Конспект урока литературного чтения "Л. Н. Толстой "Прыжок". УМК "Планета Знаний" 3 класс.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это произведение учит нас задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Оно учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Большой, мудрый человек и гениальный писатель Лев Николаевич Толстой учит жизни, учит главным качествам любого человека, любого возраста и всякого времени не только многочисленными известными всему миру произведениями, но и всей своей жизнью: общением с людьми, отношением к труду, к миру природы, вещей.Файл содержит конспект урока, который построен с использованием коммуникативных технологий и исследовательских, т. к. ведущий метод – общение, организационные формы для анализа данного произведения – учебный диалог, беседа с элементами дискуссии, совместный поиск решения учебной задачи.
Иконка файла материала Толстой Прыжок.doc
ТЕМА:   Л.  Н.  ТОЛСТОЙ  «ПРЫЖОК».  УМК «Планета знаний» ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои   мысли,   разрешать   проблемные   ситуации;   формировать литературоведческие   представления,   обеспечивающие   детям полноценное   восприятие   произведения,   помочь   постичь   идею произведения   через   его   форму,   проникнуть   в   настроение произведения;   хорошо ориентироваться   в   тексте,   работать   с   композиционными   частями рассказа;   дать   почувствовать   детям   необыкновенную   силу   слова, развивать   эмоциональный   мир   детей,   учить   читателей   постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление; помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими; учить находить новые краски в знакомом произведении.      учить   понимать   замысел   автора, ХОД УРОКА. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  Вот новый день и новый час,  Урок литературы новый.  Но старый друг у нас в гостях –  Мудрейший человек и мастер слова.  ­ О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию  о нём. II. ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ЛЬВЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ. Полное собрание сочинений этого писателя составляет 90 томов. Его книги, переведённые на разные языки, уже более 100 лет читают люди во всём мире. Вам   ещё   предстоит   познакомиться   с   большей   частью   написанного   великим писателем, но одна из его книг прекрасно известна даже самым маленьким читателям и тем, кто ещё не умеет читать. Это «Азбука».  (Лев Николаевич Толстой)  ­   Сегодня   мы   продолжаем   знакомиться   с   творчеством   этого   великого писателя. Но сначала вспомните:  ­ Что вы знаете о Л. Н. Толстом? Что запомнили из уроков внеклассного  чтения?Слайд 1.  Ответы детей:  Лев Николаевич прожил 82 года.  Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.  А   рассказать   он   мог   о   многом,   потому   что   Толстой   очень   многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания. Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там  же в окопах под пулями писал свои рассказы. После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна  и  занялся литературой.  В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».            Учитель: это была скорее всего энциклопедия в 4­х томах. Огромную работу проделал   писатель,   добиваясь   того,   чтобы,   как   он   сам   говорил,   всё   было «красиво», коротко, просто, и, главное ­ ясно. Поэтому его произведения так легко   читаются   и   запоминаются.   На   уроках   внеклассного   чтения     мы вспомнили   много   сказок,   басен,   рассказов   Льва   Николаевича   Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу.  III. ВИКТОРИНА.  ­ Угадайте, из каких произведений эти строки.  Слайды 2­5. «Одному   человеку   захотелось   поглядеть   зверей;   он   ухватил   на   улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».                                                         «Лев и собачка» «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали в  тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их».                                                           «Косточка» «Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку.Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу».  «Филиппок» «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь».  «Лебеди»  «Народ   собрался   смотреть   на   то,   как   я   полечу.   Шар   был   готов.   Он, подрагивая, рвался вверх на 4­х канатах». «Рассказ аэронавта». «Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с рыбой в когтях». «Орёл»  «У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами».                                                                «Булька» «Шли   по   лесу   два   товарища,   и   выскочил   на   них   медведь.   Один   бросился бежать, влез на дерево и спрятался; а другой остался на дороге».    «Два товарища»  Слайд 6. ­ О ЧЁМ ГОВОРИТ Л. Н. ТОЛСТОЙ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?  О сочувствии и помощи слабым; о настоящей дружбе и смелости; о необходимости учиться; о жизни животных;  о защите слабых; об уважении родителей;  о правдивости.  IV. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ  О ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ И ЛЬВЕ  НИКОЛАЕВИЧЕ ТОЛСТОМ. Слайд 7. ­   Творчество   этого   гениального   писателя   –   это   прежде   всего   призыв   к человечности, добру, правде. А начало всего этого – в родном краю писателя, в   доме   его   родителей,   находившемся   в   прекрасном   месте   со   светлым названием Ясная Поляна. Туда мы и отправляемся на экскурсию.­ А вот и Ясная Поляна.  Мы идём по главной аллее.  Слайд 8.  Слайд 9.   Это   дом   Льва   Николаевича.   Сейчас   это   дом   –   музей.   Его   сохранили   в неприкосновенном виде, и создаётся впечатление, что это жилой дом, а хозяин куда­то ненадолго отлучился. ­ ТЕРРАСА – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда.  Слайд 10.  Слайд 11. ­   ЗАЛ   –   СТОЛОВАЯ   –   самая   большая   комната   в   доме.   Здесь   проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.  Детские   годы,   проведённые   в   Ясной   Поляне,   ­   это   самые   счастливые   и незабываемые в жизни писателя. В детстве Льву Николаевичу казалось, что все люди вокруг него добрые. Он мечтал найти «зелёную палочку». Это палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми.  Своё первое произведение Лев Николаевич написал в 7 лет для своих братьев и маленькой сестры. Это были 7 коротеньких рассказов о птицах.  Слайд 12. ­ КАБИНЕТ – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом. Кто знает, кто такой граф?  (Богатый человек, у которого есть слуги.) Он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки. Знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Лев Николаевич стыдился своего богатства, не хотел жить в роскоши, ведь по России в голоде, холоде и непосильном труде жил крестьянский народ. Он мучился, не зная как помочь бедным людям.  СЛАЙД 13.  ­  СПАЛЬНЯ  –  именно  здесь  ночью  28  октября  1910  года  лев  Николаевич принял решение остаток дней прожить в уединении и тишине. Поэтому он уезжает на юг. Он предполагал поселиться у кого­либо из знакомых крестьян. Но когда ехал в поезде, Толстой простудился, началось воспаление лёгких с высокой температурой, и на станции АСТАПОВО он вынужден был сойти с поезда. В 6 часов 05 минут утра 7 ноября Толстой умер.Слайды 14, 15.  Станция   Астапово   находится   у   нас   в   Липецкой   области,   только   её переименовали   в   станцию   Лев   Толстой,   а   большие   станционные   часы показывают   одно   время   6часов   05  минут  –   время,   когда  перестало   биться сердце великого писателя.    Слайд 16.  ­ Это был самый мудрый русский писатель. И когда люди читают его книги, то они становятся умнее. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, и вас тоже многому научит.  Слайд 17.  V. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.  1. Прогнозирование содержания. ­ Мы начинаем работать с новым произведением. С ним вы знакомились дома. С чего вы начали свою работу? (Читаем   фамилию   автора,   читаем   заголовок   и   рассматриваем иллюстрацию, если она есть.) ­ Какие предположения вы сделали  о содержании этого произведения?  Какие предположения оправдались?  (Высказывания детей.)  2. Словарная работа. ­ Дома вы работали с таблицей слов в рабочей тетради. ( Задание: подбери  синонимы и антонимы к словам: раззадориться (сноска в учебнике:  горячность, азарт, запальчивость), взобраться, защищать, опомниться.)  ­ Что особенно произвело на вас впечатление во время чтения?  Слайд 18. VI. МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.  ­ Как вы думаете, какие черты характера мальчика сыграли роль в том, что случилось:  геройство,   обидчивость,     смелость,   хвастовство,   самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по­своему?  (Ответы детей)  ­   Мнения   разделились.   Поэтому,   чтобы   понять   характер   героя,   отношение автора к нему, нужно проследить, как изображает автор его поступки, что и как   он   о   нём   говорит.   Давайте   перечитаем   текст   и   разберёмся,   а   потом вернёмся к этому вопросу.  VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.  Брызги пены, шум прибоя,  А над морем мы с тобою.  Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе.  Веселее загребай  И дельфинов обгоняй.  Поглядите, чайки важно Ходят по морскому пляжу.  Сядьте, дети, на песок,                                               Продолжаем наш урок.  Слайд 19.  X. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ. ­ Где происходят события?  1 АБЗАЦ.  Учитель ­ Посмотрите на модель корабля. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.  ­ Почему весь народ был на палубе?  Учитель ­ Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень пород дерева. ­ Чем развлекались люди?  ­ Выделите слова, передающие поведение обезьяны.  ­ Как понять выражение «ещё больше расходилась»?  (Значит, ещё больше корчилась, кривлялась, прыгала…)  ­ Как сказать по­другому, одним словом? Это слово встречалось в рабочей тетради. (Раззадоривалась.) ­ Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна?(Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где­то в жарких странах её и взяли.)  ­ Сколько лет было мальчику?  ­ Что ещё мы узнаём о нём?                                        (Он был сыном капитана.) 2 АБЗАЦ.  У.­ Если автор говорит об этом, значит это важно. ­ ­ Какие слова говорят о том, что действия обезьяны были очень быстрыми и неожиданными?  ­ А если употребить слово «сняла», как изменится смысл?  ­ Что такое «мачта»? Обратимся к словарю.  (Ученик читает толкование слова «мачта».) Учитель ­ Мачты в таких кораблях возвышались над палубой на 15­20 метров, то есть   на   высоту   5­8   этажного   дома.   На   мачтах   были   перекладины,   на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок (показываю на модели корабля). ­ Как вели себя матросы? Прочитайте в рабочей тетради. ­ Как повёл себя мальчик в первые минуты, оставшись без шляпы? Какие слова вы выделили? ­ Как можно охарактеризовать состояние мальчика? (Он растерялся) ­   А   если   бы   в   этот   момент   мальчик   вместе   с   матросами   посмеялся   над обезьяной   и   перестал   на   неё   обращать   внимание,   как   могли   развиваться события дальше?  (Не было бы этого опасного события.) ­ Что в это время делала обезьяна?  3 АБЗАЦ.  ­ А мальчик? Прочитайте в рабочей тетради. ­ Значит, между «смеяться» и «сердиться» мальчик выбирает что?­ Как вели себя люди на палубе? Прочитайте в рабочей тетради. (Сердиться.)  ­ Как это подействовало на мальчика? Выделите в рабочей тетради из абзаца нужные слова и выражения.  ­ Почему покраснел мальчик? ­ Почему писатель написал, «не подошёл к мачте и полез наверх», а «бросился за обезьяной на мачту»? ­ Какие черты характера проявились в этот момент?  ( Обидчивость, самолюбие.)  ­ Да, ведь он был кем?  (Сыном капитана.)  Учитель ­ А матросы, подчинённые отца, смеялись, как ему казалось, над ним.  ­ Как вы понимаете выражение «в одну минуту…»?  ­ Выделите слова, передающие поведение обезьяны.  4 АБЗАЦ.  ­ Почему мальчик оказался на самом верху мачты?  (Обезьяна манила его, дразнила и лезла ещё выше; мальчика разобрал задор.)  ­ Что это значит?  ­ Что он крикнул обезьяне?  ­ Какие черты характера мальчика проявились?  (Желание всё сделать по­своему, т. е. упрямство.)  ­ Какие слова повторяет автор? Зачем?  («В одну минуту…». Чтобы показать, как быстро всё происходило.)  ­ Как обезьяна повесила шляпу на край последней перекладины?  ­ Ещё раз выделите слова, передающие поведение обезьяны.  ­ Почему мальчик не мог достать шляпу без опасности для жизни?  ­ Что сказано о расстоянии от мачты до конца перекладины, где висела шляпа? Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.  Значит, какое расстояние было до шляпы?  (Аршина два.)  ­ Какой опасности подвергал себя мальчик? Как об этом говорит автор? 5 ­ 6 АБЗАЦЫ.­ Наверное, он был очень смелый?  (Смелым   этот   поступок   не   назовёшь.   Он   даже   не   сразу   заметил,   что залез так высоко. В этот момент он рисковал жизнью попусту.) ­ Как вели себя люди на палубе сначала? (Читаем в рабочей тетради) ­ В какой момент изменилось отношение матросов к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Читаем в рабочей тетради.) ­ Как автор передаёт состояние людей?  (Все замерли от страха.)  ­ Прочитайте последнее предложение 6 абзаца. Почему ему никто не помогал?  ­ Какой момент был самым опасным?  7 АБЗАЦ  (Когда кто­то ахнул от страха.)   ­ Что значит мальчик «опомниться»? (В рабочей тетради) (Очнуться, прийти в себя, стать способным понимать.) ­ Что понял мальчик? ( Именно в этот момент он понял, как высоко залез и в какой он теперь опасности.)  8 АБЗАЦ Учитель  Переживания и мысли отца мальчика (капитана) Толстой не описал  подробно. Но он написал о его поведении. Давайте прочитаем, как вёл себя  капитан. ­ Зачем в руках отца мальчика было ружьё?                                             (Чтобы охотиться на чаек.)  ­ Что сделал отец, чтобы спасти сына?  ­ Объясните фразу «тотчас прицелился».  ( Очень быстро принял решение.) ­ Почему отец­капитан требует чтобы мальчик прыгнул в воду, а не просто  приказывает ему? Почему грозит застрелить его?(Мальчик осознал, на какой высоте он стоит, не держась, следовало  побудить его к прыжку в воду, испугав.) ­ Почему капитан требовал, чтобы сын прыгнул именно в воду? (Если мальчик упадёт в воду ­ у него есть шанс на спасение, если на палубу ­  нет.) ­ Какие черты характера капитана проявились в эту трудную минуту?  (Решительность,   находчивость,   сила   духа.   Он   мог   быстро   принимать правильные решения в сложных ситуациях.)  Слайд 20.  ­ Обратите внимание, как мальчик прыгнул в воду?  ­ О чём это говорит?  (Что он умел  прыгать в воду, что он не забыл в трудный момент, как это сделать правильно.) Слайд 21. 9 АБЗАЦ.  ­ Найдите в этом абзаце сравнение.  ­ Что такое «пушечное ядро»?  ­ Почему 40 секунд показались всем очень долгими?  ­ А на самом деле 40 секунд это много или мало? (Мало, но для такого момента много.)  10 АБЗАЦ ­ Почему капитан закричал, убежал и заплакал, когда стало ясно, что мальчик  спасён?  (Он пережил слишком сильное потрясение; он очень сильно испугался за сына; от счастья, что всё хорошо закончилось.)  ­ Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел мальчика на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности.  ­ Подумайте, как к такому человеку относились матросы? (Они его уважали.) Учитель. ­ А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который мы пытались ответить в начале урока, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют  поведение мальчика и поведение обезьяны.Слайд 22.  МАЛЬЧИК:  не знал, смеяться или сердиться; пригрозил и крикнул; покраснел, скинул куртку;  бросился за обезьяной;  взобрался по верёвке; закричал и полез выше;  разобрал задор и он не отставал;  очень раззадорился; бросил мачту и ступил на перекладину; глянул вниз и зашатался. Слайд 23.  ОБЕЗЬЯНА: вертелась и забавляла всех;  корчилась, прыгала, делала смешные рожи,  передразнивала людей и ещё больше расходилась;  подпрыгнула и сорвала шляпу,  надела её и взобралась на мачту;  дразнила мальчика, делала ему рожи;  взобралась ещё выше;  подманила;  корчилась, показывала зубы и радовалась.  ­ Сравните их поведение.  ­ Как вы думаете, как автор относится к поступку мальчика?  (Оно похоже.)  ­ За что?  (За то, что он – человек, вёл себя как обезьяна.) (Он его осуждает.)  Слайд 24.  ­ Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?  (Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по­своему.)  ­ Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?                                                         (Он сам и матросы. Они – взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию. )  ­ А обезьяна? Она же дразнила его.  (Обезьяна – животное, а мальчик – человек.  Он должен был думать над своими поступками.)Слайд 25.  ­ Чему учит нас это произведение?  (Задумываться   над   своими   поступками,   не   теряться   в   трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что   страх   преодолеть   нелегко,   что   иногда   важные   решения   нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.) ­ А почему в конце произведения ничего не сказано об обезьяне? (Она не главный герой, а причина случившегося.)  ­ А кто главный герой?  (Мальчик и его отец.)  ­   А   почему   капитан   –   тоже   главный   герой.   Он   появляется   в   конце произведения, а мы так много о нём говорим.  (Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример, как надо вести себя в сложных ситуациях.)  Учитель.  ­Это необыкновенное умение Л. Н. Толстого одной ­ двумя фразами, даже несколькими словами, передать душевное состояние героя, его характер. ­ Какая главная мысль этого произведения?  (Находчивость и самообладание – необходимые качества человека.) XI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ­ К какому жанру относится это произведение. (Это   рассказ.   Произведение   небольшое   по   объёму.   В   нём   ничего   не говорится   ни   о   прошлой   жизни   героев,   ни   о   будущей.   Рассказывается только один случай из их жизни героев.) ­ Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?  (Прыжок   мальчика   –   это   тоже   поступок,   храбрый   поступок.   Этим поступком   мальчик   преодолевает   трусость,   растерянность.   Прыжок спасает его от смерти.) XII. ГРУППОВАЯ РАБОТА.  Разделить рассказ на части, используя сюжетно – композиционный  треугольник.                                                         Слайд 26.XIII. ПРОВЕРКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.  ­ С чего начинается треугольник?  (Начинается треугольник с вступления.)  ­ Как вы его отметили?  (Первый абзац.)  ­ Какое настроение у людей на корабле?  (Этот вопрос ставлю к каждой части.) ­ Что дальше?  (Начало действия, или завязка.)  ­ Сколько абзацев она занимает? (Второй абзац.)  ­Что происходит дальше? (Дальше развиваются действия.)  ­ Сколько абзацев вы отметили?  (6 абзацев)  ­ Прочитайте последнее предложение. ­ Что происходит на вершине нашего треугольника?  (Кульминация.)  ­ Что такое кульминация?  (Самое важное событие в рассказе.)  ­ Какая кульминация в нашем рассказе?  (Поступок капитана ­ 9 абзац.)  ­ Что дальше?  (Продолжает развиваться действие.)  ­ До какого момента?  («Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал ­ О чём мы ещё не сказали?  дышать».)  ­ Прочитайте.  (Конец действия – развязка.) Слайд 27.  XIV. СРАВНИВАНИЕ   ДВУХ   МАЛЬЧИКОВ:   ГЕРОЯ   РАССКАЗА ТОЛСТОГО   И   ТЁМУ   ИЗ   ПРОИЗВЕДЕНИЯ   ГАРИНА– МИХАЙЛОВСКОГО «ТЁМА И ЖУЧКА». Подумай: п  очему они полезли за животными; обдуманы ли были их поступки; что чувствовал каждый из них, пока лез; чем кончились для ребят эти происшествия;какие качества мальчиков открылись в их действиях; как ты относишься к этим героям. Слайд 28. XV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕСТЫ.  ­ А теперь я хочу проверить, как каждый из вас усвоил содержание этого рассказа.  XVI. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Дифференцированное задание в учебнике №7. 2. В рабочей тетради стр. 34 №5. XVII. ИТОГ УРОКА.      ­ Назовите автора и произведение, которое мы изучали.  Слайд 29.  Большой, мудрый человек и гениальный писатель Лев Николаевич Толстой учит жизни, учит главным качествам любого человека, любого возраста и всякого   времени   не   только   многочисленными   известными   всему   миру произведениями, но и всей своей жизнью: общением с людьми, отношением к труду, к миру природы, вещей.   Слайд 30. «Толстой – великая русская душа, светоч, воссиявший на земле… он стал для нас путеводной звездой».  (Р. Роллан.) Литература 1.  М. И. Байкова, Е. С. Гостимская. Поурочные разработки по литературному  чтению 3 класс.  Москва: ВАКО 2004г. 2.  О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.    Тесты по литературному чтению 3 класс.   Москва: АСТ Астрель. 3. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Э. Э. Кац. Москва: АСТ Астрель 2007. 4. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва:  ВАКО 2006г.