Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
11.03.2018
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Публикация является частью публикации:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Никитин Русь.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа   с.Чудиново Орловского района Кировской области Конспект урока  «Литературное чтение»  Предметная область «Филология» для 4 класса  УМК «Школа России»                          Урок   разработан   на   основе   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   и   авторской программы    Л.Ф.   Климановой,   М.В.Бойкиной,   В.Г.   Горецкого, М.В. Головановой.   Составитель  урока:  Зонова Н.Н., учитель   начальных классов высшей квалификационной категории 1 2017г. Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».                        Образ Родины в поэтическом тексте. Цель для учителя: обучение основам анализа произведения. Задачи: Обучающие:  познакомить   со   стихотворением   «Русь»   И.С.Никитина;   учить понимать поэтические произведения о Родине; Развивающие:  создать   мотивационную   основу   для   восприятия   учебного материала,   развивать   навык   осмысленного   чтения,  развивать   память,   речь, образное и логическое мышление; Воспитательные: воспитывать патриотические чувства; побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции. Цель для ученика:  формирование умений выразительного чтения и   анализа произведения Планируемые результаты: предметные:  воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аудиоприложения к учебнику, осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором; Регулятивные  –   умения   эмоционально   откликаться   на   произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока,   планирование   действий   по   выполнению   задач   урока),   корректировать свою деятельность.  Познавательные – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова,   видеть   картины   Родины,   создавать   свой   текст   на   основе   ключевых выражений,  сопоставлять  и отбирать информацию;  2 Коммуникативные  –   осмысление   правил   взаимодействия   в   группе   и   паре, деление   полномочий   в   группе   и  паре   при   выполнении   заданий;   пользоваться словарем, слушать и слышать других. личностные: чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к  совершенствованию собственной речи; умение оперировать понятиями «любовь  к Родине, к родному краю», «гордость за свою страну», уважение к языку,  культуре Ресурсы:  Информационный материал: Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М. «Просвещение» 2014,  М.В. Бойкина Л.А. Виноградская  Литературное чтение «Рабочая  тетрадь» Москва «Просвещение» 2016, Толковый словарь,  Словарь антонимов   и   синонимов,   раздаточный   материал   –   карточки   с   заданием   для работы в парах и группах, методическая литература для учителя С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Школа России»). Демонстрационный материал:  выставка книг о Родине, картины художников  с изображением просторов нашей Родины Интерактивный материал и оборудование: интерактивная доска, компьютер,  проектор, интерактивная презентация,  видеоклип песня «С чего начинается,  Родина?»,  аудиоприложение к учебнику Л.В.Климанова Литературное чтение  часть 2 М. «Просвещение» 2014 Технологии, ориентированного,   используемые   на   уроке:   технология   личностно­   развивающего   проблемного   обучения;   технология оценивания   образовательных   достижений   (учебных   успехов),   здоровьесберегающих   технологий,  информационные   и   коммуникативные   технологии   элементы технология   деятельностного   метода;   технологии;     элементы  проектной 3 ХОД УРОКА.          I. Организационный  момент.  1) Создание психологического комфорта на уроке.  Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Подумайте: как хорошо, что мы все здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.   Глубоко   вдохните   и   выдохните.   Выдохните   обиду,   беспокойство, вдохните   чистый   воздух,   тепло   ваших   сердец.   Я   желаю   вам   хорошего настроения.   (доска)  «Пусть в сердце навсегда поселится добро» 2. Постановка задач урока.     Фронтальная беседа:      ­ Любите ли вы, когда вам читают вслух?  ­Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? (Конечно, не всякое, а только выразительное).  ­Чем же оно отличается от простого чтения вслух? …  ­Прежде всего, тем, что выразительное чтение хочется слушать. А почему? Потому,   что   чтец   так   умеет   передать   голосом   смысл   читаемого,   что   мы   не только   слышим,   что   он   произносит,   но   и   видим,   представляем   в   своём воображении   всё,   о   чём   рассказывается   в   тексте.   Мы   смеёмся   и   грустим, радуемся   и   огорчаемся,   сочувствуем   героям   и   переживаем   всё   с   ними происходящее, словом, как бы становимся участниками событий. Значит,   если   ты   хочешь,   чтобы   тебя   слушали,   надо   уметь   читать выразительно.   Но   умение   не   приходит   само   собой,   умение   –   это   результат учения.  Работая   на  уроке,  мы   будем   учиться...?  Презентация (приложение) Слайд 2        Дети: говорить и читать выразительно.                           А для этого учиться понимать произведение. 4 ­ А что это значит?     (представить героев, картины, увидеть их;     понять чувства героев и автора произведения;   осознать свои чувства, выразить своё отношение к героям и событиям).   Будем не просто вдумчивым читателем, но и читателем критиком                               ВЧ­ЧК   (доска) ­ Какие инструменты чтеца помогут, чтобы мы могли радовать слушателей своим  чтением?  (дыхание, голос, дикция) 3. Речевая разминка.   Слайд 3  Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст. ­ Прочитайте стихотворение  и вслушайтесь в свой голос: (про себя, шёпотом, с интонацией восхищения)  Родина. Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. У реки берёзка­скромница и ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор. Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна!                                                                З. Александрова ­ О какой Родине говорит нам автор? ­ Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете? ­Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия)          ­Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет. Растет. А потом  узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самая большая страна в мире. Это страна с древней историей.  С первых дней жизни нас окружают родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники... II. Целеполагание и мотивация  Проблемный вопрос: Что включает в себя слово «Родина»?   Слайд 4  5 Видеоклип  «С чего начинается Родина?»   (Приложение) ­Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  Сформулируйте задачи урока, тему. ­Правильно,   о   Родине,   о   нашем   доме   —   России.     Мы   должны  понять, почувствовать, что мы сами – россияне           ­Что для вас значит Родина? Родина – это страна, в которой мы родились и живем.   Наша Родина – это бескрайние просторы  лесов, полей, морей и рек.  Это земля, на которой жили, трудились наши бабушки и дедушки.  Земля, которую наши прадеды защищали от врагов.  Родина – это наш край, наше село.  Родина – это место, где живу я и мои  родные. Это место, где стоит наша школа.  Это место, по которому люди скучают, находясь в  чужой стороне. ­   В   большой   стране   у   каждого   человека   есть   свой   маленький   уголок   –село, деревня родился. улица, город, дом,   где   он     или       Это наша «малая Родина» ­ земля, на которой мы живем, любим, радуемся. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина, Что значит Родина   для поэта И.С.Никитина? Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Слайд 5  III. Актуализация знаний. 1) Проверка   домашнего   задания.   Проект   Мальцевой   Дарьи     «России скромный уголок»  (Приложение 1)  ­ Внимательно послушайте. Подумайте, какие чувства владели Дашей, когда она писала сочинение. Какие чувства возникли у вас?                   Презентация «России скромный уголок» (Приложение) 6 У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой огромной Земле – местечко, которое нужно любить, защищать, куда тянет прийти вновь и вновь. Каждый должен знать свои корни, свою историю, свои традиции.     Для меня – это маленькая скромная деревенька Барабаны, прилегающая к Кузнецам. Здесь   жили   и   растили   своих   детей   мои   прадедушка   Дмитрий   Григорьевич   и прабабушка Августа Федоровна, здесь прошли годы детства и юности   моих родных.   Когда – то они в память о себе и деревне посадили эти тополя и черемухи,   теперь   это   уже   могучие   деревья,   которые   напоминают   о   том незабываемом времени.       Здесь красиво во все времена года.   Иногда стоит невообразимая тишина, а чаще это шум ветра, шелест листвы, пение птиц. На полях,   поднимаясь   в   небо,   трепеща   крылышками,   заливаются   жаворонки,   а потом их сменяют своей трелью соловьи.          Встанешь на пригорок – диву даешься! Какие поля. Какой простор! Рядом лес, где грибы, ягоды.  Все это Родина моя,  земля моя родная!   Посмотрите   на   эту   вековую   ель,   полюбуйтесь   вместе   со   мною,   протянула раскидистые лапы, приветствует всех. А дальше березовая роща.               Стоят белые красавицы, шелестят своими листочками, тихо, неслышно падают на землю золотисто – оранжевые листья. До того налились и пропитались солнцем,   что   к   осени   стали   сами   как   солнышки.     Обнимешь   березку, прижмешься к ней, поделишься сокровенной тайной и на душе легко, отрадно.                Ниже открывается полянка, где собирается вся наша большая семья. Весной здесь распускаются купальницы, от их красоты нельзя оторвать глаз, а какой они источают аромат. Дышишь – не надышишься.          В овраге журчит речка Семушка. Бежит в ней светлая холодная вода, т. к. бьют ключи, когда – то прабабушка полоскала здесь белье.    А вот и родник. По словам родных,   БРАЛИ ЭТУ ВКУСНУЮ ВОДИЦУ, СТАВИЛИ САМОВАР, 7 ПИЛИ ЧАЙ. Родник существует давно.  Я уверена, что он сохранится и напоит любого, будь то грибник или просто прохожий. Когда я вырасту,   никогда не буду скрывать, откуда я родом. А если волею судьбы занесет меня далеко от родного дома, то я точно знаю, что буду ужасно тосковать по родным местам, потому что они всегда будут греть мою душу. заставлять ее цвести. 2)  Беседа и вывод: Что значит для Даши Родина? 3) ­Прочитайте, что такое родина для Константина Ушинского: Слайд 6   «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Ответьте на вопросы:    ­ Что такое Родина для К.Ушинского? Слайд 7 Подберите синонимы к слову «Родина» (Отечество, Россия, Отчизна, Русь). IV. Работа по теме урока.  Первичное усвоение материала. Физкультминутка.  ( Песня – игра с движениями  «Если весело живётся»)                     Слайд 8.                                                                     (Приложение) Слайд 9. Русским читателям 19 века имя поэта И.С.Никитина  стало известно  после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт­самоучка сразу стал  знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в  сердце каждого русского человека. Попробуем разобраться, понять, почему это  стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. 1)Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина. Слайд 10.  Сообщения учащегося об авторе. 8 Иван Саввич Никитин родился 3 октября в 1824г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Отец его был купцом­владельцем свечного завода. Учился в Воронежском   духовном   училище,   но   не   закончил   его,   т.   к.   отцу   грозило разорение, и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни   взял   на   себя   маленький   Иван   Саввич.   Ему   пришлось   очень   много работать, чтобы заработать на хлебушек.   Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.               Умер   Иван   Саввич   Никитин   28   октября   1861г.   В   г.Воронеже. 2)Слушание стихотворения.. – Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели  поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас? (аудиоприложение к учебнику) (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою  Родину, за ее героический народ. (Приложение 2) 3)Словарная работа..   ­ Объясни значение слов: ( самостоятельная работа в парах на карточках с  использованием словаря со следующей проверкой)  1 пара: Найдите  значение слов во втором столбике и соедините слово с его  значением? Шатер – высокая крыша. ( словарь) Нива – засеянное поле. 9 Мурава – молодая трава. Державная – государственная. Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству.  Курган – древний могильный холм. Брань – война, битва.  2 пара: ­ Подбери синонимы (словарь синонимов в учебнике В.П.Канакиной  Русский язык 1 часть 4 класс) Белый – молочный, белоснежный, белёсый, бледный. Чёрный – тёмный, агатовый (глаза), вороной (конь), смоляной (волосы) Родной – родимый, отчий, отеческий Простор ­ ширь, даль, раздолье. 3 пара: ­ Подбери антонимы: Глушь – звон.         Святой – грешный, греховный.       Слава­ бесславие,  позор(словарь).   Слайд 11 Проверка: Слово на интерактивной доске, значение зачитать, оно  выходит на доску, контроль остальных групп  V. Осознание и осмысление информации. – Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это  стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал  его былинным стихом) –Неслучайно, чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины  воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи,  горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя  приемы, присущие народной поэзии. VI. Первичное закрепление учебного материала. Чтение стихотворения детьми по частям. Работа над содержанием. 10 ­ Стихотворение важное, гордое, величавое. Иван Савич Никитин выделяет 3  части в тексте. Выберите тот вариант плана, который вы считаете наиболее  удачным? (два варианта на доске)  ­ Найдите и прочитайте первую картину. ­ Как удаётся автору описать бескрайние просторы русской земли? – Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность). – Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины  рисует картины суровой Арктики. ­ Как называется это явление в природе,  которое изображено на с.130? Слайд 12 (Поэт описывает северное сияние , об этом природном явление ходят легенды. Например  индейцы считают, что огни от северного сияния. это отблески от фонарей, с которыми  танцуют  души умерших охотников. ) ­ Какие литературные приёмы он использует?  (сравнение, олицетворение) ­ Начиная с четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для  фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух;  море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча  темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая...) ­ О каких трудных временах говорит автор во второй части? Вспомните уроки  окружающего мира. Прочитайте по цепочке по столбикам. – О каких победах Руси вспоминает поэт? (Нашествие татаро­монгольского ига,  война с Польшей, война с французами) ­Как называет он врагов и битву ? (Туча чёрная, гость незваный, гроза, кровавый  пир) – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в  единстве, на борьбу поднялся весь народ) ­  Третья заключительная часть. Как её нужно прочитать? Почему? (Здесь поэт  пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней). ­ Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё произведение? Почему так думаешь? 11 ­ Творческая работа с пословицами: (работа в группе) (Приложение 3) «Собери пословицу» Самоконтроль (интерактивная доска) Слайд  13 Родина – мать, умей за неё постоять. Нет в мире краше Родины нашей. Велика русская земля­ а везде солнышко. Выбери пословицу, которая по своему содержанию подходит к произведению  И.С Никитина «Русь». Докажи.   VII. Информация о домашнем задании (дифференцированное) Слайд 14 Оцените свои силы и выберите задание по силам: – Выразительное чтение стихотворения; – первую часть выучить наизусть ­ рассказать о Родине, используя прочитанное произведение и собственные  мысли. VIII.   Подведение итогов урока. Рефлексия. – С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор? – Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине)  ­ Что значит для И.С.Никитина Русь? ­ Какие чувства воспитывает в читателе? Прочитайте. (Последние 2 строфы) ­ Как может проявиться любовь к Родине? Слайд   15.   ­Какую   пользу   мы,   как   настоящие   россияне,     можем   принести Отечеству?  (Хранить мир в семье. Заботиться о друзьях, так как семья­основа государства, друзья ­ часть Родины, когда мы едины – мы непобедимы) Рефлексия:  Слайд 16  Чему мы учились?  Что вас удивило?  Зачем нам нужен этот урок? 12  Что вы считаете нужным запомнить? Самооценка: Соедини правильные высказывания : Слайд 17                 могу                 простить обиду           сестрёнку братика Я            не должен          защитить                    себя                должен              вступиться за              Родину                                           мстить за                     другу, подруге Оценка деятельности детей: Активно работали… Красиво и правильно выражали свою мысль… Внимательно слушали своих одноклассников… Показали, какими внимательными читателями и читателями критиками могут быть… Вывод: ­  Ребята, мы все разные, но мы все вместе живем,   учимся, трудимся и гордимся своей   Родиной — нашим общим домом ­ Россией.   Слайд 18. (читаем хором)   Берегите Россию, без нее нам не жить.                            Берегите ее, чтобы вечно ей быть                             Нашей правдой и силой,                            Всею нашей судьбой                                Берегите Россию ­ нет России другой! 13

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018