных   иллюстраций   по   теме прослушанных произведений  (д/з)   Ведь опера это целый мир.  Продиктовать 12 полученные оценки. 10.Завершающий   этап­   рефлексия.   Определить   с   помощью   смайликов   с каким настроением уходят из урока. Я надеюсь, что  на следующий урок вы придете с таким же позитивным  настроением. 13

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс

Конспект урока "История возникновения жанра опера" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018