Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
19.01.2017
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"
Конспект урока Литературного чтения в 3 классе. Тема. Н.А. Некрасов. «Славная осень» Цели: 1. Познакомить уч-ся с некоторыми биографическими фактами поэта. 2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произве- дение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка. 3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.
Конспект открытого урока Литературного чтения в 3 классе..doc
1 Конспект урока Литературного чтения в 3 классе. Тема. Н.А. Некрасов. «Славная осень» Цели: 1. Познакомить уч­ся с некоторыми биографическими фактами                  поэта.             2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произве­                 дение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение                    выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения                  выделять из текста выразительные средства языка.             3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.  Ход урока. I. Орг. момент. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво.  Тихо сели, спинки прямо.  Мы легонечко вздохнём.  Урок чтения начнём.  1. Сообщение темы и целей урока.                                                                                         тихая                     золотая                                дождливая ?            застенчивая  хмурая                                             славная ­ Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут  вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень) ­ Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока? ­ ­Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним  стихотворением, которое посвятил осени  известнейший поэт  Алексей Николаевич Некрасов. Мы постараемся с вами II. 2 представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки,  почувствовать запахи.  ­ А для начала  речевая разминка. Речевая разминка. 1. Зарядка для языка. Жил был Язычок. Проснулся Язычок утром рано, потянулся.  Выглянул в окошко, посмотреть, тепло или холодно на улице.  Показалось прохладно. Надел язычок шапку и вышел на улицу. Сел  на лавочку. Сидит, отдыхает. То влево посмотрит, то вправо, то  солнцем ярким в небе любуется, то цветами восхищается. Подышал  свежим воздухом и в дом зашёл. Решил Язычок порядок навести: пол подмёл, все четыре стены до блеска натёр и даже с потолка пыль  смахнул. Ну вот, а теперь можно и книжку почитать. 2. На доске записано стихотворение. Под ногами в листопад Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок.                                        ( В. Голяховский) ­ Прочитайте стихотворение глазками. ­ О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о  листопаде) ­ В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? ­ Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок) ­ А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание  листьев) ­ Какой звук нужно для этого выделять? (ш) ­ Как называется такой приём в поэзии? (аллитерация)            ­   Что такое аллитерация? (АЛЛИТЕРАЦИЯ ­  повторение    одинаковых  согласных, придающее  стиху, особую звуковую      выразительность.) ­ Прочитайте стихотворение хором медленно, быстрее,  скороговоркой. ­ А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого,  что нужно сделать?  (найти слова,  на которые падает логическое  ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.) ­ Ребята, а кому из вас  нравится осень?  III. Проверка дом. зад. 1. Чтение сочинений о любимом времени года. ­ Дома вы должны были написать небольшое сочинение о любимом  времени года. Кто из вас писал об осени?  3 ­ Прочтите свои сочинения. (дети читают сочинения о любимом  времени года) ­ Да, немногим нравится это время года. Обычно думают: ну что в  ней  хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче  становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна  серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным.  На  самом –то деле она совсем не такая. Из всех времён года осень –  самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины.  Многие поэты и писатели, художники и композиторы   прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.           ­ Всякий ли человек может писать о природе? (нет)         ­ А каким должен быть этот человек? ( наблюдательным, который любит  природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать) IV. Знакомство с новым материалом. 1. Слово учителя. ­ Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал  Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами,  которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит  слышать душу поэта, работу его ума и сердца.  2. Чтение стихотворения учителем наизусть. (Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение) ­ Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы,  которые изобразил автор в своём стихотворении. 3. Проверка первичного восприятия. ­ Какие же картины возникли в вашем воображении? ( Я в своём воображении  представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем  потеряли свой осенний наряд.  Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под  ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему­то мягкому,  пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор  сравнивает с тающим сахаром.) ­ А вот, какие картины, нарисовали ваши одноклассники к этому  стихотворению с помощью красок. ­ А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения?  (Чувства радости, настроение восторженное, ободряющее и в то же время  ощущение спокойствия)  ­ А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при  слушании  этого стихотворения? (Это настроение нам задаёт автор) 4 ­ Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы  понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен  особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению.  Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу  над любым произведением мы начинаем со словарной работы. 4. Словарная работа.  Работа в парах.(Слова  и их значения записаны на  отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно  соединить слово и его значение) ­ Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам,  наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот  конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг  другу.  А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на  карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его  лексическим значением. А потом мы проверим.   СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый БОДРИТ – придавать бодрость СТУДЁНЫЙ­ очень холодный ПРОСТОР – свобода, раздолье ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости. НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий. 5. Повторное чтение стихотворения самими уч­ся. ­ А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и: ­Определите тему стихотворения. (Осень) ­ Что такое тема? (Тема ­ это то, о чём говорится в стихотворении) ­ Определите идею стихотворения. (показать красоту  осенней природы) ­ Что такое идея произведения? (Основная, главная мысль, замысел) 6. Работа в тетради. Заполнение таблицы.  ­ А сейчас откройте тетради, у нас с вами уже начерчена табличка, которую  мы заполним сейчас все вместе . Отметьте число 9 октября и запишите  название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!» 5 ­ Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней  красотой поэты и писатели  использует различные художественно­ изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать. А для начала вспомним: ­ Какие художественно – изобразительные средства вы знаете?  (олицетворение, сравнение, эпитет) ­ Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в  виде живых существ) ­ Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём  сравнения его с другим.) ­ Что такое эпитет? (слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой?  какая? какие?) ­ Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём  стихотворении. Отметьте их  карандашом.   ­ Какие образы автор рисует в своём стихотворении? Перечислите и запишите  в первый столбик таблицы.  (заполнение 1 столбика таблицы) (В ходе дальнейшей беседы заполняется второй и третий столбики) ­ Давайте посмотрим, какие характеристики и с помощью, каких  художественно – изобразительных средств он создаёт эти  образы. ­  Какая осень? (славная) Почему он подбирает именно это слово? ( Хорошая,  тихая, спокойная). Какое художественно – изобразительное средство  применил автор? (эпитет) Это определение осени поэт употребляет дважды  вначале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает?  (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит  её.) Обратите внимание, какой знак стоит в конце этих предложений?  (восклицательный) О чём он говорит? (Что читать эти предложения нужно с  восклицательной интонацией.) Уже первая строчка в стихотворении вводит  читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст  раскрывает  «чудесность» осенней природы. ­ Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?( здоровый, ядрёный)  Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет)  Если воздух здоровый, ядрёный, бодрит, значит легко дышится, как мы  должны прочитать эти строки о воздухе? (легко, бодро) ­ Далее автор описывает лёд. Какую характеристику он подбирает?  (неокрепший) Почему автор даёт ему такую характеристику? ( в это время  года лёд ещё очень хрупкий). ­ С чем сравнивает автор неокрепший лёд? (с 6 тающим сахаром) ­Почему? (непрочный, рыхлый) ­Как называется  художественно – изобразительное средство, когда свойство одного предмета  переносится на другой предмет? (сравнение) – С какой интонацией прочтём  эту строку? ( интонация загадочности должна присутствовать в прочтении  этой строки)  ­ А речку автор называет…..(студёной). ­ Почему? (Вода в реке в это время  года очень холодная.) ­ Далее автор описывает лес. ­ С чем сравнивает поэт лес? (с мягкой  постелью) ­ Почему выбирает такое сравнение? ( около леса – опавшая листва, как мягкая постель) Поэт не случайно выбирает такое сравнение,  дело в том,  что природа у Некрасова воспринимается не сама по себе, а в единстве с  человеком. Его картины всегда передают чувства и настроение простого  народа. Дело в том, что это отрывок из стихотворения «Железная дорога,  посвящённое  Некрасовым  народу труженику, который вынужден был  отправляться на поиски работы. Они шли на заводы и фабрики, на  строительство железных и шоссейных дорог, где терпели унижения,  оскорбления, работали сутками, измождённые, уставшие, они всё же  исполняли свой долг перед Родиной. Наверно, в этом сравнении скрывается  мысль народа об отдыхе, после изнурительной работы, вот ещё и  поэтому  Некрасов  выбирает такое сравнение. ­ Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно ­   изобразительное средство, как сравнение. Найдите его. ( Листья поблёкнуть  ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр.) С чем автор сравнивает  листья?  ­ Почему листья автор сравнивает с ковром?  (их много, они  устилают всю землю).  ­ И каким кажется этот ковёр? (красивым,  разноцветным). ­ И поэтому эти строки мы должны прочитать красиво, с  чувством восхищения) ­ И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях? ­Какие они? ­­ ­  Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.)  Автор  использует такое выразительное средство как эпитет. Ведь недаром, в начале  урока мы говорили с вами о том, что осень застенчивая, а начинается она с  особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко­ глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения,  и рассказчик, который увидел всю  эту картину природы из окна, мчащегося вагона. Обратите внимание, что  автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не  заканчивается, а можно ещё  бесконечно говорить и восхищаться ей. 7  образ осень воздух Лёд речка лес Н.А. Некрасов «Железная дорога» характеристика славная Здоровый Ядрёный Бодрит Неокрепший Тающий сахар студёная Мягкая постель Простор Худ средства эпитет эпитет Сравнение Сравнение листья Желты свежи Ковёр Эпитет Сравнение дни Ясные, тихие эпитеты Вывод  Восхищается С восклицанием легко дышится бодро загадочно Автор  рассказывает о  тяжёлой доли  народа –  труженика. Мечта отдохнуть от  тяжёлого  физического  труда. Красиво  восхищение загадочно Отдых,  спокойствие Ощущение  незаконченности ­ Мы сейчас с вами, составляя таблицу,  попробовали вчитаться  в каждое  слово стихотворения, понять, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ,  попытались понять, что чувствовал автор в момент  написания этого произведения, и представить  же, конечно,  картины осенней  природы, которые автор изобразил словами. ­ Так для чего же  поэт использует сравнения, эпитеты и другие  художественно­выразительные средства в своих произведениях? (чтобы  сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли  легче представить описываемый предмет) 7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. 8 ­ Чтобы прочитать это стихотворение выразительно,  возьмите карандаш и  подчеркните те слова, на которые вы бы сделали логические ударения.  Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно) ­ Как мы должны прочитать это стихотворение?  (предложения с  восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для  сравнений, которые использует автор, наверно, выберем   интонацию  загадочности, Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения  нет  законченности предложения,  стоит многоточие, тембр голоса  снижаем и  останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.) 8. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2­3 человека) ­ В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей  природы. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу  душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу  родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для  человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым,  ядрёным воздухом. 9.  Биография писателя.   Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков,  которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую  баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.   Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка.  Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей  Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко  эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта , (она Елена  Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно  образованной и полной противоположностью своему грубому мужу)  заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и  не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов  нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие  часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно  занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на  фортепиано и пела.    Отец  Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими  ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню,  и эта детская дружба сохранилась на долгие годы.  « За нашим садом  начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала 9 брата» ­ вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он  проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню,  принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда  Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение  с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по  лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала  многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он  любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться,  повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов  привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды,  переживал их радости  и горести, помогал советом и добрым словом. V.  Подведение итогов. Дом. зад. Вот и подходит наш урок к завершению. Я надеюсь, что сегодняшний урок  хотя бы немножко заставил вас полюбить осень, увидеть в ней ту красоту,  которая скрывается от наших глаз, почувствовать её душой и сердцем.  Стр. 168 – наизусть.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме " Н.А. Некрасов. «Славная осень»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017