Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
09.05.2018
Цели урока:
1. Выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек;
учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;
2.Обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу с позиции разных героев произведения;
3.Развитие устной речи; пробуждение интереса к аналитической работе над текстом; формирование умения видеть авторскую позицию;
4.Развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира; формирование у учащихся чувства любви, восхищения сложным миром животных.
6. Планируемые результаты:
Личностные:
-Проявлять интерес к литературному чтению.
-Осознавать свою значимость в коллективе.
-Проявлять интерес к изучению живой природы.
-Учиться работать в группе.
Метапредметные:
-Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
-Планировать действия по выполнению задания в паре, в группе, индивидуально.
-Обосновывать свою точку зрения.
-Осуществлять самоконтроль и самооценку.
sokolov_-_mikitov_listopadnichek.doc
Технологическая карта урока литературного чтения
1.Ф.И.О. учителя: Ткач Татьяна Николаевна
2. Класс: 3 А класс
3. Учебный предмет: Литературное чтение УМК: Школа России
4. Тема урока: Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
5. Цели урока:
1. Выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения И. С. СоколоваМикитова «Листопадничек;
учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;
2.Обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу с позиции разных героев
произведения;
3.Развитие устной речи; пробуждение интереса к аналитической работе над текстом; формирование умения видеть авторскую
позицию;
4.Развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира; формирование у учащихся чувства любви, восхищения
сложным миром животных.
6. Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять интерес к литературному чтению.
Осознавать свою значимость в коллективе.
Проявлять интерес к изучению живой природы.
Учиться работать в группе.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
Планировать действия по выполнению задания в паре, в группе, индивидуально. Обосновывать свою точку зрения.
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
Предметные:
Понимать нравственный смысл рассказа.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении словаопределения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
Усвоят: нравственный смысл рассказа, основную мысль рассказа.
Узнают: литературный жанр произведения (сказка), литературный приём (сравнения), значения устаревших слов, особенности жизни животных в
лесу, особенности их подготовки к зиме.
Научатся: давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;
выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; составлять план и пересказ с позиции разных героев произведения;
7. Тип урока: комплексного применения знаний
8. Формы работы: групповая, работа в паре, индивидуальная, фронтальная.
9. Ведущие технологии: технология деятельностного метода
10. Основные понятия: авторский замысел, план текста, пересказ текста, главная мысль текста, характеристика героев произведения, литературный
жанр, средства художественной выразительности (сравнение ), нравственные понятия: Родина, семья, любовь близких.
11. Ресурсы: «Русский толковый словарь», учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, выставка книг И. Соколова Микитова, презентация к
уроку, рисунки детей, план сказки, предложенный учителем, варианты планов произведения, выполненных группами (в разрезанном виде). 10.Характеристика этапов урока.
Этап урока Деятельность учителя
№
1. Мотивация познавательной деятельности
Учитель предлагает оценить, может ли это стихотворение
послужить девизом урока.
В мире много сказок: Грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Хотите ли вы, чтобы эти слова стали девизом нашего урока?
С произведением И. Соколова – Микитова мы уже
познакомились.
Учитель предлагает спланировать следующий этап работы с
произведением? (Анализ произведения)
Совместно формулируют цели урока:
1. Объяснять непонятные и устаревшие слова
2. Читать по ролям
3. Читать отрывки по выбору
4. Составлять характеристики главных героев
5. Составлять план произведения
6. Пересказывать текст с различных точек зрения
Деятельность обучающихся
Прогнозируют содержание урока.
Планируют работу на уроке, выбирают виды
деятельности на уроке.
Формируемые
универсальные учебные
действия
Регулятивные:
Формулировать учебную
задачу урока, принимать
её, сохранять на
протяжении всего урока.
Определять границы
коллективного знания и
незнания по теме
самостоятельно. 7. Осознать главную мысль произведения
Для полного и глубокого осмысления произведения очень
важны иллюстрации. Произведения Соколова – Микитова
иллюстрировали художники Г. Никольский, В. Фролов, Ю.
Васнецов.
Вы тоже прикоснулись к прекрасному творчеству
иллюстрации и сами попытались воссоздать в рисунках
моменты сказки, которые помогут нам живо представить
происходящие в ней события.
Демонстрируют и комментируют свои иллюстрации к
произведению.
2
Этап актуализации знаний
1.
Игра «Доскажи словечко» (Слайд)
Договаривают фразы.
"У ежей ежата,
У зайцев …
У журавлей …
У бобров …
2.
Работа со cкороговоркой (Слайд)
Все бобры для своих бобрят добры.
Подготовьтесь читать скороговорку:
про себя
медленно, как считалку
весело, жизнеутверждающе
с вопросительной интонацией.
Коммуникативные:
Строить рассуждение и
доказательство своей
точки зрения, проявлять
активность и стремление
высказываться, задавать
вопросы.
.
Читают скороговорку про себя и вслух, увеличивая
темп чтения, изменяя интонационную окраску.
Называют черты сходства между скороговоркой и
произведением. Познавательные:
Сравнивать и
сопоставлять
произведения между
собой, называя общее и
различное в них.
Читают и запоминают слова, повторяют слова по
памяти, дополняют друг друга.
Находят черты сходства с главными героями
произведения.
быстро
Что общего между скороговоркой и произведением?
Что узнали из произведения о жизни бобров?
3. Предлагает прочитать и постараться запомнить как
можно больше слов.
Фотоглаз (Слайд)
Зайчата, журавли, медведи, ежи, змеи, бобры, выдра,
лисица, рысь.
Что объединяет эти слова? ( Герои нашего произведения )
Организация познавательной деятельности
3. А) Учитель предлагает разгадать кроссворд по
произведению И.С. Соколова – Микитова
«Листопадничек». ( См. приложение )
Какая эта сказка? (авторская). Кто автор сказки?
Почему вы считаете, что это сказка?
Что в ней вымысел, а что реальность?
Б) Учитель организует словарную работу .
(Слайд)
Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –
Я очень озяб.
Зябнуть –
Только ты не робей, зайчонок.
Робеть –
Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать
долговязые журавлята.
Долговязый –
Запрудили бобры речку.
Запрудили
Ходко работают бобры.
Ходко –
Услыхали бобры шум, мигом явились.
Разгадывают кроссворд, высказывают своё мнение о
жанре произведения, реальных и вымышленных
событиях в ней.
Высказывают своё мнение о событиях в произведении,
анализируют факты.
Вспоминают в тексте слова и выражения,
характеризующие конкретные определения, средства
художественной выразительности (сравнения).
Объясняют значения устаревших слов с опорой на
текст, с помощью толкового словаря.
( Индивидуальная домашняя подготовка)
Познавательные:
Анализировать
литературный текст с
опорой на систему
вопросов учителя
(учебника), выявлять
основную мысль
произведения,
формулировать её на
уровне обобщения в
совместной
коллективной
деятельности. Замечать
в литературных текстах
сравнения и
анализировать их
назначение в тексте.
Сравнивать и
сопоставлять
произведения между
собой.
Коммуникативные:
нужную
Находить
информацию
через
беседу со взрослыми,
через учебные книги,
словари,
справочники,
энциклопедии для детей,
через сеть Интернет.
Опираться
на
собственный
нравственный опыт в
ходе доказательства и 4.
Этап рефлексии.
Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке;
оценивает свою работу и работу класса на уроке; обсуждает
домашнее задание.
Коммуникативные:
Оценивать достижения
участников групповой
или парной работы по
выработанным
критериям. Регулятивные:
Оценивать свои
достижения и результаты
сверстников по
выработанным
критериям и выбранным
формам оценивания.
Фиксировать и в конце
урока
удовлетворённость/неудо
влетворённость своей
работой на уроке.
1. Выполнили мы те задачи, которые ставили на
урок?
(Составили несколько вариантов плана, пересказали текст,
провели словарную работу, читали по ролям, занимались
выборочным чтением, размышляли ).
Можем ли мы похвалить себя за работу на уроке?
А кого персонально вам бы хотелось поблагодарить?
2. Домашнее задание.
Перескажите сказку от лица одного из героев сказки
(задание 8, с. 67) .
Для тех, кто пересказывал: представьте, что путешествие
Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли
бы с ним произойти? Придумайте свой рассказ. Запишите план
в рабочую тетрадь ( с. 67 ) .
3. Цветопись настроения.
Я предлагаю вам нарядить дерево листочками, цвет которых
соответствуют вашему настроению.
И пусть это дерево украсит ту полянку, на которой живёт
семья нашего зайчишки.
Красный – восторг
Оранжевый – радость, веселье
Жёлтый – светлое, приятное настроение
Зелёный – спокойное настроение
Синий – грустное настроение
Фиолетовый – тревожное настроение
Чёрный – унылое настроение.
Оценивают свои достижения на уроке, достижения
своих одноклассников; выполнение целей урока;
эмоциональную окраску урока.
Определяют свой вариант домашнего задания.
Выражают в цвете листочков эмоциональную окраску
своего настроения на конец урока.
Придумывать свои рассказы о животных Кроссворд по произведению И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек». Приложение
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1.«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не
поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово, и меня не так просто поймать. В опасности никогда не
теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня
появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые настовички, вторые летнички и есть ещё третьи. Они появляются в
осеннюю пору, когда опадают листья».
Назовите зайчонка, который появился осенью.
2.Жилище бобров.
3.Какие ветки заготавливают для корма бобры?
4.Сооружение из стволов деревьев, преграждающее течение реки для поднятия уровня воды.
5.Какое сравнение использовал автор, чтобы подчеркнуть, что зайчонок выскочил из воды во время наводнения очень быстро?
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1.Какое важное событие происходит у журавлей поздней осенью?
2.Как называют зайчонка, родившегося зимой?
3.Что используют бобры, чтобы скрепить ветки при строительстве хатки?
4.О ком автор пишет, что они «толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатуры лопаткой?
5.Что в своих мыслях Листопадничек не раз называл «тёплым и родным»?
6.Какой незнакомый страшный зверь посетил жилище бобров зимой?
7.Какой хищник ходил вокруг хатки, принюхиваясь?
8.Как вы думаете, какое слово шептал зайчонок, когда ему становилось грустно или страшно?
9.Как называл автор большое количество веток, которые зайчонку приходилось носить, обхватив двумя лапками?
10.Чему мечтал научиться у бобров Листопадничек?
11.К какому литературному жанру относится это произведение?
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Конспект урока литературного чтения. Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.