Конспект урока литературного чтения интегрированного с предметом «Самопознание»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Вильгельм Гауф «Маленький Мук» Ценность: ненасилие Качества: помогай всегда, не вреди никогда; не обижать других, не причинять зла ни мыслью, ни словом, ни делом; толерантность, дружелюбие. Педагог Малаева Э. Е. Класс 4 Оборудование: презентация, карточки –тесты, сердечки, дерево «смоковница со смоквой», формат А-3, карандаши, фломастеры.
Иконка файла материала 1 (26).docx
литературного чтения интегрированного с предметом «Самопознание» Конспект  урока Тема:  Вильгельм Гауф «Маленький Мук» Ценность: ненасилие   Качества:    помогай всегда, не вреди никогда; не обижать других,    не причинять зла   ни мыслью, ни словом, ни делом; толерантность, дружелюбие. Педагог   Малаева Э. Е.   Класс 4 Оборудование:  презентация, карточки –тесты, сердечки, дерево «смоковница со  смоквой», формат А­3, карандаши, фломастеры.  Ресурсы:  Формат  А­3, карандаши, фломастеры сердечки  Внешняя  интеграция Звучит  музыка Цель:  познакомить   с   произведением   «Маленький   Мук»,   его   автором   В. Гауфом; раскрыть ценность ненасилие через жизненную историю маленького человечка. Задачи: 1. Продолжить формирование навыков и умений в анализе про­  изведений, сопоставлять  героев и их поступков, умение формулировать  проблему и идею произведения.   2. Развивать умение пересказывать, беглость чтения; помогать всегда, не вредить никогда; не обижать других,  не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом.  3. Воспитывать толерантность, дружелюбие. Ход урока                                                                  Слайд 1 1. Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на свет» 2. Подготовительный этап.                              Слайд 2    – Так как у нас урок литературного чтения, давайте подготовим наш  речевой аппарат, наш главный инструмент.      а)Дыхательная гимнастика. Упражнение "Свеча" "3 свечи"  "Именинный пирог"        б)Речевая разминка. Постановка логического ударения на разных  словах (интонирование) «Подай мне деревянную ложку!»      в) Работа над дикцией. «Из­под Костромы, из­под Костромищи везёт  Сенька c Санькой Соньку на санках. Везет да скороговорками так и  сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева ­ тень тетерева; мол, у  гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава» 3. Проверка домашнего задания.   Абай «Слова назидания»   – На прошлом уроке внеклассного чтения мы познакомились с творчеством  великого Абая. Слова назидания Абая, слово 19. Пожалуйста, желающие  рассказать.  Девятнадцатое слово Человек не должен увлекаться щегольством, ибо, поддавшись соблазну  однажды, он рискует навсегда потерять свой человеческий облик. Красивым и сильным делают человека его ум, эрудиция, честь и обаяние. Большеничто. И глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем. Человек не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая  людей, видя их дела, трудясь в поте лица. Он постепенно начинает отличать  хорошее от дурного, а если ему суждено немало пережить, то он, конечно, и  многое узнает. Человек набирается ума, запоминая слова мудрых. Но любая беседа, какой  бы она ни была поучительной, сама по себе ничего не даст. Из услышанного,  подобно тому, как очищают зерно от шелухи, надо выделить истину,  которую можно употребить с пользой. Так шлифуется разум человека.     – Кем был Абай?       (Поэт, просветитель, композитор)      –Где родился? Сколько лет прожил?        (Абай родился 10 августа 1845  года в Восточно –Казахстанской области. Абай происходит из знатного и  богатого рода. Прожил почти 60 лет)      – Кто был его главным воспитателем?     (Бабушка Зере, мама Улжан.  Именно благодаря им у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии.)     – Настоящее имя Абая? Кто его так назвал? Как переводится?   (Ибрагим, мама, «осторожный, осмотрительный внимательный») Спасибо                                                                                                     Слайд 3 Позитивное высказывание (цитата).  –  А сейчас, прежде чем начать новую тему, я хотела бы обратить внимание  на цитату сегодняшнего урока. «Только разум, наука,  совесть возвышают человека»           Абай       – Кому принадлежат эти слова? Кто догадался?          Внутрен­ няя  интеграция –Что имел в виду Абай?  – Что значит «возвышают» человека? (делают лучше) – А что прежде всего возвышает человека? (его внутренний мир) – К чему нужно стремиться? (к знаниям, быть воспитанным) Сообщение темы и целей урока.   – Урок у нас будет не совсем привычный.  Интегрированный с  самопознанием, «интеграция» в переводе с латинского означает  «соединение». На уроках литературного чтения мы знакомимся с новыми  произведениями, авторами, учимся анализировать. На уроках самопознания  – раскрываем общечеловеческие ценности через качества. Вот такой урок  мы сегодня проведем. – Сегодня мы познакомимся с замечательным  автором сказок Вильгель­  мом Гауфом и его произведением «Маленький Мук» Биография Вильгельм Гауф.                                             Слайд 4 – Посмотрите на годы жизни. Сколько лет он прожил? Он прожил, как  мотылек, очень короткую жизнь (1802­1827) – всего 25 лет. Очень хотел и  любил учиться. Сам, с раннего детства, оставшись без отца, зарабатывал  себе на жизнь. Сказки Гауфа интересны всем – и взрослым, и детям.  Запись  числа, темы.Почему? Попробуем понять. – Кто­то может уже знаком с этим произведением?  – Что произвело на тебя впечатление?  Что больше всего запомнилось?     1­ый эпизод. Дети пересказывают, упоминая о том, что Мука все       обижали. До слов «остаться у нее служить»  Краткий анализ. – Кем был маленький Мук? (юноша, карлик) – Как поступили с ним дети? 2 эпизод Далее пересказывают до слов «где зарыто серебро­ два раза» – Где нашел Мук волшебные туфли и что этому предшествовало? (за  закрытой дверью, когда прибирал за кошками, которые начинали прыгать и  беситься после ухода хозяйки) – Почему собачка показала ему дверь? 3 эпизод: Чтение подготовленными учениками. –Какой эпизод рассказывает о сообразительности Мука? Зачитай его.  – Как ему удалось вернуть свою внешность? – Почему Мук не вернул королю его прежний внешний вид? (ОН хотел его  проучить) – Чем же заканчивается эта история? (Тем, что мальчик, рассказывающий  эту историю понял, что нельзя обижать людей не похожих на тебя, он  характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков» в начале, а потом  они меняют свое мнение) – Чего не хватало этим детям? (понимания, дружелюбия, не обижать  других,  не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни  делом, толерантности. Если человек не такой как все – это не значит, что  его можно или нужно обижать) – Какова же идея произведения?     уважения  к  человеку.  Любого  человека  нужно  уважать,  независимо  от  того,  как  он  выглядит.       Она  заставляет  людей  задуматься  о  том,  какие  они  на  самом  деле.  Прочитав  эту  сказку,  люди,  наверное,  захотят  быть  лучше  и  добрее.       Ещё  она  поднимает  вопрос  о  внешней  и  внутренней  красоте  человека.  Нужно  ценить  людей  за  их  духовный  мир,  а  не  за  то,  красивы  они  или   уродливы  внешне.          (Люди  всегда  замечают  тех,  кто  не  похож  на  них.  Особенно   бывают  нетерпимы  и  жестоки  к  человеческому  уродству.  Такому  человеку  очень  тяжело  приходится  в  жизни.  Наверное,  Гауф  как   раз  и  хотел  показать,  как  трудно  быть  не  таким,  как  все,  но   ещё  хуже,  когда  тебя  за  это  ненавидят;  хотел  показать  и   осудить  жестокость  людей,  неприглядность  их  поведенияс  этого    начинается  сказка.)          (Эта  сказка  поднимает  вопросы Какие  языковые  средства  использовал автор.  (фразеологи змы, сравне  ния,  гиперболы,  олицетво  ­рение,  мета­ форы  «горький  хлеб,  каменное  сердце»)  Внутрення я  интеграция–С какой общечеловеческой ценностью связана идея произведения?  (Ненасилие)       – А почему? (мы раскрываем такие человеческие качества, как  дружелюбие, толерантность)       – Что такое толерантность?  (терпение, терпеливость, приня­тие,  добровольное перенесение страданий) — социологический термин,  обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни,  поведению и обычаям.)  Формативное оценивание          Техника «Сигналы рукой». ­ Поднимите руку вверх кто все понял, кому что­то показалось не до конца  понятным – рука сжата в кулачок, а кому вообще  непонятно все то, о чем  мы сегодня говорили – помашите рукой. Физминутка. Групповое пение.         – А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и спеть такую  замечательную песню из фильма «Маленький Мук» «Дорогою добра» на  слова  Ю. Энтина, муз. М. Минкова. Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Направиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Оставь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба ведет себя не как сестра, Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Звучит  музыка Внешняя  интеграция                 Творческая деятельность, групповая работа.    1 группа –  написать качества, раскрывающие ценность Ненасилие.    2 группа – пословицы, цитаты великих людей связанных с сегодняшней  темой, идеей произведения.     3 группа ­ составить синквейн «Маленький Мук»          Оформить красиво, презентовать.      Тест (презентация). А сейчас, с помощью теста, мы определим, кто на  уроке был самым внимательным. Ответы записываем в тетрадях.                Слайд 5 Внутрення я  интеграция Разделить с  помощью  сердечек и  др. В тетрадях«Трехминутное эссе»                               Формативное оценивание       – Прежде чем, записать домашнее задание, я предлагаю вам написать  «Трехминутное эссе»  1. Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что  вы  узнали (выучили)сегодня?  2. Какой вопрос вам запомнился?  3 Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?       Домашнее задание. Написать сочинение «Чему научила меня сказка  «Маленький Мук». Подумайте, порассуждайте дома.     Рефлексия. Перед вами дерево смоковница с его плодами смоквой – инжиром.  Те, кому понравился урок, было все понятно и интересно подходят и берут  темные спелые плоды с дерева, а кому было не интересно, что­то не понра­ вилось – берут зеленые плоды. Оставляете на память о нашем уроке.

Посмотрите также