Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
11.03.2018
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта урока.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения Учитель: Зонова Нина Николаевна Должность: учитель начальных классов Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с. Чудиново Предмет: Литературное чтение Класс: 4  Тема урока: И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. УМК: «Школа России» Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Формы   организации   деятельности:   дифференцированная  Методы обучения:    фронтальная;     работа   в   парах;     работа   в   группах;   индивидуальная; частично   –   поисковый,   проблемного   изложения,   стимулирования,   сочетание   словесных   и   наглядных,   контроля   и самоконтроля (метод активизации усвоения знаний), дискуссия,  беседа, видеометод, демонстрация   Цель для учителя: обучение основам анализа произведения. 1 Задачи: Обучающие: познакомить со стихотворением «Русь» И.С.Никитина; учить понимать поэтические произведения о Родине; Развивающие:  создать   мотивационную   основу   для   восприятия   учебного   материала,   развивать   навык   осмысленного чтения, развивать память, речь, образное и логическое мышление; Воспитательные:  воспитывать   патриотические   чувства;   побуждать   учащихся   к   осмыслению   общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции. Цель для ученика: формирование умений выразительного чтения и  анализа произведения Планируемые результаты: предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аудиоприложения к учебнику, осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором; метапредметные:  Регулятивные  – умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение   темы,   цели   и   задач   урока,   планирование   действий   по   выполнению   задач   урока),   корректировать   свою деятельность.  Познавательные – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых выражений,  сопоставлять  и отбирать информацию;  2 Коммуникативные  – осмысление правил взаимодействия в группе и паре, деление полномочий в группе и паре при выполнении заданий; пользоваться словарем, слушать и слышать других. личностные: чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; умение оперировать понятиями «любовь к Родине, к родному краю», «гордость за свою страну», уважение к языку, культуре, истории; Технологии, используемые на уроке: технология личностно­ориентированного, развивающего проблемного обучения; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),   элементы здоровьесберегающих технологий, технология деятельностного метода; информационные и коммуникативные  технологии;  элементы проектной технологии Ресурсы:  Информационный материал: Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М. «Просвещение» 2014,   М.В. Бойкина Л.А. Виноградская  Литературное чтение «Рабочая тетрадь» Москва «Просвещение» 2016, Толковый словарь, Словарь антонимов и синонимов, раздаточный материал – карточки с заданием для работы в парах и группах, методическая литература для учителя С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Школа России»). Демонстрационный материал:  выставка книг о Родине, картины художников с изображением просторов нашей Родины 3 Интерактивный материал и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, интерактивная презентация,   видеоклип песня «С чего начинается, Родина?»,  аудиоприложение к учебнику Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М. «Просвещение» 2014 Этап урока Орг. момент. Создание  психологического  комфорта 1 мин Постановка задач 1 мин ХОД УРОКА Деятельность учителя  Организует начало урока Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.  Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и  удачи. Подумайте: как хорошо, что мы все здесь сегодня вместе.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и  выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, вдохните чистый  воздух, тепло ваших сердец. Я желаю вам хорошего настроения.    (доска)  «Пусть в сердце навсегда поселится добро»        Ведёт   фронтальную беседу:­ Любите ли вы, когда вам читают вслух? Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? ­Чем же оно отличается от простого чтения вслух? …  А почему? Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо уметь   читать   выразительно.   Но   умение   не   приходит   само   собой, умение   –   это   результат   учения.   Работая   на   уроке,   мы   будем учиться...?         ­   А для этого учиться понимать произведение. ­ А что это значит?        Будем не просто вдумчивым читателем, но и читателем критиком ВЧ –ЧК 4 Формируемые УУД Личностные:  самоопределение. Деятельность учащихся Подготовка к работе. Самонастрой Улыбнуться (мы расстаемся  со своими недостатками) Выдыхают Вдыхают. Ответы на вопросы Формулировка задач урока Регулятивные:  целеполагание. Определение цели учебной  деятельности. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками Речевая разминка 5 мин  Проводит речевую разминку  Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь текст. Прочитайте стихотворение  и вслушайтесь в свой голос:(про себя, шёпотом, с интонацией восхищения) Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт Родина. Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. У реки берёзка­скромница и ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор. Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна!                                                                З. Александрова ­ О какой Родине говорит нам автор? ­   Верно,   у   человека   есть   большая   и   малая   Родина.   Как   вы   это понимаете? ­Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия) Вывод:      ­Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет. Растет. А потом  узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самая большая страна в мире. Это страна с древней историей.  С первых дней жизни нас окружают родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники... Выполняют упражнения Через индивидуальное и  хоровое чтение: развивали речевой аппарат; учились   брать   правильное дыхание; учились   управлять   своим голосом, темпом речи;. навык совершенствовали беглого   и   выразительного чтения   Предметные:  осознанно, правильно,  выразительно читать  вслух Личностные: стремление к  совершенствованию  собственной речи Целеполагание и мотивация 5 мин. Проблемный вопрос: Что включает в себя слово «Родина»?                      Видеоклип  «С чего начинается Родина?» ­Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  Сформулируйте задачи урока, тему. ­Правильно, о Родине, о нашем доме — России.  Мы должны понять, почувствовать, что мы сами – россияне           ­Что для вас значит Родина?  Что значит Родина  для поэта И.С.Никитина? Наша задача сегодня  на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло  Ведут беседу с учителем Смотрят видеоклип, наглядно­чувственное  ознакомление Формулируют тему и задачи  урока Рассуждают, делают выводы Личностные: самопроверка,  оценивание своего  ответа.  Познавательные: анализ объектов с целью выделения  признаков. 5 отклик в душах многих россиян. Актуализация знаний 7 мин 1) Проверка   домашнего   задания.   Проект   Мальцевой   Дарьи «России скромный уголок» Фронтальная беседа 2)­Прочитайте, что такое Родина для Константина Ушинского:   «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Ответьте на вопросы:    ­ Что такое Родина для К.Ушинского? Слушают, оценивают, делают  вывод: ­Что значит Родина  для Даши? Читают отрывок  К.Ушинского о Родине,  обобщают Подбирают синонимы к слову Родина (Россия, Отечество,  Русь) Работа по теме урока. Первичное усвоение материала  мин 7 мин 1)Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина. 2)Организует слушание стихотворения с аудиоприложения к  учебнику Литературное чтение 4 класс 3) Беседа по первичному усвоению содержания. 4)словарная работа 1 пара: Найдите  значение слов во втором  столбике и соедините слово с его значением? Шатер Нива Мурава Державная Казна Курган Брань 2 пара: ­ Подбери синонимы (словарь синонимов в учебнике  В.П.Канакиной Русский язык 1 часть 4 класс) Белый – молочный, белоснежный, белёсый, бледный. 1)Сообщение об авторе  Беляевой П. 2) слушание стихотворения  И.С.Никитина Русь 3)отвечают на вопросы,  делятся впечатлениями 4)самостоятельная работа в  парах  по карточкам с  использованием словаря со  6 Предметные:  воспринимать на слух  текст в исполнении  учащихся Личностные: ориентация в  социальных ролях и  межличностных  отношениях. Регулятивные: поиск и выделение  необходимой  информации, умение  строить речевое  высказывание; умения эмоционально  откликаться на  произведение  литературы Предметные:  воспринимать на слух  текст  Регулятивные: умения эмоционально  откликаться на  произведение  литературы Коммуникативные: умение работать в Чёрный – тёмный, агатовый (глаза), вороной (конь), смоляной  (волосы) Родной – родимый, отчий, отеческий Простор ­ ширь, даль, раздолье. 3 пара: ­ Подбери антонимы: Глушь – звон.         Святой – грешный, греховный.       Слава­  бесславие, позор(словарь).   Учитель   предлагает   озвучить   результаты   работы   представителям каждой группы. Организует выполнение физкультминутки  для снятия усталости 1)Знакомит с былинным стихом 2)Организует чтение стихотворения детьми. 3) Выполняет роль организатора сотрудничества, управляющего  поисковой работой учащихся, над развитием субъектного опыта и  определением главной мысли произведения, формированием  внимания к авторскому слову и понимания его ёмкости,  развитием  речи. следующей проверкой на  интерактивной доске Песня – игра с движениями   «Если весело живётся» Слушают объяснение  учителя; ответы на вопросы по  содержанию; выборочное чтение; перечитывание эпизодов; чтение по цепочке; выполнение творческих  заданий: выбор плана  к  тексту; поисковое чтение; работа с иллюстрациями; Физминутка. 1 мин Работа по теме урока.  Осознание и осмысление информации Первичное закрепление учебного материала 10 мин Творческая работа  Организует творческую работу с пословицами: (карточки,  2 мин интерактивная доска) работа в группе «Собери пословицу»  Самоконтроль  7 группе,  взаимодействуя с  товарищами, деление  полномочий в группе и паре при выполнении  заданий; Личностные: стремление к  совершенствованию  собственной речи Предметные: видеть языковые  средства,  использованные  автором Познавательные: умения анализировать  лирический текст,  находить опорные  слова, видеть картины  Родины, создавать  свой текст на основе  ключевых выражений,  сопоставлять  и  отбирать информацию Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. Родина – мать, умей за неё постоять. Нет в мире краше Родины нашей. Велика русская земля­ а везде солнышко. Дома и стены помогают. Информация о домашнем задании 1 мин Предлагает детям дифференцированные задания. – Выразительное чтение стихотворения; – первую часть выучить наизусть ­ рассказать о Родине, используя прочитанное произведение и  собственные мысли. (интерактивная доска) Выбирают пословицу,  которая по своему  содержанию подходит к  произведению И.С Никитина  «Русь». Доказывают  Оценивают свои силы и  выбирают задание по силам Подведение итогов. 2 мин Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией  Выявление и формулирование основной идеи произведения. Отвечают на вопросы,  Высказывают и  обосновывают свою точку  зрения. Рефлексия. 1 мин Организует подведение итогов деятельности по достижению целей  Чему мы учились?  Что вас удивило?  Зачем нам нужен этот урок?  Что вы считаете нужным запомнить? Оценивают степень своего  участия Самооценка. Соедини правильные высказывания: Делают выбор 1 мин                 могу                 простить обиду           сестрёнку братика 8 Познавательные:  умение осуществлять  сравнение,  классификацию по  заданным критериям. Познавательные:  Воспроизводить по  памяти информацию,  необходимую для  решения учебной  задачи. Личностные: умение оперировать  понятиями «любовь к  Родине, к родному  краю», «гордость за  свою страну». Коммуникативные: умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли.  Личностные:   нравственно­этическая ориентация, Оценка деятельности детей 1 мин Я            не должен          защитить                    себя                должен              вступиться за              Родину                                           мстить за                     другу, подруге Активно работали… Красиво и правильно выражали свою мысль… Внимательно слушали своих одноклассников… Показали, какими внимательными читателями и читателями  критиками могут быть… Спасибо вам за урок                     Берегите Россию, без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть  Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию ­ нет России другой! способность к  самооценке своих  действий, поступков Личностные: соотношение своей  части работы с общим  замыслом. 9

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"

Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018