ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
литературного чтения
Учитель: Зонова Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Чудиново
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы организации деятельности:
дифференцированная
Методы обучения:
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах; индивидуальная;
частично – поисковый, проблемного изложения, стимулирования, сочетание словесных и наглядных, контроля и
самоконтроля (метод активизации усвоения знаний), дискуссия, беседа, видеометод, демонстрация
Цель для учителя: обучение основам анализа произведения.
1 Задачи:
Обучающие: познакомить со стихотворением «Русь» И.С.Никитина; учить понимать поэтические произведения о Родине;
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать навык осмысленного
чтения, развивать память, речь, образное и логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства; побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих
ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции.
Цель для ученика: формирование умений выразительного чтения и анализа произведения
Планируемые результаты:
предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аудиоприложения к учебнику, осознанно,
правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором;
метапредметные:
Регулятивные – умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока
(определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), корректировать свою
деятельность.
Познавательные – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать
свой текст на основе ключевых выражений, сопоставлять и отбирать информацию;
2 Коммуникативные – осмысление правил взаимодействия в группе и паре, деление полномочий в группе и паре при
выполнении заданий; пользоваться словарем, слушать и слышать других.
личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение
оперировать понятиями «любовь к Родине, к родному краю», «гордость за свою страну», уважение к языку, культуре,
истории;
Технологии, используемые на уроке: технология личностноориентированного, развивающего проблемного обучения;
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), элементы здоровьесберегающих технологий,
технология деятельностного метода; информационные и коммуникативные технологии; элементы проектной технологии
Ресурсы:
Информационный материал: Л.В.Климанова Литературное чтение часть 2 М. «Просвещение» 2014, М.В. Бойкина
Л.А. Виноградская Литературное чтение «Рабочая тетрадь» Москва «Просвещение» 2016, Толковый словарь, Словарь
антонимов и синонимов, раздаточный материал – карточки с заданием для работы в парах и группах, методическая
литература для учителя С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др.
(«Школа России»).
Демонстрационный материал: выставка книг о Родине, картины художников с изображением просторов нашей Родины
3 Интерактивный материал и оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, интерактивная презентация,
видеоклип песня «С чего начинается, Родина?», аудиоприложение к учебнику Л.В.Климанова Литературное чтение часть
2 М. «Просвещение» 2014
Этап урока
Орг. момент.
Создание
психологического
комфорта
1 мин
Постановка задач
1 мин
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Организует начало урока
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и
удачи. Подумайте: как хорошо, что мы все здесь сегодня вместе.
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и
выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, вдохните чистый
воздух, тепло ваших сердец. Я желаю вам хорошего настроения.
(доска) «Пусть в сердце навсегда поселится добро»
Ведёт фронтальную беседу: Любите ли вы, когда вам читают
вслух? Подумайте: всякое ли чтение хочется слушать? Чем
же оно отличается от простого чтения вслух? …
А почему? Значит, если ты хочешь, чтобы тебя слушали, надо
уметь читать выразительно. Но умение не приходит само собой,
умение – это результат учения. Работая на уроке, мы будем
учиться...?
А для этого учиться понимать произведение. А что это
значит?
Будем не просто вдумчивым читателем, но и читателем критиком
ВЧ –ЧК
4
Формируемые УУД
Личностные:
самоопределение.
Деятельность учащихся
Подготовка к работе.
Самонастрой
Улыбнуться (мы расстаемся
со своими недостатками)
Выдыхают
Вдыхают.
Ответы на вопросы
Формулировка задач урока
Регулятивные:
целеполагание.
Определение цели учебной
деятельности.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками Речевая разминка
5 мин
Проводит речевую разминку
Проверь свою дикцию: проследи, ясно и чётко ли ты произносишь
текст. Прочитайте стихотворение и вслушайтесь в свой голос:(про
себя, шёпотом, с интонацией восхищения)
Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт
Родина.
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки берёзкаскромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
З. Александрова
О какой Родине говорит нам автор?
Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это
понимаете?
Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия)
Вывод:
Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется
на свет. Растет. А потом узнает, что его Родина называется Россией.
Наша Родина самая большая страна в мире. Это страна с древней
историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Потом
появляются друзья, одноклассники...
Выполняют упражнения
Через индивидуальное и
хоровое чтение:
развивали речевой аппарат;
учились брать правильное
дыхание;
учились управлять своим
голосом, темпом речи;.
навык
совершенствовали
беглого и выразительного
чтения
Предметные:
осознанно, правильно,
выразительно читать
вслух
Личностные:
стремление к
совершенствованию
собственной речи
Целеполагание и
мотивация
5 мин.
Проблемный вопрос: Что включает в себя слово «Родина»?
Видеоклип «С чего начинается Родина?»
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Сформулируйте задачи урока, тему.
Правильно, о Родине, о нашем доме — России. Мы должны понять,
почувствовать, что мы сами – россияне
Что для вас значит Родина?
Что значит Родина для поэта И.С.Никитина? Наша задача сегодня
на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло
Ведут беседу с учителем
Смотрят видеоклип,
наглядночувственное
ознакомление
Формулируют тему и задачи
урока
Рассуждают, делают выводы
Личностные:
самопроверка,
оценивание своего
ответа.
Познавательные:
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
5 отклик в душах многих россиян.
Актуализация
знаний
7 мин
1) Проверка домашнего задания. Проект Мальцевой Дарьи
«России скромный уголок»
Фронтальная беседа
2)Прочитайте, что такое Родина для Константина Ушинского:
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы
называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды
наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью –
потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.
Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная
мать – одна у него и Родина».
Ответьте на вопросы: Что такое Родина для К.Ушинского?
Слушают, оценивают, делают
вывод: Что значит Родина
для Даши?
Читают отрывок
К.Ушинского о Родине,
обобщают
Подбирают синонимы к слову
Родина (Россия, Отечество,
Русь)
Работа по теме
урока.
Первичное
усвоение
материала
мин
7 мин
1)Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина.
2)Организует слушание стихотворения с аудиоприложения к
учебнику Литературное чтение 4 класс
3) Беседа по первичному усвоению содержания.
4)словарная работа 1 пара: Найдите значение слов во втором
столбике и соедините слово с его значением?
Шатер Нива Мурава Державная Казна Курган Брань
2 пара: Подбери синонимы (словарь синонимов в учебнике
В.П.Канакиной Русский язык 1 часть 4 класс)
Белый – молочный, белоснежный, белёсый, бледный.
1)Сообщение об авторе
Беляевой П.
2) слушание стихотворения
И.С.Никитина Русь
3)отвечают на вопросы,
делятся впечатлениями
4)самостоятельная работа в
парах по карточкам с
использованием словаря со
6
Предметные:
воспринимать на слух
текст в исполнении
учащихся
Личностные:
ориентация в
социальных ролях и
межличностных
отношениях.
Регулятивные:
поиск и выделение
необходимой
информации, умение
строить речевое
высказывание;
умения эмоционально
откликаться на
произведение
литературы
Предметные:
воспринимать на слух
текст
Регулятивные:
умения эмоционально
откликаться на
произведение
литературы
Коммуникативные:
умение работать в Чёрный – тёмный, агатовый (глаза), вороной (конь), смоляной
(волосы)
Родной – родимый, отчий, отеческий
Простор ширь, даль, раздолье.
3 пара: Подбери антонимы:
Глушь – звон. Святой – грешный, греховный. Слава
бесславие, позор(словарь).
Учитель предлагает озвучить результаты работы представителям
каждой группы.
Организует выполнение физкультминутки для снятия усталости
1)Знакомит с былинным стихом
2)Организует чтение стихотворения детьми.
3) Выполняет роль организатора сотрудничества, управляющего
поисковой работой учащихся, над развитием субъектного опыта и
определением главной мысли произведения, формированием
внимания к авторскому слову и понимания его ёмкости, развитием
речи.
следующей проверкой на
интерактивной доске
Песня – игра с движениями
«Если весело живётся»
Слушают объяснение
учителя;
ответы на вопросы по
содержанию;
выборочное чтение;
перечитывание эпизодов;
чтение по цепочке;
выполнение творческих
заданий: выбор плана к
тексту;
поисковое чтение;
работа с иллюстрациями;
Физминутка.
1 мин
Работа по теме
урока.
Осознание и
осмысление
информации
Первичное
закрепление
учебного
материала
10 мин
Творческая работа
Организует творческую работу с пословицами: (карточки,
2 мин
интерактивная доска)
работа в группе
«Собери пословицу»
Самоконтроль
7
группе,
взаимодействуя с
товарищами, деление
полномочий в группе и
паре при выполнении
заданий;
Личностные:
стремление к
совершенствованию
собственной речи
Предметные:
видеть языковые
средства,
использованные
автором
Познавательные:
умения анализировать
лирический текст,
находить опорные
слова, видеть картины
Родины, создавать
свой текст на основе
ключевых выражений,
сопоставлять и
отбирать информацию
Познавательные:
умение делать выбор и
обосновывать его. Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Велика русская земля а везде солнышко.
Дома и стены помогают.
Информация о
домашнем задании
1 мин
Предлагает детям дифференцированные задания.
– Выразительное чтение стихотворения;
– первую часть выучить наизусть
рассказать о Родине, используя прочитанное произведение и
собственные мысли.
(интерактивная доска)
Выбирают пословицу,
которая по своему
содержанию подходит к
произведению И.С Никитина
«Русь». Доказывают
Оценивают свои силы и
выбирают задание по силам
Подведение
итогов.
2 мин
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской
позицией
Выявление и формулирование основной идеи произведения.
Отвечают на вопросы,
Высказывают и
обосновывают свою точку
зрения.
Рефлексия.
1 мин
Организует подведение итогов деятельности по достижению целей
Чему мы учились?
Что вас удивило?
Зачем нам нужен этот урок?
Что вы считаете нужным запомнить?
Оценивают степень своего
участия
Самооценка.
Соедини правильные высказывания:
Делают выбор
1 мин
могу простить обиду сестрёнку братика
8
Познавательные:
умение осуществлять
сравнение,
классификацию по
заданным критериям.
Познавательные:
Воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи.
Личностные:
умение оперировать
понятиями «любовь к
Родине, к родному
краю», «гордость за
свою страну».
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Личностные:
нравственноэтическая
ориентация, Оценка
деятельности детей
1 мин
Я не должен защитить себя
должен вступиться за Родину
мстить за другу, подруге
Активно работали…
Красиво и правильно выражали свою мысль…
Внимательно слушали своих одноклассников…
Показали, какими внимательными читателями и читателями
критиками могут быть…
Спасибо вам за урок
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию нет России другой!
способность к
самооценке своих
действий, поступков
Личностные:
соотношение своей
части работы с общим
замыслом.
9
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Конспект урока литературного чтения 4 класс "Никитин. Русь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.