Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
30.06.2017
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Образовательные технологии, использование програмно-педагогических средств: прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.
КОНСПЕКТ.docx
К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Цели:
1.Продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми
шишками».
2. Учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора.
3. Развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие
качества, как благородство, благодарность.
4.Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности.
5. Развивать умение вести диалог.
Задачи:
развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке.
Формировать творческое воображение через умение представлять картины.
Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического
мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.
Воспитывать нравственные качества, творческие способности учащихся.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа.
Образовательные технологии, использование програмнопедагогических средств:
прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой,
работа над содержанием произведения с использованием различных приемов
критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах,
ученикиэксперты.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях
конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные
решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне
принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование,
моделирование понятия, умение использовать главу текста, структурировать знания по
теме урока.
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды
чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в
соответствии с заданиями.
Оборудование:
1) В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение».
2) Даль В.И. «Толковый словарь живого русского языка».
3) Презентация с музыкальным сопровождением (музыка Э. Грига, портреты
писателя и композитора.) 4) Карточки для заполнения.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро.
Ход урока
Эпиграф к уроку «Жизнь удивительна и прекрасна»
I Организационное начало урока.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
II Актуализация знаний.
Открываю корзину.
Какое отношение имеет корзина к нашему уроку? Сформулируйте тему урока.
Тема К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Слайд 1,2. Фото писателя. Ребята, что о писателе вы запомнили, узнали из источников?
ОТВЕЧАЕТ 1 РЯД
– Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) Родился в Москве, но семья
переезжала. Детство прошло в Киеве. Константин Георгиевич переменил много
профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на
металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во
время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы,
журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время
Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.
За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны.
«Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», —
говорил Паустовский. Он изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и
Десну, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, Прионежье, на Балтике. Но особенно
горячо полюбил он Мещеру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью,
— куда приехал впервые в 1930. Там было всё, что привлекало писателя с самого
детства, — «глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже
постоялые дворы». Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими
рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещерская сторона». Перу
Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат
любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном — необычное и
уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить
свою вину. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена
Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты:
Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Но Паустовский
писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о
людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим
творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Он бывал в Англии, Италии, Франции
и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т. е. о людях, тонко
чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством
приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в
необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.
Грига. Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. Писатель
награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалью. В 1965 году он был
реальным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась
Шолохову. Умер писатель 14 июля 1968 года; похоронен в г. Таруса Калужской
области.
Ребята, мы прочитали этот текст на прошлом уроке. Может не нужно сегодня
останавливаться и опять вести разговор?
Дети (Мы не проанализировали текст, не нашли ещё все ответы на вопросы).
Спланируйте результаты…
Слайд №3
Перед Вами лист. Подпишите его.
Слайд 4. Проверим, как вы запомнили текст, ответьте на вопросы данного тест.
Ф.И.
Вопрос
Выбери ответ
Кем был Эдвард Григ?
а) художник, б) писатель в)
композитор
Выбери
знак +,
Кого встретил в лесу Эдвард Григ? а) дочь лесника, б) дочь рыбака,
В какой стране происходили
события?
О какой игрушке говорила
девочка?
Кто подслушивал Грига во время
сочинения музыки для Дагни?
На какое жилище был похож дом
композитора?
Что такое ботфорты?
Какого цвета платье надела Дагни
на концерт?
Чему Григ пожелал учиться
в) дочь охотника
Дания, б) Норвегия, в) Нидерланды
а) о кукле, б) о мишке,
в) о заводном паровозике
а) снег, б) ветер, в) матросы, г)
синицы, д) прачка, е) сверчок, ж)
Золушка
а) дровосека, б) лесника, в)
писателя
а) сапоги, в) крепость, б) туфли
а) белое, б) чёрное, в) голубое
а) терпению, б) уверенности, в)
смелости
1
2
3
4
5
6
7
8
9 девочке?
10 Сколько времени писал Григ для
11
Дагни музыку?
Запиши фразу, в которой Дагни
благодарит композитора.
а)12 лет, б) 1 месяц, в)1 год, г)
больше месяца
«…Вы открыли передо мной то
прекрасное, чем должен жить
человек…»
Оценка
«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
Какую ещё цель нашего урока чтения подсказывают вам эти строки?
Итак, цель урока – понять, в чем состоит смысл жизни человека. Проблема.
Нам предстоит на этот вопрос ответить в конце урока. Вывешиваю на доску эту
проблему.
«Чем должен жить человек…»
Проверка. Один ученик читает, все поднимают руки. Оцените свою работу. Эти знания
помогут выполнить следующие задания.
Я попрошу вас смоделировать содержание текста. Восстановление последовательности
пунктов плана текста. У детей задание на листе.
(На доске схема рассказа)
Восстанови последовательность пунктов плана
текста
4
Подарок волшебника и великого
музыканта.
Дом композитора.
Обещанный подарок через 10 лет.
Встреча в лесу.
«…Чем должен жить человек…»
Дагни в концерте.
Симфоническая музыка.
Если бы можно было увидеть его!
В гостях у сестры Магды.
3
2
1
9
6
7
8
5
Дети выполняют в паре. ОТВЕЧАЕТ 3 РЯД. По 1 ученику с парты выходят и
расставляют цифры.
Слайд. На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”
О ком сказаны эти слова? (Об Э. Григе.)
Дети 2 ряда нам расскажут о композиторе.
1. Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
2. Черты характера (каким был человек: открытым, замкнутым)
3. Круг его интересов. 4. Его творчество.
Подтвердите отрывками из рассказа.
(Он жил в Норвегии. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за
полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.
Во время прогулки Григ известный всему миру композитор, с удовольствием беседует
с дочкой лесника. Он прост в общении – беседует с дочерью лесника, не высокомерен,
он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный “А теперь давай корзину. Ты её
едва тащишь”.
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?
Из биографии Грига мы знаем, что дочь композитора прожила один год. Она была
белокурая и зеленоглазая, как и Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у
Григов не было. Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже
взрослым человеком, душой был близок детям. Он любил сказки и легенды о
таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим
маленьким друзьям.
Как беседовал композитор с девочкой?
А попробуем сейчас прочитать по ролям отрывок. Пожалуйста, Потемкин Максим
сыграет роль композитора, а Зайнаб – Дагни.
Словесный портрет девочки. Характер добрая, трудолюбивая, доверчивая, милая,
красивая, чуткая. (примеры из текста)
Что надеялась получить в подарок Дагни?
Почему Григ отстрочил свой подарок, пообещал подарить через 10 лет? Прочитайте.
А что у девочки в корзине? Она так тяжела!
В корзине у Дагни еловые шишки!
А зачем девочке понадобились шишки?
Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.
У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса?
У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. (Слайд
Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена,
выращивал деревья.
Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые
пригодятся в дальнейшей жизни.
Посмотрите на экран. Что это за предмет? Слайд. (Рояль.)
Как выглядела комната мастера? Какими художественными средствами описывает
Паустовский инструмент? стр. 51
Что он представлял, видел?
Найдите олицетворение к словам.
Художественные средства: эпитет, олицетворение, сравнение
Рояль
Клавиши
Струна Снег
Рояль (пел), клавиши (тосковали, смеялись, гремели), струна (плакала)
Прослушивание музыкального отрывка. ( 20сек.)
Представим, что мы присутствуем на концерте вместе с Дагни.
Прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”.
После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.
А теперь прочитайте о том, что слышала, представляла Дагни, в посвященном ей
музыкальном произведении. Работа с текстом с.56
Обратите внимание на знаки препинания.
Какие чувства можно передать? Радость, волнение, счастье.
Стадия осмысления.
Написание синквейнов по рядам «Музыка»
Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в парах)
1. Музыка
2. 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему.
3. На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
4. Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
5. Запишите синоним к этому слову.
СИНКВЕЙН
1. Жизнь музыка
2. Интересная, удивительная нежная, умиротворяющая
3. Проходит, радует, бьёт ключом нахлынет, успокоит, очарует
4. Жизнь дана на добрые дела она царица моего сердца
5. Счастье радость счастье
1. природа музыка
2. удивительная, красивая красивая, разная
3. шумит, радует, занимает окрыляет, возбуждает, успокаивает
4.
5. человек язык звуков
без природы жизнь невозможна музыка жизнь украшает
1. Григ Дагни
2. Добрый, скромный, Добрая, чуткая.
3. удивляет, дарит, трудится Любит, помогает, заботится.
4. Волшебник и чародей Григ сочинил для неё музыку.
5.
Композитор Девушка
Жизнь.
Прекрасная, удивительная.
Заботиться, радоваться.
Делать добро людям.
Счастье.
Почему о Григе сказано, что он волшебник и великий музыкант. (только волшебник мог написать такую красивую музыку.
Величие человека в его простоте. Музыкой Григ делает людей лучше)
А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки
Паустовским?
Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?
Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?
(её надо услышать)
У: Как связаны литература и музыка?
Д: Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить,
чувствовать, переживать.
Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку
словами?
(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?
спросили, как – то Э. Грига.
В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов,
волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.
Скажите все ли задачи, поставленные на уроке, были решены?
У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?
Какова главная мысль произведения?
“Чем должен жить человек?”
Послушайте высказывание ученика другого класса. Видео.
Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…
У. Да, музыка – это чудо. В переливах струн, в звучании чернобелых клавиш таятся
такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя
классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.
У. Сегодня на уроке мы о многом поговорили, на много вопросов ответили. А один
забыли. Причем же тут шишки?
Вспомните, как Григ помог малышке?
Он донес ее тяжелую корзину.
А как он помог ей во взрослой жизни?
Он помог ей жить.
А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками.
У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и
поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые
помогли раскрыть и понять книгу душевных отношений.
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет
всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый
человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди,
которым был посвящён наш урок. Это К. Г. Паустовский и Эдвард Григ.
Домашнее задание. (Слайд 41)
Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 42).
У каждого из вас на столе лежит шаблон шишки. Напишите на ней: одно словотайну,
которую вы открыли сегодня для себя.
Итог урока. Слайд. Оценочные листы
Цель: оценить содержание этапов урока
На доске этапы урока
Работа с тестом
Работа с текстом
Восстановление плана
Слушание музыки
Составление синквейна
Прикрепите свою шишку к тому виду деятельности, которая понравилась больше всего.
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.