Конспект урока "Кодирование текстовой информации".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Кодирование текстовой информации" 9 класс по учебнику Николая Дмитриевича Угриновича. Тип урока: изучение нового материала. Представлены: небольшой исторический экскурс, карточки с вопросами для работы с текстом параграфа, а также самостоятельная работа (тест) для закрепления нового материала и домашняя работа.Конспект урока по информатике.
Иконка файла материала Конспект урока.docx
Тема урока: «Кодирование текстовой информации». Познакомить учащихся со способами кодирования текстовой Рассмотреть примеры решения задач на кодирование текстовой Способствовать развитию познавательных интересов учащихся. Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и Класс: 9 Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: • информации в компьютере; • информации; • • взаимопонимания. Задачи урока: • информации”; • • • Оборудование: • • • Угринович, Л. Босова, И. Михайлова), • • мультимедийный проектор, мультимедийная презентация. Формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой Содействовать формированию у школьников образного мышления; Развить навыки анализа и самоанализа; Формировать умения планировать свою деятельность. рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя, практикум по информатике и информационным технологиям (авторы: Н. Ход урока. 1. Организационный момент. На экране первый слайд мультимедийной презентации с темой урока. На доске план урока. 2. Объяснение нового материала: двоичное кодирование информации в компьютере. Вспомните, какие бывают виды информации по способу представления. Ответ: графическая, текстовая, числовая, звуковая, комбинированная. Мы изучили кодирование и обработку графической и звуковой информации. Сегодня приступаем к изучению 2 главы «Кодирование и обработка текстовой информации». Тема нашего урока «Кодирование текстовой информации».Учащиеся формулируют цели, записывают тему в тетрадь. -Что такое текстовая информация? Определение на слайде, запишем его. Человечество использует шифрование (кодирование) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. С некоторыми приёмами кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли, т. е. небольшой исторический экскурс нас познакомит Беляев Миша. ( Слайд 3,4 презентации). Задание группе (Слайд 5). Цель его: попробовать себя в качестве дешифровщиков. За первый правильный ответ оценка «5». Ответ сравнивается с появившимся на слайде верным ответом. Вопросы: Трудное или нет это задание? Смогли бы вы расшифровать эту фразу, если бы было неизвестно правило шифровки? Способов шифровки информации бесконечное множество. Как кодируется информация в компьютере? В каком из перечисленных Мишей примеров также используется принцип двоичного кодирования? ( В азбуке Морзе, только вместо точек и тире 0 и 1 ) Начиная с 60х годов ХХ века компьютеры всё больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК занята именно обработкой текстовой информации, ввод которой осуществляется с клавиатуры. Попробуем подсчитать сколько бит необходимо, чтобы закодировать все символы, которые есть на клавиатуре. Учащиеся считают. (Слайд 6) Вывод: надо закодировать около 200 символов. Сколько бит достаточно, чтобы их закодировать? Ответ: 8 бит или 1 байт. Какой формулой пользовались? Ответ: N=2i (Слайд 7). Т.е. длина двоичного кода знака составляет 8 двоичных знаков. Каждому символу на клавиатуре ставится в соответствие уникальный двоичный код в интервале от 00000000 до 11111111 (от 0 до 255) (Слайд). Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер по их двоичным кодам. При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение знака преобразуется в его двоичный код. Вы нажимаете на клавиатуре клавишу со знаком (буквой, цифрой и т.д.) и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти, где занимает одну ячейку. В процессе ввода символа на экран компьютера производится обратный процесс - декодирование, т. е. преобразование кода символа в его изображение. Следующий вопрос: различные кодировки знаков. Цель: как установили какому символу должен соответствовать какой двоичный код? Это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей. 1963 год – первая таблица ASCII – американский стандартный код для информационного обмена. ( Слайд) Стандартной в этой таблице является только первая половина, т. е. символы с 0 (00000000) до 127 (01111111). Коды с 0 до 32: операции (перевод строки, ввод пробела и т. д.)Назначение нового международного стандарта Unicod. Какое количество информации отводится на кодировку символа в Коды с 33 до 127: интернациональные (буквы латинского алфавита, знаки арифметических операций, знаки препинания) Коды со 128 до 255 национальные, т.е. в различных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки. В настоящее время существует 5 различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Мас, ISO). Какая может возникнуть в этом случае проблема? Ответ: тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отражены в другой. Как её решить, узнаем поработав с учебником. 3. Работа с учебником. Карточка 1 с вопросами на парте у каждого ученика. _________________________________________________________________________________ Карточка 1. П.2.1, стр. 49-51 Читать, выписать ответы на следующие вопросы: 1) 2) Unicodе. 3) 4) 5) 241 247 225. __________________________________________________________________________________ Проверка каждого вопроса по слайдам. Кодировка Unicod обозначается как UCS-2. Компьютерные мощности постоянно растут. Существует кодировка UCS-4, где используется 4 байта, т.е. можно закодировать более 4 млрд. символов. 4. Расчёт количества текстовой информации. Решение задач. Цель формулируют учащиеся. Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг используют компьютерные текстовые редакторы, которые в основном работают с алфавитом 256 символов. Слайд: Формула I=K*i I – информационный объём сообщения K – количество символов в тексте i – информационный вес одного символа. Решаем задачи по слайдам. (На одном условие, на следующем решение.) Сколько символов можно закодировать, пользуясь новым стандартом? Назначение программ-конверторов. Расшифруйте последовательность числовых кодов в кодировке КОИ-8:5. Домашнее задание. _________________________________________________________________________________ Карточка 2. п.2.1 (записи в тетради) 1) В текстовом режиме экран монитора разбивается обычно на 25 строк по 80 символов в строке. Определить объём текстовой информации, занимающей экран монитора, в кодировке Unicode. 2) Пользователь компьютера, хорошо владеющей навыками ввода информации с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Какое количество информации с клавиатуры может ввести пользователь в компьютер за одну минуту в кодировке Windows? Кодировке Unicode? 3) перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах? _________________________________________________________________________________ 6. Самостоятельная работа в форме теста. (5 минут) На партах карточка 3 с вопросами. _________________________________________________________________________________ Карточка 3. 1 вариант. (повышенной сложности) Автоматическое устройство осуществило 1.Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст? (1 Кбайт≈1000 байт) 1) 256 2) 32 3) 250 4)25000 2. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 256 символов алфавита? 1) 256 битов 2) 16 битов 3) 8 битов 4) 4 бита. 3. Международный стандарт Unicodе отводит на один символ: 1) 1 байт 2) 2байта 3) 256 байт 4) 65536 байт. 4. В текстовом режиме экран монитора разбит на 25 строк по 80 символов. Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора в кодировке Unicode. 1) 2000 байт 2) 4000 байт 3) 2,5 Кбайт 4) 400 байт. Карточка 3. 2 вариант. 1.Текст занимает 0,56 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст? (1 Кбайт≈1000 байт)560 2) 64 3) 56000 4) 560 1) 2. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65536 символов алфавита? 1) 1 байт 2)2 байта 3) 8 битов 4) 32 бита. 3.В качестве международного стандарта принята кодовая таблица: 1) ASCII 2) CP1251 3) MS-DOS 4) КОИ-8. 4. В текстовом режиме экран монитора разбит на 35 строк по 70 символов. Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора в кодировке Unicode. 1) 2450 байт 2)490 байт 3) 4900 байт 4) 0,49 Кбайт. _________________________________________________________________________________ Для учащихся, которые раньше справятся с работой на дополнительную оценку Карточка 4. _________________________________________________________________________________ Карточка 4. ( дополнительное задание на оценку «5») Лазерный принтер Саnon LBP печатает со скоростью в среднем 6,3 Кбит в секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 8-ми страничного документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 70 символов. ( 1 символ – 1 байт ) __________________________________________________________________________________ 7. Проверка. Открываем правильные ответы (на обратной стороне доски). Меняются листочками и оценивают своих одноклассников. 1 вариант 1 . 3 4 2 . . 3 2 2 3 . 2 вариант 1 . 4 4 2 . . 2 1 3 3 . Шкала оценок: 4 правильных ответа – «5»; 3 правильных ответа – «4»; 2 правильных ответа – «3»;1.1правильных ответа – «2». Работы сдают. 8. Итоги урока. 1)С чем познакомились сегодня на уроке? 2) Какие существуют таблицы для кодировки текстовой информации? 3) Почему создали таблицу Unicod? Последний слайд презентации «Спасибо за урок».