Конспект урока литературного чтения "Г.Х.Андерсен "Русалочка" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок является первым в изучении данного произведения. В данный урок включен занимательный материал: кроссворды, викторины, индивидуальные и групповые задания, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, привития интереса к урокам литературного чтения, формирование навыков самостоятельности и умению работать в группе.Данный урок является первым в изучении данного произведения. В данный урок включен занимательный материал: кроссворды, викторины, индивидуальные и групповые задания, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, привития интереса к урокам литературного чтения, формирование навыков самостоятельности и умению работать в группе.
Иконка файла материала urok_po_chteniyu.docx
Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка»    Цели:        Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.  Задачи:                                                                                                              Развивать универсальные учебные действия учащихся:  предметные:            расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,            актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение              информационные:            развивать умения анализировать и представлять информацию  в           виде схемы, модели, рисунка              коммуникативные:              развивать социально приемлемые формы поведения;             умения  самостоятельного и совместного принятия решений;             навыков диалогового общения и социального взаимодействия.              Личностные:              формировать позитивную самооценку, самоуважение;               воспитывать целеустремленность и настойчивость.                               ХОД  УРОКА. I. Организационный  момент. ­ Пожелание удачи и успехов на уроке. II. Определение темы урока. Работа в группах. ­ Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями. Прочитайте и выполните их в группах. ­ Соберите слово. (1 группа – сказка, 2 группа – Русалочка, 3 группа ­ литературная) 1 группа – Заполните кроссворд и разгадайте ключевое слово (сказка). 2 группа – Впиши в таблицу буквы соответствующие данным цифрам. 1 А 10 И 19 С 27 Я 18 2 Б 11 Й 20 Т 29 Э 21 3 В 12 К 21 У 30 Ш 19 4 Г 13 Л 22 Ф 31 Щ 1 5 Д 14 М 23 Х 32 Ъ 13 6 Е 15 Н 24 Ц 33 Ы 16 7 Ё 16 О 25 Ч 34 Ь 25 8 Ж 17 П 26 Ы 9 З 18 Р 27 Ю 12 1 3 группа – Соберите из букв слово. (Литературная). ­ Назовите тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Русалочка».) ­ А что вы знаете о сказках? (Это произведение о вымышленных лицах и событиях. В сказках присутствует волшебство. Сказки  бывают волшебные, бытовые, о животных. Сказки бывают литературные и народные.) ­ К какому виду отнесете сказку «Русалочка»? Почему? Докажите. III. Творчество и жизнь писателя.  ­ Сказка, с которой мы сегодня познакомимся – литературная. Что узнать имя автора нашей сказки, я  вам предлагаю сыграть в викторину. Дети выходят, загадывают загадки и крепят ответы­картинки на доске. 1. Разыгралась непогода, А на улице темно. В эту злую непогоду Девушка стучит в окно. Не сомневайся, принц, она хорошая,Она несчастная…. (Принцесса на горошине)   2. Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга. В царство льда умчался Кай! Герда! Герда! Выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке… (Снежная королева)   3. Принц влюбился, подарил Соловья и розу. Но капризная принцесса Знать его не хочет. Чтобы в замок к этой принцессе попасть, Новым работником стал…. (Свинопас)  4. Птичий двор кричит сердито: «Это кто залез в корыто?  Кто зерно клюёт чужое? Что за птица, что такое? Не похож птенец­уродец На домашний наш народец»… И тотчас птенца прогнали… Так они и не узнали, Что утёнок этот гадкий Лебедь белый. Вот отгадка.                     (Гадкий утенок) Девочка спит и пока не знает, 5. Что в этой сказке ее ожидает, Жаба под утро ее украдет,  В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья эта сказка? (Дюймовочка, Г­Х. Андерсен) ­ Сейчас ребята расскажут нам о Х.К.Андерсене. 2 апреля 1805 года в далёкой стране Дании в городе Оденсе родился мальчик, которому суждено  было стать известным писателем . Он был сыном прачки и сапожника. С детских лет Андерсен  испытывал горечь унижения и бедности. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух соседок. Он переделывал эти сказки по­своему,  украшая и дополняя их, и пересказывал в неузнаваемом виде. Его единственным слушателем был кот  по имени Карл. Да и он часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. В Оденсе был свой театр. Там маленький мальчик впервые увидел спектакль. С тех пор Ханс полюбил театр на всю жизнь. С детства Ханс писал стихи, пел, танцевал, шил кукол, наряды для них в своём маленьком домашнем  театре. Родители же мечтали сделать из него портного. Но мальчик если что­то и шил, то только пёстрые  платья из лоскутков для своих театральных кукол. К тому времени у него был свой домашний театр.Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца он уехал из Оденсе в  столицу Копенгаген – завоёвывать счастье (8 слайд). Ханс много работал, но продолжал сочинять. Его юношеские сказки уже публиковались в печати. Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. Король человеческих душ называли  Х.К.Андерсена. За свою жизнь он написал 170 сказок. А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются  фильмы, ставятся спектакли. IV.Определение цели и задач  урока.(формулируют учащиеся) ­ Ребята, мы определили тему урока. А что еще мы должны будем узнать на уроке?   V.Чтение и анализ  1 части сказки «Русалочка». Чтение с остановкой. 1­й, 2­й абзац. ­ Где живет Русалочка? ­ Какие слова использует автор для описания красоты и необычности морской воды? («как лепестки самых красивых васильков», «как самое чистое стекло»). ­ Как называется этот литературный прием? (сравнение). ­ Каким вы представили дворец морского царя? ­ Какие слова вам смогли его представить? (из чистого янтаря», «сияющие жемчужины») ­ Как называется этот литературный прием? (эпитеты). 3­й, 4­й, 5­й, 6­й абзац. ­ Как живется Русалочке на морском дне? (Она окружена красотой, любовью; бабушка в ней души не чаяла; у нее есть сетры, царь­отец, сама  она принцесса.) ­ Чем отличалась Русалочка от своих сестер? ­ Найдите в тексте описание портрета героини. ­ Какой прием использует поэт, говоря о ее красоте?  (Сравнение: «с глазами как море», « с кожей,…. ка лепестки розы».) Русалочка тихая, задумчивая. ­ О чем же думает Русалочка? Почему ей хочется поскорее подняться на поверхность моря? (Ей самой интересно увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом она знает со слов бабушки) 7­й абзац. ­  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой? 8­й, 9­й, 10­й, 11­й абзац. ­  Расскажите, какой была первая встреча Русалочки с людьми? (Русалочка спасает принца, жертвуя собой: «…поплыла между бревнами и досками, совсем не думая  о том, что они могут ее раздавить») ­ Почему Русалочка спасает принца? (Он очень нравится ей) ­ Какие чувства испытывала Русалочка к принцу? (Любви и сострадания к человеку, беспомощному перед разыгравшейся стихией.) ­ Как этот поступок характеризует Русалочку? Какими качествами обладала Русалочка? (Добрая, смелая, заботливая) 12­й, 13­й абзац. ­ Как поступила Русалочка с принцем? («… стала ждать, не придет ли кто на помощь бедному принцу») ­ Почему Русалочка решила стать человеком? Какая у нее была мечта? VI.  Вторичный анализ произведения. ­  Кто главный герой сказки? (Русалочка) ­  С  кем  живёт  Русалочка в подводном мире? (Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами) ­  Какой она была  из  сестёр?(Самая младшая , милее всех) ­  О  чём  мечтала  Русалочка,  о  чём  думала?  (Тянуло  на поверхность) ­  Когда  она  впервые  поднялась  на  поверхность? (Поднялась  на  поверхность  в 15 лет) ­  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой? (Во время  бури  спасла  молодого принца) VII.  Закрепление. Работа в группах. 1­я группа. Работа у доски. Разместите иллюстрации в той последовательности, в какой происходят события в произведении. 2­я группа. Расположите предложения в том порядке, в котором происходят события в произведении. 3­я группа. ­ Составьте три вопроса к первой части. VIII. ИТОГ УРОКА. ­ С каким произведением начали знакомство? К какому жанру литературного творчества относится  данное произведение? Назовите автора сказки. ­ Какими качествами восхищается автор на примере Русалочки? IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить словесный портрет Русалочки. Нарисовать портрет Русалочки.