Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
10.01.2019
Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема урока: Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Художественные средства выразительности. Цели: анализ стихотворения “Парус” (художественные средства, своеобразие лермонтовских чувств); формирование осознанности чтения, пополнение словарного запаса; развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствование навыков самоконтроля учащихся. Оборудование: учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока «Биография М.Ю. Лермонтова».
Конспект урока ПАРУС.docx
Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века» Подготовила: Виноградова Елена Олеговна,  учитель начальных классов  МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород Тема:  Знакомство   с   творчеством   М.Ю.   Лермонтова.   Стихотворение   М.Ю.   Лермонтова «Парус». Художественные средства выразительности. Цели:   анализ стихотворения “Парус” (художественные средства, своеобразие лермонтовских чувств);   формирование осознанности чтения, пополнение словарного запаса;   развитие   зрительного   и   слухового   восприятия,   совершенствование   навыков самоконтроля учащихся. Метапредметные результаты: Личностные   УУД: формирование   учебно­познавательного   интереса   к   новому учебному   материалу,   творческую   фантазию,   способность   к   самооценке,   расширение кругозора. Регулятивные   УУД: преобразование   практической   задачи   в   познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия. Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям. Коммуникативные   УУД: строить   речевые   высказывания   в   устной   форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе). Оборудование:   учебник   Л.   А.   Ефросининой   «Литературное   чтение»   4   класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока «Биография М.Ю. Лермонтова». Тип урока: открытие новых знаний. 1. Организационный момент ...Так жизнь скучна, когда боренья нет. М.Ю. Лермонтов ­ Ребята, начинаем урок. Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?  ­ Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции, мимика, жесты и т.п.) ­ Это будет зависеть от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится.. 2. Речевая разминка (на доске скороговорка). «Кто хочет разговаривать, 1 Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно» ­ Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово. ­ О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить) ­ Какие слова надо выделить?  Это должны быть самые важные слова. ( расстановка логических ударений) ­ Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. ­ Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.  3.  Актуализация  знаний. Посмотрите на портрет. Знаком ли вам этот человек? Что вы о нем знаете? ­ Давайте расскажем, что мы знаем о Лермонтове 1. Как звали его бабушку? (Елизавета Алексеевна Арсеньева). 2. Где находилось имение бабушки? (В Тарханах). 3. Где получил первоначальное образование будущий поэт? (Дома). 4. Сколько лет было поэту, когда умерла его мама?(2года) М. Ю. Лермонтов рано начал писать стихи. Взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались. – Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму. 5. Куда в детстве М.Ю.Лермонтов ездил вместе с бабушкой для поддержания здоровья? (На Кавказ). 6. Как называется полезная вода в тех краях? (минеральная) 7. Куда поступает Лермонтов в 14 лет? (В Благородный пансион). 8. Когда пробует писать юный Лермонтов? (Учась в Благородном пансионе). 9. Какими языками свободно владел поэт? (Французский, немецкий). 10. На каком музыкальном инструменте играл Лермонтов? (На скрипке). 11. Куда поступает учиться поэт после окончания пансиона? (В университет). 12. Сколько лет прожил поэт? (27лет) 4. Проверка домашнего задания. В 1827 М.Ю. Лермонтов приехал в Москву. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много   новых   впечатлений.   Первая   любовь,   первые   столкновения   с   миром   зла   и несправедливости, первые стихи. Работа над стихотворением «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»  ­ В каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве.  (Люблю священный блеск твоих седин  И этот Кремль зубчатый, безмятежный) ­ Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан). ­ Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» ­ это метафора.. 2 ­   Кого   в   стихотворении   автор   называет чуждым   властелином?   (Наполеона,   занявшего Кремль) ­ Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть) ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!) Проверка выразительного чтения стихотворения «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…». 5. Работа над произведением М.Ю. Лермонтова «Парус». ­ Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку   по   Финскому   заливу,   он   вышел   к   побережью   и   увидел   раскинувшуюся   перед глазами картину. ­Как вы думаете, что увидел Лермонтов?  Попробуйте   представить   себя   на   скалистом   берегу.   У   ваших   ног,   искрясь, переливаясь   в   бликах   солнца,   плещется,   волнуется,   самое   прекрасное,   нежно­голубое, сказочно­необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. ­Какие   чувства   может   испытывать   человек   в   этот   момент?   (Человек   волнуется, любуется красотой моря.) Близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. ­ Какое море в тихую погоду, в бурю? Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться   с   ней   и   побеждать.   Люди   строили   лодки,   крепили   к   ним   паруса.   Парус   для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». ­ Послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Проверка первичного восприятия:  Понравилось ли вам это произведение?  Что вы чувствовали, когда слушали его?  Когда вы переживали?  Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (Сочувствие.)  Что такое буря? (Стихия, разрушение, но и возможность испытать свои силы.)  Что может нести с собой буря? (Разрушение, перемены, трагедии.)  Что символизирует  море?  (Жизнь, судьбу. Море  – жизнь,  разная  погода  – полосы  в жизни человека…) 3 Анализ стихотворения.   ­ Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту. (Образ моря на протяжении стихотворения меняется. Оно разное. Сначала туманное «в   тумане   моря»   ­   метафора,   потом   игривое   (играют   волны   ­олицетворнение),   затем спокойное.) ­ А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте. (Одинокий и мятежный.) ­ Известно, что вначале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет? (Говоря   «отдаленный»   мы   имеем   в   виду   предмет,   а   слово   «одинокий»   может характеризовать не только предмет, но и состояние души человека.) ­  Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении? (Нет. Автор  с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.) ­ Как вы считаете, какое значение имеет слово «мятежный»? (Непослушный, и.т.д.) Дети работают со словарём. ­   Слово «мятежный» обозначает «тревожный, неспокойный, бурный». Не зря автор после данного эпитета говорит, что парус  просит бури. Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению.  1 строфа.  ­Что видим? (Море, небо, паруса, затишье.) Поэт   не   только   нарисовал   изумительную   картину   природы,   но   и   заставил   нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу.  ­Как читаем 1 строфу? (Спокойно, повествовательно.) ­Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса. ­А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите. ­ А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (Нет. Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.) 2 строфа. ­Что видим? (Парус, шторм, волны, ветер, мачта.) ­Как читаем? (Взволнованно, неспокойно. Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет). Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего   в   этом   мире   с   его   состоянием   души:  «играют   волны»,   «ветер   свищет»,   парус «ищет», «бежит», «просит». ­А парус? (И парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит.) ­А где сейчас по отношению  к нам находится парус? (Близко, мы слышим скрип мачты.) 4 Именно в час бури парус «счастия не ищет и не от счастия бежит». Герой забывает об одиночестве, когда вокруг бушует море и свищет ветер.  3 строфа. ­Что видим? (Ослепляющий своей красотой морской пейзаж.) ­Как читаем? (Светло, торжественно.) ­ А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (На палубе парусника.)  ­ В природе воцарился покой. ­А парус? («А он, мятежный, просит бури»)  ­   Поэт   широко   использует  олицетворения  (ветер   свищет,   играют   волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). 1 и 2 строчки каждого четверостишия ­ картины меняющегося моря 3 и 4 строчки каждого четверостишия  ­ настроение, чувства, голос поэта. 6. Работа над заучиванием стихотворения детьми наизусть (коллективно). 7. Обобщение. ­ Как вы думаете, для чего Лермонтов написал это стихотворение? Вид одинокого паруса в море М.Лермонтов соотносит с жизнью человека, такого же гордого, мятежного и очень одинокого. Тревога за него, за его судьбу не дает радостного настроения. Проблема человеческого одиночества. К тому же Лермонтов не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать свои чувства. Он был доверчивым и неосторожным. Вот в чем тайна этого стихотворения. Жизнь   людей   подобна   стихии   моря,   сложна,   противоречива,   контрастна   в   своих проявлениях. Поэту близки по духу те гордые, отважные люди, которые не удовлетворяются повседневностью, находятся в постоянном поиске жизненных целей. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам. 8. .   Рефлексия  ­ Сегодня на уроке мы анализировали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Оцените свою работу и закончите предложения. Я узнал… Мне захотелось… Это стихотворение заставило меня задуматься… Урок взволновал… Я расскажу дома… Мне было интересно… 9. Домашнее задание. Выучить стихотворение  М. Ю. Лермонтова "Парус". 5

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе  по программе «Начальная школа XXI века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019