Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
Оценка 4.7

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
06.06.2018
Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”» 10 класс УМК любой Слайд 1) Фёдор Иванович Тютчев обогатил мировую лирику многими шедеврами, среди которых «Я встретил вас...», «Люблю грозу в начале мая...». Список можно продолжить, но... Есть одно стихотворение, которое мы знаем наизусть, хотя специально не учили. Может быть, не все даже назовут автора, однако каждого охватит волнение, когда услышит (гиперссылка): Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
конспект.docx
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «Лингвостилистический анализ стихотворения  Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”» 10 класс УМК любой Слайд 1) Фёдор Иванович Тютчев обогатил мировую лирику многими шедеврами, среди которых «Я встретил вас...», «Люблю грозу в начале мая...».  Список можно продолжить, но... Есть одно стихотворение, которое мы знаем наизусть, хотя специально не учили. Может быть, не все даже назовут автора, однако каждого охватит волнение, когда услышит (гиперссылка): Умом Россию не понять,  Аршином общим не измерить: У ней особенная стать –  В Россию можно только верить. Что вы   почувствовали, какие эмоции пережили, услышав  стихотворение?    (28 ноября 1866 года Петербург) Слайд 2)  Читая работы  критиков ХХ  века о поэзии Тютчева,  понимаешь, что этому стихотворению   отказывают   в   поэтичности,  воспринимая   его   лишь   как   «лозунг  мессианской (спасительной) роли России». Но ведь ещё И.С.Тургенев, тонкий знаток языка, указывал, что «...каждое   стихотворение   Тютчева   начиналось   мыслию,   которая   вспыхивала   под   влиянием глубокого чувства... мысль его никогда не является читателю нагою, но всегда сливается  с образом...» Слайд 3) Нам предстоит ответить на вопрос: в основе стихотворения Тютчева  – лозунг или художественный образ, «мысль чувствующая и живая» или «чувство   мыслящее» (И.С.Аксаков)?  Слайд 4) Рассмотрим четыре уровня организации художественного образа: а) роль композиции в создании художественного образа; б) лексические средства создания художественного образа; в) художественно – изобразительные средства создания образа; г) ритмико – звуковая организация художественного образа. Слайд 5)  Композиция, произведения, является одним из способов раскрытия авторской идеи и средством организации  образа.  Хотелось   бы   обратить   внимание   на   замечание   лингвиста   Чичерина:   «Композиция   у Тютчева   содержит   сильное   и   быстрое   движение   мысли».   Все   критики   отмечали   краткость стихотворений  Тютчева.  Именно  эта  краткость, доведённая до  афористичности,  «позволяла сосредоточить   силу   оды   на   маленьком   пространстве»   (Тынянов),   что   вело   к   усилению, динамизации, что придавало ощущение мгновенного развития образа.   «Роль композиции в создании художественного образа» 1. Какой тип речи использует автор и как это связано с делением стихотворения на части? Чему посвящена каждая часть?  2.  Как  соотносятся   начало   стихотворения   и   его   конец:  какая   стилистическая   фигура лежит   в   основе   композиции?   Сравните   смысл   глаголов.   С   каким   из   них   ассоциируется художественный образ? Объясните лексическое значение глагола. (1. Круто, с первой строки – образ, в котором заключена решаемая загадка. И этот образ связан   с   Россией,   о   которой   автор   рассуждает.   Рассуждение   построено   по   традиционному образцу: тезис – аргумент – вывод. 1 часть – утверждение мысли об особом постижении сути России. Эта особенность постижения усилена повтором отрицательной частицы НЕ. 2 часть – объяснение,   для   которого   Тютчев   выбирает   назывное   предложение.   По   своей   функции   эти предложения утверждают особо важное явление, состояние. Назывные предложения могут быть только утвердительными, что является средством воздействия. 3 часть – идея. Чтобы подвести читателя к основной мысли, поэт использует безличные предложения, которые в лаконичной форме   обозначают   нравственное,   духовное   состояние   человека,   придавая   рассуждению лиричность.   Безличные   предложения,   в   которых   сказуемые   выражены   независимым инфинитивом, имеют значение невозможности осуществить действие (не понять, не измерить) или волеизъявления (верить).       2.  Антитеза   –   стилистическая   фигура   контраста,   подчеркивающая   противоположность объектов.   Антитеза   формирует   наше   отношение   к   образу,   приятие   или   неприятие   его.   У Тютчева поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сначала дан противоположный,   что   он   выступает   вторым   членом   антитезы:   от   непонимания   к   вере,   от неприятия   к   слиянию   с   Россией,   Богом.   Такое   отчеканенное   построение   фразы   придаёт законченность мысли и формы.  Для выражения идеи поэт выбирает бессоюзное предложение, которое богато значениями. Причинно   –   следственная   связь   предикативных   частей   выражает   закономерность, непреложность вывода.)   Вывод:  это   классическое   рассуждение,   в   основе   которого   развитие   мысли, отражающей оппозицию: ум – вера, непонимание – гармония. Слайд   6)    Анализируя   лексические   средства   создания   образа,   следует   помнить утверждение литературоведа Л.И.Тимофеева о том, что «ничего, кроме образа, в литературном произведении   нет».   В   сжатом   пространстве   фрагмента   слова   приобретают   необычайную значительность. «Лексические средства создания художественного образа» 3. Найдите в тексте антонимическую пару. Какова её роль? Какие антонимы использует автор?  4.   Ф.И.Тютчев   поэтически   переосмыслил   фразеологический   оборот  мерить   на   свой аршин. Как от этого изменился смысл фразы? 5. Какое слово имеет явно высокое, книжное звучание? Почему? Каков его смысл? (3. Помимо словарных антонимов, выделяют контекстуальные.  По   мнению   А.Чичерина,   наиболее   устойчивое   утверждение   даётся   в   отрицательной форме:  не понять, не измерить – можно верить.  При преобладании именных частей речи стихотворение держится на глаголах, которые создают внутреннее движение образа.  В «Словаре русского языка» Ожегова глаголы толкуются так: 1) понять – уразуметь; 2) измерить  – определить какой­то мерой,  но интересно и   переносное значение – измерить взглядом – высокомерно оглядеть взглядом;  3)  верить  – быть убеждённым в чём­либо, принимать за истину.  4. Художественный образ рождается неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов. Фразеологизм  мерить на свой аршин  означает «судить, оценивать кого­что­ либо   в   соответствии   с   собственными   представлениями».   Заметим,   что  судить,   оценивать можно   только   разумом.   Аршин   –   мера   длины   0,71   м;   ею   пользовались   продавцы   ткани,   а недобросовестные   с   целью   обмана   укорачивали   мерную   линейку.   Слово  общий  означает принадлежащий, свойственный всем. Весьма интересно сочетание антонимической семантики: на   свой   –   общий     (собственные   представления     ­   свойственные   всем),  которое   создаёт ощущение абсурда, невозможности такого действия.   5.   Слово  стать  в   современном   языке   имеет   значение  «телосложение,   общий   склад фигуры».  А   вот   у   И.В.Даля   оно   трактовалось   ещё   и   как   «лад,   приличие,   что   кстати».) Единственное   в   стихотворении   книжное   слово  стать    напрямую   характеризует   Россию   и рождает ассоциацию с ладным сложением, с гармонией, основанной на вере.)    Вывод: философская глубина образа при  внешней простоте лексики достигается  за счёт контекстуальных антонимов, переосмысления фразеологизма, слов книжного  звучания. Слайд 7)   «Художественно – изобразительные средства создания художественного образа» И.С.Тургенев заметил, что «самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные». Почему? Ю. Тынянов отмечал особенность стихотворений Тютчева: «Одна метафора, одно   сравнение   заполняют   всё   стихотворение.   Вернее,   одно   стихотворение   является   одним сложным образом». Тропы создают образность, а стилистические фигуры организуют образ. 6. В какой из трёх частей стихотворения используется такой троп, как   эпитет, почему именно в этой части? 7. Какое слово и с какой целью повторяется? 8. Найдите примеры инверсий. Почему их так много в стихотворении? Как они создают художественный образ?   (6. Для Тютчева характерно стремление к определению главного,   конечного. Отсюда простота его выразительного эпитета: особенный – не такой, как все, не обыкновенный. Этот единственный эпитет, употреблённый во 2 части, усиливает подлежащее  стать  семантикой исключительности. А назывное предложение, окружённое тремя безличными, выделяется ещё и логически последующей паузой, обозначенной тире. 7.  Лексический   повтор   необходим   как   средство   выделения   главного   слова,   то   есть выполняет  усилительно­выделительную  функцию.   Академик   В.   Ф.   Шишмарёв   говорил   о гипнотическом влиянии повторов, которые скрыто воздействуют «на адресата в нужном для говорящего направлении. Именно поэтому фигурами повтора с античных времён пользуются, с одной стороны, ораторы и политики, с другой – поэты». 8. Инверсия служит для выделения слова:  умом… не понять, аршином… не измерить. Она создаёт 2 полюса напряжения, пульсации мысли:  ум, общий аршин, то есть стандарт, бездушие – Россия, то есть гармония, душа, вера.  Вывод:  эмоционально­смысловая   насыщенность   образа   возникает   благодаря выразительному   эпитету,   гипнотическому   влиянию   повторов   и   инверсиям, создающим полюса напряжения мысли.  Слайд 8) Звукопись – художественно­выразительное применение звуков языка.    «Ритмико – звуковая организация художественного образа» Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости,  что в нём ни одно слово,  ни один звук не может замениться другим звуком... Белинский В.Г.  9. Какой гласный звук преобладает как во всём стихотворении, так и в одной из строк? Почему именно в этой? Как называется этот приём? Для чего поэт его использует? 10. Какие согласные преобладают и как это формирует образ? 11. Какой стихотворный размер использует поэт и почему? Как тип и способ рифмовки влияет на создание образа?    (9.  Гласные   звуки   используются   по­разному:   А   создаёт   ощущение   раздолья,   У   – мрачности, О – бесконечности. Обратите внимание на ассонанс в ключевой характеристике особенная   стать:  явное   преобладание   А   –   О   рождает   ощущение   раздолья,   простора, бесконечности. Также выразительно нагнетание гласного О в последнем стихе: это интенсивный ассонанс, дающий элегический ключ к мелодии стихотворения. В целом же доминирует звук О (их 10), из них половина – в последнем стихе. По количественному признаку в стихотворении 10 О, 7 Е, 6 И: именно эти гласные создают звуковой образ ключевых слов РОссИя и вЕрИть. 10. Аллитерации создаёт звуковой образ слова: взрывные П,Б, Т, К, поддерживают ритм, а сонорные   М,   Н   придают   фразе   напевность,   музыкальность,   делая   речь   благозвучной. Преобладают сонорные: их 14, а взрывных 10. 11. Важнейшим элементом лирического произведения является стих, то есть сочетание ритма, интонации, рифмы, размера. Всё это, взаимодействуя, рождает художественный образ.  Стихотворение   написано   ямбом,   придающим  энергию,   динамизм;  кстати,   это излюбленный тютчевский размер (из 230 стихотворений 125 написаны ямбом). По форме это одический четырёхстопник, который ввёл в русскую поэзию М.В.Ломоносов. Автор   использует  характерное   для   русской   поэзии   чередование  женской   и   мужской рифмы,   согласованность   которой   рождает   внутреннюю   стройность   стиха.   Тип   рифмовки накладывает   свой   эмоциональный   оттенок   на   стихотворную   речь.  Перекрёстная   рифма соответствует развитой, связной речи, этот тип рифмовки характерен для русской поэзии.) Вывод:  художественный   образ   создаётся   интенсивным   ассонансом   и музыкальной   аллитерацией,   дающими   элегический   ключ   к   мелодии   стиха.   Автор использует характерные для русской поэзии способ и тип рифмовки.   Слайд 9)    Мы убедились, что все уровни языка создают и развивают художественный образ... Но образ чего? Если России, то какая она? По определению автора, особенная. И это аксиома: развития образа нет. А если это не образ России, то образ чего?  Вернёмся к проблеме урока:  в основе стихотворения Тютчева: чувство мыслящее или   мысль   чувствующая?  С   первого   слова   в   стихотворении   –    мгновенное   развитие   … (мысли).  В.Ф. Ходасевич утверждал: «Всю жизнь он тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за её стройностью. Но своего истинного и исключительного  величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять».   Итак, в стихотворении развивается  образ мысли о России, мысли,  по определению И.Аксакова,    чувствующей и живой. Возвращаясь в Россию из заграничного путешествия, Тютчев писал жене: «Я не без грусти расстался с гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтоб вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины...» Ни в коей мере не закрывая глаз на тёмные и больные стороны современной ему действительности, поэт всё более верил в неиссякаемые нравственные   основы   русского   народного   бытия   и   сознания.     По   утверждению   философа В.С.Соловьёва, «для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры».   И в наше время нет ничего более актуального и жизнеутверждающего, чем вера в Россию.

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
Скачать файл