Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"
Оценка 4.7

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 35 (96). Лирика А. Т. Твардовского.rtf
Урок 35 (96). Лирика А. Т. Твардовского Цель урока:  показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Эпиграф: завете...» «Вся   суть   в   одном­единственном А. Т. Твардовский Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение   лирических   стихотворений   Твардовского,   их   краткий   анализ   с   точки зрения   традиции.   Отмечаем,   что   любимыми   поэтами   Твардовского   были   Пушкин   и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»). II. Слово учителя Творчество   Твардовского   всегда   опиралось   на   народную   традицию,   его   стихи внешне   просты,   демократичны,   понятны   читателю.   Своей   задачей   поэт   считал художественное   постижение   народной   жизни,   народной   души,   поэтому   главный   герой лирики поэта — человек из народа. Его стихи 30­х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». Но все же «Сельская хроника» выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям,   вниманием   и   любовью   к   ним.   И   в   жанровом   отношении   стихи   приближены   к народной   традиции.   Например,   стихотворение   «Не   стареет   твоя   красота»   напоминает величальную песню: Честь великая рядом с тобой В поле девушке стать молодой. Всюду славят тебя неспроста —  Не стареет твоя красота. А в стихотворении «Катерина» интонации причитания, плача: Вдруг две бабы в толпе по­старинному заголосили: — А куда ж ты, Катя, уходишь от нас... Главным настроением стихотворений является оптимизм, даже если речь идет об отпевании (стихотворение «Ивушка».) Твардовский   замечал,   конечно,   многочисленные   страдания   и   беды,   которые принесла   народу   коллективизация.   Порой   в   его   произведениях   звучали   совсем   не идиллические мотивы. Стихотворение «Братья» (1933) завершалось вопросом: «Что ж ты, брат?   /   Как   ты   брат?   /   Где   ж   ты,   брат?   /   На   каком   Беломорском   канале?».   Однако преобладает оптимистичный тон: Счастлив я. Отрадно мне С мыслью жить любимой, Что в родной моей стране Есть мой край родимый.                                 «Станция Починок», 1936 Стихотворения, составившие фронтовую хронику (а Твардовский участвовал и в финской,   и   в   Великой   Отечественной   войнах),   разнообразны   по   жанру.   Это   и публицистические стихотворные призывы — «Настанет срок народ­герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара — она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй,   родная,   смоленская,   /   Сторона   деревенская,   /   Эй,   веселый   народ,  /   Бей!   /   Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»),   и   картины   солдатского   быта   («Спичка»,   «Армейский   сапожник»).   Эти стихотворения сыграли свою роль в годы войны. Но непреходящее значение имеет лирика военных   лет,   тяготеющая   к   напряженному   раздумью,   к   углубленности,   лаконичности формы.   Таково   стихотворение   «Две   строчки»   (1943)   —   воспоминание   о   финской «кампании»: Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу, —  Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу. Твардовский   в   эти,   да   и   последующие   годы   видел   предназначение   поэта   в сохранении   памяти,   в   продолжении   общего   дела,   за   которое   отданы   жизни   солдат, чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья,   неизбывное   ощущение   как   бы   себя   в   них,   а   их   в   себе».   Это   стало   главным мотивом его послевоенной лирики. III. Чтение и анализ стихотворений Читаем стихотворение «Я  подо Ржевом»  (желательно иметь  тексты на каждой парте). Написано оно сразу после войны, в 1945­46 годах и первоначально имело другое название — «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой», стала   символом   трагически   и   просто   оборвавшихся   жизней.   Твардовский   в   статье   «О стихотворении  «Я убит  подо Ржевом»  пишет, в частности, о двух запомнившихся  ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером­фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения. — Кто лирический герой стихотворения? (Повествование   ведется   от   имени   погибшего   воина,   этим   подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.) — В чем сила этого стихотворения? (Автор   с   документальной   точностью   в   первой   же   строфе   указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге. Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно: Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва И ни дна ни покрышки. От  человека  не  осталось  ничего:  «Ни  петлички,  ни лычки /  С  гимнастерки моей» нет и могилы — на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез — он растворен в природе: Я — где корни слепые Ищут корма во тьме, Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе... Он   по   ту   сторону   земной   жизни,   но   и   там   его   волнует,   «Наш   ли   Ржев наконец?» Он призывает живых: Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье Эта кара страшна. Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, — / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.) IV. Слово учителя Память   войны   всю   жизнь   не   оставляла   Твардовского.   В   1966   году   написаны строки: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе —  Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, —  Речь не о том, но все же, все же, все же... В этом трижды повторенном «все же» — и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат. В стихотворениях послевоенных лет звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей   народной   жизни   и   истории.   В   стихотворении   «Космонавту»   (1961)   Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает: Так отразилась в доблести твоей И доблесть тех, чей день погас бесценный Во имя ваших и грядущих дней. В   стихотворениях   «Новосел»,   в   цикле   «Памяти   матери»   происходит переосмысление   роли,   которую   сыграла   коллективизация   и   раскулачивание   в   судьбе страны,  ставшие   трагическим   переломом  в  жизни   миллионов  людей.  В  стихотворениях цикла — чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой. В конце 60­х годов   трагические   краски   в   лирике   сгущаются,   звучат   мотивы   подведения   итогов, прощания.   Но   и   тут   поэт   сохраняет   иронический   взгляд:   «Справляй   дела   и   тем   же чередом / Без паники укладывай вещички». Пересматривая   критически   свою   жизнь,  свое   творчество,   поэт  имеет   мужество признавать свои ошибки, мужество противопоставить свое «Я» официальному мнению. В стихотворении 1956 года «Моим критикам» он пишет: Все учить вы меня норовите,  Преподать немудреный совет. Чтобы пел я, не слыша, не видя, Только зная: что можно, что нет... Но нельзя не иметь мне в расчете, Что потом, по прошествии лет, Вы же лекцию мне и прочтете: Где ж ты был, что ж ты видел, поэт? Самостоянье   творческой   личности   —   в   стихотворении   «Вся   суть   в   одном­ единственном завете...» — эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу». Поэтическим и гражданским осмыслением трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины, явилась поэма «По праву памяти», написанная в конце жизни (1966 —1969). Она откровенна автобиографична, исповедальна и подводит итог многолетним трудным размышлениям поэта. Афоризмами стали строки: Кто прячем прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору! Лирический   герой   Твардовского   плоть   от   плоти   своего   народа,   сын   своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но   он   и   не   снимал   своей   вины   за   все   —   за   простодушную   наивность,   за   иллюзии,   за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта. V. Проверочная работа (по вариантам или по карточкам) — см. Приложение в конце книги Домашнее задание Подготовка к сочинению по творчеству А. Т. Твардовского.

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"

Конспект урока "Лирика А.Т. Твардовского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018