Конспект урока "Кодирование текстовой информации" 9 класс по учебнику Николая Дмитриевича Угриновича. Тип урока: изучение нового материала. Представлены: небольшой исторический экскурс, карточки с вопросами для работы с текстом параграфа, а также самостоятельная работа (тест) для закрепления нового материала и домашняя работа.Конспект урока по информатике.
Тема урока: «Кодирование текстовой информации».
Познакомить учащихся со способами кодирования текстовой
Рассмотреть примеры решения задач на кодирование текстовой
Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
•
информации в компьютере;
•
информации;
•
•
взаимопонимания.
Задачи урока:
•
информации”;
•
•
•
Оборудование:
•
•
•
Угринович, Л. Босова, И. Михайлова),
•
•
мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация.
Формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой
Содействовать формированию у школьников образного мышления;
Развить навыки анализа и самоанализа;
Формировать умения планировать свою деятельность.
рабочие места учеников (персональный компьютер),
рабочее место учителя,
практикум по информатике и информационным технологиям (авторы: Н.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране первый слайд мультимедийной презентации с темой урока. На
доске план урока.
2. Объяснение нового материала: двоичное кодирование информации в
компьютере.
Вспомните, какие бывают виды информации по способу представления.
Ответ: графическая, текстовая, числовая, звуковая, комбинированная.
Мы изучили кодирование и обработку графической и звуковой информации.
Сегодня приступаем к изучению 2 главы «Кодирование и обработка текстовой
информации». Тема нашего урока «Кодирование текстовой информации».Учащиеся формулируют цели, записывают тему в тетрадь.
-Что такое текстовая информация? Определение на слайде, запишем его.
Человечество использует шифрование (кодирование) текста с того самого
момента, когда появилась первая секретная информация. С некоторыми
приёмами кодирования текста, которые были изобретены на различных
этапах развития человеческой мысли, т. е. небольшой исторический экскурс
нас познакомит Беляев Миша. ( Слайд 3,4 презентации).
Задание группе (Слайд 5). Цель его: попробовать себя в качестве
дешифровщиков.
За первый правильный ответ оценка «5». Ответ сравнивается с появившимся
на слайде верным ответом.
Вопросы: Трудное или нет это задание? Смогли бы вы расшифровать эту
фразу, если бы было неизвестно правило шифровки?
Способов шифровки информации бесконечное множество. Как кодируется
информация в компьютере? В каком из перечисленных Мишей примеров
также используется принцип двоичного кодирования? ( В азбуке Морзе,
только вместо точек и тире 0 и 1 )
Начиная с 60х годов ХХ века компьютеры всё больше стали использовать для
обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК
занята именно обработкой текстовой информации, ввод которой
осуществляется с клавиатуры. Попробуем подсчитать сколько бит
необходимо, чтобы закодировать все символы, которые есть на клавиатуре.
Учащиеся считают. (Слайд 6) Вывод: надо закодировать около 200 символов.
Сколько бит достаточно, чтобы их закодировать? Ответ: 8 бит или 1 байт.
Какой формулой пользовались? Ответ: N=2i (Слайд 7).
Т.е. длина двоичного кода знака составляет 8 двоичных знаков. Каждому
символу на клавиатуре ставится в соответствие уникальный двоичный код в
интервале от 00000000 до 11111111 (от 0 до 255) (Слайд).
Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер по их двоичным
кодам. При вводе в компьютер текстовой информации происходит её
двоичное кодирование, изображение знака преобразуется в его двоичный
код. Вы нажимаете на клавиатуре клавишу со знаком (буквой, цифрой и т.д.) и
в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических
импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти,
где занимает одну ячейку. В процессе ввода символа на экран компьютера
производится обратный процесс - декодирование, т. е. преобразование кода
символа в его изображение.
Следующий вопрос: различные кодировки знаков. Цель: как установили
какому символу должен соответствовать какой двоичный код? Это вопрос
соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.
1963 год – первая таблица ASCII – американский стандартный код для
информационного обмена. ( Слайд) Стандартной в этой таблице является
только первая половина, т. е. символы с 0 (00000000) до 127 (01111111).
Коды с 0 до 32: операции (перевод строки, ввод пробела и т. д.)Назначение нового международного стандарта Unicod.
Какое количество информации отводится на кодировку символа в
Коды с 33 до 127: интернациональные (буквы латинского алфавита, знаки
арифметических операций, знаки препинания)
Коды со 128 до 255 национальные, т.е. в различных национальных кодировках
одному и тому же коду соответствуют разные знаки.
В настоящее время существует 5 различных кодовых таблиц для русских букв
(Windows, MS-DOS, КОИ-8, Мас, ISO). Какая может возникнуть в этом случае
проблема? Ответ: тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно
отражены в другой. Как её решить, узнаем поработав с учебником.
3. Работа с учебником.
Карточка 1 с вопросами на парте у каждого ученика.
_________________________________________________________________________________
Карточка 1.
П.2.1, стр. 49-51
Читать, выписать ответы на следующие вопросы:
1)
2)
Unicodе.
3)
4)
5)
241 247 225.
__________________________________________________________________________________
Проверка каждого вопроса по слайдам.
Кодировка Unicod обозначается как UCS-2. Компьютерные мощности
постоянно растут. Существует кодировка UCS-4, где используется 4 байта,
т.е. можно закодировать более 4 млрд. символов.
4. Расчёт количества текстовой информации. Решение задач.
Цель формулируют учащиеся.
Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг
используют компьютерные текстовые редакторы, которые в основном
работают с алфавитом 256 символов.
Слайд:
Формула I=K*i
I – информационный объём сообщения
K – количество символов в тексте
i – информационный вес одного символа.
Решаем задачи по слайдам. (На одном условие, на следующем решение.)
Сколько символов можно закодировать, пользуясь новым стандартом?
Назначение программ-конверторов.
Расшифруйте последовательность числовых кодов в кодировке КОИ-8:5. Домашнее задание.
_________________________________________________________________________________
Карточка 2.
п.2.1 (записи в тетради)
1)
В текстовом режиме экран монитора разбивается обычно на 25 строк по
80 символов в строке. Определить объём текстовой информации, занимающей
экран монитора, в кодировке Unicode.
2)
Пользователь компьютера, хорошо владеющей навыками ввода
информации с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Какое
количество информации с клавиатуры может ввести пользователь в
компьютер за одну минуту в кодировке Windows? Кодировке Unicode?
3)
перекодировку информационного сообщения на русском языке,
первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку
КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова
длина сообщения в символах?
_________________________________________________________________________________
6. Самостоятельная работа в форме теста. (5 минут)
На партах карточка 3 с вопросами.
_________________________________________________________________________________
Карточка 3.
1 вариант.
(повышенной сложности) Автоматическое устройство осуществило
1.Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит
этот текст? (1 Кбайт≈1000 байт)
1) 256 2) 32 3) 250 4)25000
2. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из
256 символов алфавита?
1) 256 битов 2) 16 битов 3) 8 битов 4) 4 бита.
3. Международный стандарт Unicodе отводит на один символ:
1) 1 байт 2) 2байта 3) 256 байт 4) 65536 байт.
4. В текстовом режиме экран монитора разбит на 25 строк по 80 символов.
Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора
в кодировке Unicode.
1) 2000 байт 2) 4000 байт 3) 2,5 Кбайт 4) 400 байт.
Карточка 3.
2 вариант.
1.Текст занимает 0,56 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит
этот текст? (1 Кбайт≈1000 байт)560 2) 64 3) 56000 4) 560
1)
2. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из
65536 символов алфавита?
1) 1 байт 2)2 байта 3) 8 битов 4) 32 бита.
3.В качестве международного стандарта принята кодовая таблица:
1) ASCII 2) CP1251 3) MS-DOS 4) КОИ-8.
4. В текстовом режиме экран монитора разбит на 35 строк по 70 символов.
Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора
в кодировке Unicode.
1) 2450 байт 2)490 байт 3) 4900 байт 4) 0,49 Кбайт.
_________________________________________________________________________________
Для учащихся, которые раньше справятся с работой на дополнительную
оценку Карточка 4.
_________________________________________________________________________________
Карточка 4.
( дополнительное задание на оценку «5»)
Лазерный принтер Саnon LBP печатает со скоростью в среднем 6,3 Кбит в
секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 8-ми страничного
документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в
строке 70 символов. ( 1 символ – 1 байт )
__________________________________________________________________________________
7. Проверка.
Открываем правильные ответы (на обратной стороне доски). Меняются
листочками и оценивают своих одноклассников.
1 вариант
1
.
3
4
2
.
.
3 2 2
3
.
2 вариант
1
.
4
4
2
.
.
2 1 3
3
.
Шкала оценок: 4 правильных ответа – «5»;
3 правильных ответа – «4»;
2 правильных ответа – «3»;1.1правильных ответа – «2».
Работы сдают.
8. Итоги урока.
1)С чем познакомились сегодня на уроке?
2) Какие существуют таблицы для кодировки текстовой информации?
3) Почему создали таблицу Unicod?
Последний слайд презентации «Спасибо за урок».