Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Восхищение красотой мира. Японская поэзия Хокку».
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Восхищение красотой мира. Японская поэзия Хокку».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
04.03.2018
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Восхищение красотой мира. Японская поэзия Хокку».
Автор: Першутина Ольга Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 21» города Тамбова. Цель урока: формировать умение видеть «красоту в простом» Задачи урока: дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Конспект урока Японская поэзия Хокку (1).doc

Урок литературного чтения в 3 классе

«Восхищение красотой мира. Японская поэзия Хокку».

 

Автор: Першутина Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 21» города Тамбова.

 

Цель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»

Задачи урока:

 дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения,        развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь;        воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

Уметь:

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

 - самому  задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

-  проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

 - высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные:

-  определять цель учебной деятельности  при  определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем  при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

Познавательные:

Обшеучебные

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

Логические:

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков  (существенных и несущественных);

Коммуникативные:

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Оборудование (средства) урока:  Компьютер, проектор, экран. индивидуальные карточки, выставка книг по теме урока, конверты с заданиями.

Ход урока.

1.     Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.   (2 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна Першутина. Сегодня я проведу урок литературного чтения. А теперь и вы шепните мне каждый свое имя. (Дети шепотом произносят свои имена).  Спасибо!

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и они вам тоже подарят свои улыбки.

Ребята, а вы умеете любоваться? (Да/Нет)

А чем вы можете любоваться? (Ответы детей)

Во все времена людям хотелось запечатлеть красоту мира. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Что писали композиторы? Художники? Поэты?

Учитель: Подумайте! А можете ли вы любоваться обычным листочком? Обычной травой? Пеньком? Осыпавшимся цветком?

 Презентация Слайд 2 - 6 (Некрасивые картинки)

 

(На экране появляется на последнем слайде стихотворение).

  1. Актуализация знаний.  (2 мин.)

Осыпался… Но в сердце

Будет цвести всегда

Этот пион.

                                 Бусон

Учитель: Послушайте это произведение. (Чтение стихотворение учителем).  Что это за произведение? (Ответы детей: это маленькой произведение)

Что в этом стихотворении необычного?

Кто автор этого произведения? (Ответ детей).

Этот автор жил в Японии в 18 веке. Бусон – это не настоящее его имя.

Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, какая же страна является Родиной этих стихов?

Видео «Япония»

3.     Постановка учебной цели.  (1 мин.)

Учитель: Вы догадались какую страну вы увидели на экране? (Ответы детей). О чем  мы сегодня будем говорить? (О необычных произведениях и познакомимся с их секретами и даже попробуем сочинить их сами)

Да, верно! Это  Япония – Родина этих стихов, которые называются «Хокку» или «Хайку». В них поэты выражают своё восхищение красотой мира. Самые яркие представители этого жанра были Мацуо Басё и Кабаяси Исса.

Послушайте их хокку. Внимание на экран.

 

Видео «Стихи хокку»

 

Как же читают хокку? Нужно ли кричать, когда читаешь? (Спокойно)

 

Чем же любуются в Японии? Как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Осенью японцы любуются хризантемами, а также жёлтыми и алыми клёнами. Зимой любуются снегом. Весной – цветущими вишнями. Летом – пионам. В любое время года в Японии любуются луной. Есть даже беседки и террасы для любования луной.

 

 

(На экране появляется на последнем слайде стихотворение).

 

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашён!

                                         Исса

Учитель: Ребята, закройте все глаза. Что мы представляем? Мы представляем уголок природы тёмной безлунной ночью. А теперь из-за тучки появляется полная луна. Ребята, вы понимаете о каком празднике идёт речь?

Как вы думаете, почему на праздник приглашены все, даже самые мелкие кустики? (ответы детей)

4.     Усвоение новых знаний.  (4 мин.)

Учитель: Настало время познать секреты японского Хокку. Откройте свои книжечки. Прочитайте все хокку про себя и рассмотрите иллюстрации к ним.

Дети читаю хокку

 

Учитель: Прочитайте первое хокку. Второе хокку. Третье хокку. Четвертое хокку. Пятое хокку.

Учитель: Прочитайте первую строчку каждого хокку. Назовите предмет любования в каждом хокку. (В первом? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом?).

В какой строчке назван этот предмет? В первой? Второй? Или третьей?

На доске появляется слово 1 строка «Предмет»

Учитель: А теперь прочитайте вторую строчку. Что говорится об этом предмете? Что он делает?(Выделить глагол!).

Итак, чаще всего во второй строчке говорится о действии предмета или о его признике.

На доске появляется слово 2 строка «Действие»

Учитель: Прочитаем вслух третью строчку. Самая главная строчка, как вы думаете, какая? (Третья).Это необычный вывод, выражает эмоциональное состояние поэта.

На доске появляется слово 3 строка «Вывод»

Учитель: Что мы можем теперь сказать о хокку? Что это?

1.     Это философское стихотворение.

2.     Состоящее из трёх строчек.

3.     В них нет рифмы.

4.     Как правило это стихотворения о природе.

 

  1. Работа по теме урока.  Первичное закрепление знаний.   (7 мин.)

 

Учитель: Мы попробуем научиться сочинять сами хокку. И возьмём с собой помощников. Они есть у каждого человека. Эти помощники всегда с нами: это наши органы чувств, которые помогают нам любоваться и чувствовать природу:

1.     Помощник «Я- вижу» (глаз). 2. Помощник «Я слышу» (ухо). 3. Помощник «Я- чувствую запах» (нос). 4. Помощник «Я – чувствую на вкус» (язык). 5. Помощник «Я ощущаю» (рука).

Японцы очень наблюдательные люди. Они умеют не просто видеть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться.

 

Учитель: Настало время сочинять хокку. Я вам помогу! Давайте посмотрим на сюжетную картинку. (На экране картинка снеговика и дома с сосульками)

Кто здесь грустит? (Снеговик).  А что с ним происходит? (Тает)

-Давайте проверим, подходит первая строчка нам для хокку? (Снеговик тает). Подходит.

Теперь вторая строчка (Дом плачет сосульками) Подходит для нашей второй строчки

А кто здесь радуются? (Скворцы или птицы рады) Давайте проверим. А как сказать по-другому? (Скворцы довольны). Подходит для нашей 3 строчки.

Кто может прочитать всю хокку?

         Снеговик тает.

         Дом плачет сосульками.

         Скворцы довольны.

Молодцы! Вам понравилось сочинять хокку? (Ответы детей)

Но пора и отдохнуть. А помните о какой стране мы сегодня говорим?

 

   6.  Физкультминутка.  (2 мин.)

1. Японию по-другому называют «Страной восходящего солнца». Покажите как восходит солнце? А заходит?

2. А сейчас мы отправимся осматривать красоты японской горы Фудзиямы. Кто сможет изобразить гору?

3. А сейчас нас ждёт символ Японии  - японский журавлик. Полетели вокруг себя как настоящие журавлики.

4. Сейчас исполним национальный японский танец с веером. Представим, что наши руки – это веер. Помашем веером.

 

  7. Работа по теме урока.   Вторичное закрепление знаний.   (4 мин.)

Самостоятельная работа в парах.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию несколько миниатюр. Работать будете в парах. У вас на столах лежат конверты с японскими картинками. Откройте их и достаньте задания. У каждой пары есть пять строчек, на которых написаны предложения. Вы читаете в парах шепотом все строчки. А затем попробуйте составить из них трехстишье, которое будет относиться к сюжетной картинке, которую я вам раздам. Можете приклеить свое хокку на сюжетную картинку.

Учитель: Кто первый составил можете прочитать нам.

(Несколько детей выходят к доске и читают свои хокку)

 

 

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали! Вы сочинили очень сложные хокку. Мы сейчас соберем все наши картинки с хокку и создадим целый сборник из ваших работ. (Учитель собирает работы у  детей и кладет в папку).

 

Домашнее задание.

Учитель: Посмотрите на выставку книг. Я подобрала для вас некоторые хокку. Я взяла их в ДОБ (детской областной библиотеке). Вы тоже можете их использовать.

Дома найдите понравившееся хокку в книге и выучить наизусть. А если кому-то очень понравилось сочинять хокку, то можете дома сочинить своё хокку и прислать мне письмо по электронной почте. Адрес вы найдете в этой папке с вашими хокку.

 

     8. Рефлексия деятельности.  (2 мин.)

Учитель: Ребята, посмотрите на мой цветок, который перед вами. Это сакура – символ Японии, по-нашему «вишня». В марте она цветёт и японцы устраивают праздник, чтобы полюбоваться.

Учитель:

1. Если вам было всё понятно на уроке, получилось составлять хокку, можете рассказать и научить других сочинять хокку и у вас прекрасное настроение, то поднимите вверх жёлтую бабочку. (Учитель показывает жёлтую бабочку и прикрепляет её на цветок)

2. Если вам было не всё понятно,  получилось составить хокку, но пока вы не готовы научить других и у вас хорошее настроение, то поднимите вверх синюю бабочку. (Учитель показывает красную бабочку и прикрепляет её на цветок)

3. Если вам было всё понятно на уроке, но не всё получилось - поднимите красную бабочку. (Учитель показывает синюю бабочку и прикрепляет её на цветок)

 

Бабочки полёт

Будит тихую поляну

В солнечных лучах

                      

                         Басё

 

Учитель: Молодцы, спасибо вам за работу. Урок окончен.

 

 

 


Урок литературного чтения в 3 классе «Восхищение красотой мира

Урок литературного чтения в 3 классе «Восхищение красотой мира

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Видео «Стихи хокку» Как же читают хокку?

Видео «Стихи хокку» Как же читают хокку?

Учитель: Что мы можем теперь сказать о хокку?

Учитель: Что мы можем теперь сказать о хокку?

Работа по теме урока. Вторичное закрепление знаний

Работа по теме урока. Вторичное закрепление знаний

В солнечных лучах

В солнечных лучах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018