Урок литературного чтения в 3 классе
«Восхищение красотой мира. Японская поэзия Хокку».
Автор: Першутина Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 21» города Тамбова.
Цель урока: формировать умение видеть «красоту в простом»
Задачи урока:
дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
- знать жанр японской поэзии (хокку);
- знать особенности построения японских стихов (хокку);
- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела
Уметь:
-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;
-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;
- читать наизусть японские стихи (хокку);
- сочинять японские стихи (хокку);
-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;
- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку
- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);
- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.
- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).
Познавательные:
Обшеучебные
- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;
- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию
Логические:
-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
Коммуникативные:
- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.
Оборудование (средства) урока: Компьютер, проектор, экран. индивидуальные карточки, выставка книг по теме урока, конверты с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна Першутина. Сегодня я проведу урок литературного чтения. А теперь и вы шепните мне каждый свое имя. (Дети шепотом произносят свои имена). Спасибо!
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и они вам тоже подарят свои улыбки.
Ребята, а вы умеете любоваться? (Да/Нет)
А чем вы можете любоваться? (Ответы детей)
Во все времена людям хотелось запечатлеть красоту мира. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Что писали композиторы? Художники? Поэты?
Учитель: Подумайте! А можете ли вы любоваться обычным листочком? Обычной травой? Пеньком? Осыпавшимся цветком?
Презентация Слайд 2 - 6 (Некрасивые картинки)
(На экране появляется на последнем слайде стихотворение).
Осыпался… Но в сердце
Будет цвести всегда
Этот пион.
Бусон
Учитель: Послушайте это произведение. (Чтение стихотворение учителем). Что это за произведение? (Ответы детей: это маленькой произведение)
Что в этом стихотворении необычного?
Кто автор этого произведения? (Ответ детей).
Этот автор жил в Японии в 18 веке. Бусон – это не настоящее его имя.
Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, какая же страна является Родиной этих стихов?
Видео «Япония»
3. Постановка учебной цели. (1 мин.)
Учитель: Вы догадались какую страну вы увидели на экране? (Ответы детей). О чем мы сегодня будем говорить? (О необычных произведениях и познакомимся с их секретами и даже попробуем сочинить их сами)
Да, верно! Это Япония – Родина этих стихов, которые называются «Хокку» или «Хайку». В них поэты выражают своё восхищение красотой мира. Самые яркие представители этого жанра были Мацуо Басё и Кабаяси Исса.
Послушайте их хокку. Внимание на экран.
Видео «Стихи хокку»
Как же читают хокку? Нужно ли кричать, когда читаешь? (Спокойно)
Чем же любуются в Японии? Как вы думаете? (Ответы детей)
Учитель: Осенью японцы любуются хризантемами, а также жёлтыми и алыми клёнами. Зимой любуются снегом. Весной – цветущими вишнями. Летом – пионам. В любое время года в Японии любуются луной. Есть даже беседки и террасы для любования луной.
(На экране появляется на последнем слайде стихотворение).
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашён!
Исса
Учитель: Ребята, закройте все глаза. Что мы представляем? Мы представляем уголок природы тёмной безлунной ночью. А теперь из-за тучки появляется полная луна. Ребята, вы понимаете о каком празднике идёт речь?
Как вы думаете, почему на праздник приглашены все, даже самые мелкие кустики? (ответы детей)
4. Усвоение новых знаний. (4 мин.)
Учитель: Настало время познать секреты японского Хокку. Откройте свои книжечки. Прочитайте все хокку про себя и рассмотрите иллюстрации к ним.
Дети читаю хокку
Учитель: Прочитайте первое хокку. Второе хокку. Третье хокку. Четвертое хокку. Пятое хокку.
Учитель: Прочитайте первую строчку каждого хокку. Назовите предмет любования в каждом хокку. (В первом? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом?).
В какой строчке назван этот предмет? В первой? Второй? Или третьей?
На доске появляется слово 1 строка «Предмет»
Учитель: А теперь прочитайте вторую строчку. Что говорится об этом предмете? Что он делает?(Выделить глагол!).
Итак, чаще всего во второй строчке говорится о действии предмета или о его признике.
На доске появляется слово 2 строка «Действие»
Учитель: Прочитаем вслух третью строчку. Самая главная строчка, как вы думаете, какая? (Третья).Это необычный вывод, выражает эмоциональное состояние поэта.
На доске появляется слово 3 строка «Вывод»
Учитель: Что мы можем теперь сказать о хокку? Что это?
1. Это философское стихотворение.
2. Состоящее из трёх строчек.
3. В них нет рифмы.
4. Как правило это стихотворения о природе.
Учитель: Мы попробуем научиться сочинять сами хокку. И возьмём с собой помощников. Они есть у каждого человека. Эти помощники всегда с нами: это наши органы чувств, которые помогают нам любоваться и чувствовать природу:
1. Помощник «Я- вижу» (глаз). 2. Помощник «Я слышу» (ухо). 3. Помощник «Я- чувствую запах» (нос). 4. Помощник «Я – чувствую на вкус» (язык). 5. Помощник «Я ощущаю» (рука).
Японцы очень наблюдательные люди. Они умеют не просто видеть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться.
Учитель: Настало время сочинять хокку. Я вам помогу! Давайте посмотрим на сюжетную картинку. (На экране картинка снеговика и дома с сосульками)
Кто здесь грустит? (Снеговик). А что с ним происходит? (Тает)
-Давайте проверим, подходит первая строчка нам для хокку? (Снеговик тает). Подходит.
Теперь вторая строчка (Дом плачет сосульками) Подходит для нашей второй строчки
А кто здесь радуются? (Скворцы или птицы рады) Давайте проверим. А как сказать по-другому? (Скворцы довольны). Подходит для нашей 3 строчки.
Кто может прочитать всю хокку?
Снеговик тает.
Дом плачет сосульками.
Скворцы довольны.
Молодцы! Вам понравилось сочинять хокку? (Ответы детей)
Но пора и отдохнуть. А помните о какой стране мы сегодня говорим?
6. Физкультминутка. (2 мин.)
1. Японию по-другому называют «Страной восходящего солнца». Покажите как восходит солнце? А заходит?
2. А сейчас мы отправимся осматривать красоты японской горы Фудзиямы. Кто сможет изобразить гору?
3. А сейчас нас ждёт символ Японии - японский журавлик. Полетели вокруг себя как настоящие журавлики.
4. Сейчас исполним национальный японский танец с веером. Представим, что наши руки – это веер. Помашем веером.
7. Работа по теме урока. Вторичное закрепление знаний. (4 мин.)
Самостоятельная работа в парах.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию несколько миниатюр. Работать будете в парах. У вас на столах лежат конверты с японскими картинками. Откройте их и достаньте задания. У каждой пары есть пять строчек, на которых написаны предложения. Вы читаете в парах шепотом все строчки. А затем попробуйте составить из них трехстишье, которое будет относиться к сюжетной картинке, которую я вам раздам. Можете приклеить свое хокку на сюжетную картинку.
Учитель: Кто первый составил можете прочитать нам.
(Несколько детей выходят к доске и читают свои хокку)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали! Вы сочинили очень сложные хокку. Мы сейчас соберем все наши картинки с хокку и создадим целый сборник из ваших работ. (Учитель собирает работы у детей и кладет в папку).
Домашнее задание.
Учитель: Посмотрите на выставку книг. Я подобрала для вас некоторые хокку. Я взяла их в ДОБ (детской областной библиотеке). Вы тоже можете их использовать.
Дома найдите понравившееся хокку в книге и выучить наизусть. А если кому-то очень понравилось сочинять хокку, то можете дома сочинить своё хокку и прислать мне письмо по электронной почте. Адрес вы найдете в этой папке с вашими хокку.
8. Рефлексия деятельности. (2 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите на мой цветок, который перед вами. Это сакура – символ Японии, по-нашему «вишня». В марте она цветёт и японцы устраивают праздник, чтобы полюбоваться.
Учитель:
1. Если вам было всё понятно на уроке, получилось составлять хокку, можете рассказать и научить других сочинять хокку и у вас прекрасное настроение, то поднимите вверх жёлтую бабочку. (Учитель показывает жёлтую бабочку и прикрепляет её на цветок)
2. Если вам было не всё понятно, получилось составить хокку, но пока вы не готовы научить других и у вас хорошее настроение, то поднимите вверх синюю бабочку. (Учитель показывает красную бабочку и прикрепляет её на цветок)
3. Если вам было всё понятно на уроке, но не всё получилось - поднимите красную бабочку. (Учитель показывает синюю бабочку и прикрепляет её на цветок)
Бабочки полёт
Будит тихую поляну
В солнечных лучах
Басё
Учитель: Молодцы, спасибо вам за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.